Введение.
1 Теоретико-методические основы разработки антикризисной стратегии на предприятиях.
1.1 Понятие антикризисной стратегии.
1.2 Роль финансового планирования в деятельности организации.
1.3 Виды антикризисных стратегий и их реализация.
1.4 Этапы разработки антикризисной стратегии.
2 Анализ эффективности экономической деятельности и конкурентоспособности предприятия
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия.
2.2 Анализ показателей финансово-экономической деятельности АО «Уралэлектромедь».
2.3 Анализ рынков сбыта и конкурентные позиции АО «Уралэлектромедь».
- Разработка антикризисной стратегии развития для предприятия по производству меди.
3.1 Выявление кризисных положений в деятельности предприятия.
3.2 Разработка антикризисной стратегии развития для предприятия по производству меди.
Заключение.
Список используемых источников.
Приложение А.
Приложение Б
В представленной выпускной квалификационной работе освящается весьма распространенная сегодня проблема антикризисного управления. Кризисные ситуации для отдельных предприятий представляют собой часто наблюдаемое и вполне естественное положение дел в экономике рыночного типа, где, как и в дикой природе, обычно выживают лишь наиболее сильные. Если компания не соответствует требованиям рынка, ей так или иначе придется к ним адаптироваться, иначе вести эффективную деятельность не удастся и, скорее всего, такая компания с обозначенного рынка уйдет [30].
Сегодняшние реалии сектора экономики вынуждают руководящий состав предприятий заниматься управленческой деятельность в условиях с зачастую недостаточным уровнем определенности. В таком положении коммерческие решения в плане финансов и политики организации способны стать причиной разного рода кризисов для нее, итоги которых могут быть весьма отрицательными. Сложности анализа управленческой деятельности антикризисного направления до сих пор мало изучены, это связано с длительным использованием учения Маркса-Ленина в экономической сфере России, при котором наличие кризисов не рассматривалось вообще. Из-за данного подхода в практическом и теоретическом управленческом опыте слишком мало можно найти информации относительно соответствующих управленческих вопросов, в том числе и в плане диагностики антикризисной направленности [30]. По причине этого оценочные трудности для предприятия в профилактических целях выступают довольно актуальной и значимой проблемой в условиях кризисов финансов нашего времени.
Цель работы – разработать антикризисную стратегию развития АО «Уралэлектромедь». При написании работы использовались следующие источники: нормативно-правовая база в области организации деятельности предприятия и бухгалтерского учета; отчетность (внешняя и оперативная); уставные документа предприятия (Устав, Учредительный договор).
Задачи исследования:
– изучить теоретические основы разработки антикризисной стратегии развития;
– провести линейный и коэффициентный анализы экономической деятельности организации;
– предложить меры по преодолению кризисного положения.
В процессе написания дипломной работы, были проведены исследования финансово-эконмической деятельности АО «Уралэлектромедь», проанализирован российский и мировой рынок конкурентов данной отрасли. Результатом написания выпускной квалификационной работы стала антикризисная стратегия по развитию АО «Уралэлектромедь».
Тема дипломной работы является актуальной, так как с разработкой антикризисной стратегии для АО «Уралэлектромедь» увеличатся объемы продаж и чистая прибыль, а также организация повысит свои конкурентные способности.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 ПОНЯТИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ
Кризисное состояние характерно для любого предприятия, и возникать оно может как по причине недостаточно эффективной управленческой деятельности, так и по другим причинам. Среди таких причин можно назвать цикличность экономического развития, политические факторы и многое другое. Так что соответствующая управленческая работа выступает неотделимым элементом управления в системе социальной экономики, и любому менеджеру необходимо так или иначе располагать знаниями в сфере управления в кризисных экономических ситуациях.
Крисом принято считать значительное обострение противоречий в обозначенной системе или на отдельном предприятии, которое представляет угрозу ее жизнедеятельности в сложившихся условиях.
Признаком экономики рыночного типа можно назвать возникновение кризисов на всех этапах существования компании [29]. Они бывают короткие, эпизодические, не столь значимые для общего состояние организации с прибыльной стороны. Устранять кризисные ситуации можно посредством проведения мероприятий оперативного характера. В ситуации, когда эффективность компании недостаточна, кризисы в экономической сфере чаще всего длятся более продолжительное время и способны привести к ликвидации компании, продаже ее активов для покрытия долгов по кредитам и займам. Во избежание подобных ситуаций следует своевременно определять причины сложившихся кризисных ситуаций и разрабатывать необходимые решения для их устранения.
Если рассматривать изначальные кризисные причины, можно выявить массу всевозможных факторов. Их принято разделять на две главные группы:
– внешние, которые не зависят от работы компании;
– внутренние, которые непосредственно зависят от работы компании.
