ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Пенсионное обеспечение в России
1.1. Понятие и сущность пенсионного обеспечения
1.2 История становления и современное состояние пенсионной системы Российской Федерации
Глава 2. Пенсионный фонд России- основной орган пенсионного обеспечения
2.1 Понятие и структура Пенсионного фонда Российской Федерации
2.2. Правовое положение Пенсионного фонда России
2.3. Функции и задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации
Глава 3. Современные проблемы Пенсионного фонда РФ и пути их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение № 1
В Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация - социальное государство». Реализация обязательств государства, установленных на конституционном уровне, обусловливает необходимость создания и обеспечения функционирования в стране соответствующей системы, экономически и юридически гарантирующей право на социальное обеспечение. Социальная защита в Российской Федерации реализуется в нескольких формах, одной из которых является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение является базовой и одной из ключевых социальных гарантий современного стабильного развития общества в целом, потому что оно затрагивает непосредственно интересы определенного нетрудоспособного населения, как правило, составляющего, более 25-30% жителей любой страны, а также косвенно трудоспособного населения. Особенно большое значение оно приобретает в период экономических преобразований, происходящих в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, составляет свыше 26% общей численности населения. Ключевой формой социального обеспечения является социальное страхование, оно является системой материального обеспечения населения государства, которая основана на различных принципах страхования.
Социальное страхование осуществляют государственные внебюджетные фонды, являющиеся составной частью финансовой системы РФ. Кроме того, они являются одной из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Самым крупным из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ (ПФР), потому как на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он является централизованной системой аккумуляции и перераспределения денежных средств. Таким образом, изучение правового положения, задач и функций Пенсионного фонда РФ представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией пенсионного обеспечения в России.
Предметом исследования является деятельность Пенсионного фонда России.
Целью курсовой работы является исследование правового положения, задач и основных функций Пенсионного фонда РФ.
Задачами курсовой работы являются:
-рассмотреть понятие и сущность пенсионного обеспечения;
-изучить историю становления и современное состояние пенсионной системы РФ;
-рассмотреть понятие и структуру Пенсионного фонда России;
-рассмотреть правовое положение Пенсионного фонда РФ;
- изучить задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации;
-изучить современные проблемы Пенсионного фонда России и пути их решения.
Структурно курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1. Пенсионное обеспечение в России
1.1. Понятие и сущность пенсионного обеспечения
Пенсионное обеспечение является одной из главных социальных гарантий развития государства, потому что оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пенсию), так и трудоспособного (будущих пенсионеров).
Условия и нормы пенсионного обеспечения определяются с учетом трудового вклада. У этого вклада имеются количественный и качественный параметры. Под первым подразумевается то, как долго человек трудился и, соответственно, подлежал данному виду страхования. Второй - как оценивался его труд, другими словами каким был характерный для него уровень трудового дохода. Количественный показатель обычно выражен в стандарте стажа, а качественный - в размере типичного для застрахованного заработка. При превышении установленного стандарта стажа пенсия повышается, в случае его недостаточности, наоборот, понижается. Во всех случаях пенсия подсчитывается на основе среднего заработка. В большинстве стран так или иначе определены минимальные и максимальные размеры страховых пенсий. Их цель гарантировать минимальный уровень страховой пенсии (он значительно выше уровня социального пособия) и предотвратить необоснованные излишки в пенсионном обеспечении, поскольку финансовые ресурсы государства и страхового фонда не безграничны.
Научная литература недостаточно уделяет внимания таким понятиям, как "пенсия", "пенсионная система", "пенсионное обеспечение". Достаточно часто они приводятся как идентичные по содержанию. К примеру, С.Г. Ерошенков полагает: "Пенсионное обеспечение - это, как правило, денежная форма материального обеспечения для людей, которые становятся нетрудоспособными в силу различных причин". По мнению А. Р. Далимова: «пенсия - это сумма денежных выплат, получаемая индивидуумом после прекращения им трудовой деятельности». При описании пенсионной системы он квалифицирует ее как механизм, обеспечивающий сбор, учет взносов и выплату пенсий бенефициарам.