Первая группа факторов формирования кризисных ситуаций подразделяется на следующие факторы:
– государственного развития в плане экономики и социальных аспектов: повышение уровня инфляции, недостаточная устойчивость налоговой отрасли; периодически возникающие противоречия в регулирующих законах, уменьшение объемов действительной доходной части граждан, повышение уровня безработицы;
– рынка: уменьшение внутреннего рыночного объема, повышение уровня рыночного монополизма, неустойчивость рыночной валюты, повышение уровня предложения товаров-заменителей;
– другие внешние факторы: неустойчивость политической ситуации, ухудшение криминальной обстановки, стихийные бедствия.
Внутренние факторы образования кризисных ситуаций [22]:
– факторы рынка: недостаточный уровень способности товаров к конкуренции, ограниченные возможности в плане доступных поставщиков и клиентской аудитории;
– факторы управления: повышенный уровень рисков коммерческого плана, нехватка знаний в плане рыночных особенностей, недостаточная эффективность финансового менеджмента, слабая управленческая работа относительно производственных издержек, отсутствие управленческой универсальности, некачественная бухгалтерская система в плане ведения учета и построения отчетности;
– факторы производства: недостаточное обеспечение общих показателей организации как совокупности имущественных ценностей, износ и устаревание ключевых активов, слабый уровень трудовой производительности, повышенный расход энергии, высокая объектная загруженность общественной области.
Безусловно, любой из названных факторов имеет возможность спровоцировать кризисную ситуацию на производстве, однако чаще всего такие ситуации возникают в связи с недостаточно эффективной управленческой деятельностью наряду с недостатками в стратегических аспектах развития компании.
Хоть у каждой организации причины формирования кризиса имеют индивидуальный характер, для устранения кризисов используются конкретные меры, среди которых:
– постановка диагноза и признание кризиса;
– определение локализации кризиса;
– разработка способов устранения кризиса, где можно выделить: уменьшение расходов, улучшение состояния финансовых потоков, более эффективные стимулы продаж, изменение коммерческой кредитной политики, коррекция структуры долгов по кредитам и тому подобные меры [21].
Идентификация кризисной ситуации является распознанием в процессе работы предприятия некоторых определяющих его признаков, к которым относятся причины, факторы и симптомы кризиса. Самым важным здесь выступает определение симптомов развития кризиса, что необходимо для получения возможности заблаговременного начала работы соответствующей управленческой программы. На предприятии в форме кризисных факторов можно наблюдать следующее: снижение уровня качества товаров, нарушение технологии, устаревание техники, значительное кредитные долги. Среди причин возникновения кризисных ситуаций можно назвать ошибки экономического плана, недостаточную квалификацию трудовых кадров, их слабую мотивацию, когда среди кризисных симптомов наблюдаются первые негативные тенденции, их определенная стабильность, конфликтные ситуации на рабочем месте и увеличение проблемных моментов с финансовой стороны.
Большое значение при определении кризисов уделяется диагностическим процедурам. Их целью выступает постановка диагноза и итоговое заключение относительно состояния исследуемого объекта на момент окончания данного исследования и соответствующие перспективные разработки [30]. К задачам диагностики относится нахождение необходимых мер, ориентированных на оптимизацию деятельности всех системных компонентов, и методов их эффективного использования. Диагностические задачи тесно связаны с остальными задачами – изучением и прогнозированием истоков кризиса.
Диагностика является процессом исследования, из-за чего на нее автоматически переходят весь комплекс ключевых требований, которые должны предъявляться к стандартным исследовательским операциям: она должна основываться на изначальных источниках, должна быть точной и не предвзятой. Осуществление диагностики подразумевает реализацию следующих условий [20]:
– необходимо обеспечить единство ведения исследовательской работы на каждой из ее стадий с учетом доступного многообразия использования расчетных методик;
– требуется проанализировать взаимную связь корреляционного характера относительно факторов снаружи и внутри предприятия, и итогов его работы ради определения комфортных в использовании связующих формул;
– важно создать систему управления, которая бы обеспечивала достаточную видимость успешного течения всех разновидностей работы в движении;
– следует выявить спектр показателей, которые позволяют точнее оценить и соотнести с некоторыми стандартами итоги полноценной работы организации;
– необходимо создать пакет программ прикладного характера, которые позволят в доступной форме осуществлять обоснование решений по управлению со стороны социальных аспектов и экономики посредством проведения диагностики организации в итоге их исполнения.
Диагностика является процессом исследования, из-за чего на нее автоматически переходят весь комплекс ключевых требований, которые должны предъявляться к стандартным исследовательским операциям: она должна основываться на изначальных источниках, должна быть точной и не предвзятой. Осуществление диагностики подразумевает реализацию следующих условий:
– необходимо обеспечить единство ведения исследовательской работы на каждой из ее стадий с учетом доступного многообразия использования расчетных методик;