Полагаем, что с таким мнением нельзя согласиться, потому что материальная поддержка в денежной форме может быть оказана любому лицу, потерявшему трудоспособность, любым другим лицом, желающим это сделать. Однако это уже будет не пенсионным обеспечением, а разовой, гуманитарной или спонсорской материальной поддержкой.
Пенсионное обеспечение - это непосредственно связанный с трудовой деятельностью индивида процесс материальной поддержки, размеры, сроки и условия которого являются производными от размера заработной платы, условий труда, стажа работы и др. Более того, пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений с разными уровнями доходов и разными уровнями экономического развития.
"Новый энциклопедический словарь" дает пенсии такое определение: "Пенсия - денежное обеспечение, получаемое гражданином из пенсионных и иных фондов по окончании работы, при достижении пенсионного возраста или в иных случаях, предусмотренных законом".
Средства пенсионного обеспечения государства по сравнению с другими государственными расходами обеспечиваются за счет создаваемых специальных внебюджетных фондов, организующих сбор и финансирование выплат пенсий. Когда пенсионные фонды в зависимости от своих финансовых возможностей могут обеспечивать стабильное финансирование пенсионных выплат, то тогда можно говорить о внутреннем финансовом обеспечении пенсионного фонда. В случае, когда для выплат пенсий привлекаются дополнительные источники за счет государственных средств бюджета, то речь идет о внешнем или, как иногда квалифицируют, "смешанном" финансировании пенсионных выплат.
Оценивая пенсионную систему конкретного государства необходимо учитывать степень зрелости системы, это имеет существенное значение. В условиях преобладания численности молодых плательщиков взносов над получателями пенсии пенсионную систему именуют "молодой системой". При постепенном изменении пропорций этого соотношения в пользу получателей пенсии систему называют "зрелой системой". Количественным показателем, определяющим качество или уровень зрелости пенсионной системы, является коэффициент зависимости (КЗ), который отражает число пенсионеров, приходящихся на одного плательщика в процентах.
Структурная и функциональная характеристики пенсионного обеспечения государства принципиально отличаются друг от друга только источниками финансирования. В данном аспекте, солидарная система, которая по своей сути является государственной, имеет три основных источника:
-отчисления работников;
-обязательное отчисление от фонда заработной платы;
-государственные дотации.
В накопительной системе два источника:
- обязательные или добровольные взносы работников;
- проценты от инвестиции накоплений.
В частных накопительных пенсионных фондах:
- отчисления в виде взносов работников;
- проценты от капитализации взносов;
- переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.
Принципиальным вопросом выступает организация выплат пенсий. В солидарной системе государство формирует и контролирует условия, размеры и сроки выплаты пенсий. В других системах выплаты пенсий, их размеры, сроки и условия обслуживаются в конкретном договоре между работником и страховым агентством. Поэтому процесс организации и управления пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной задачи государства. Данная задача, которая состоит из сбора пенсионных взносов, аккумуляции денежных средств в руках государства или компаний и своевременного распределения этих средств пенсионерам, является основной функцией государства по перераспределению национального дохода государства, соответственно, это считается объектом экономических отношений. Экономическая литература функции пенсионного обеспечения практически не затрагиваются, хотя, как мы считаем, это является важным элементом теоретического анализа данной категории экономических отношений людей.
Таким образом, пенсионное обеспечение - это совокупность экономических и правовых отношений по поводу производства и распределения в денежной форме части вновь созданного продукта, необходимого для удовлетворения потребностей нетрудоспособных категорий населения общества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3823.
3. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) "О государственных пенсиях в Российской Федерации"// "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, N 27, ст. 351.
4. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"//"Российская газета", N 68, 10.04.1996.
5. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О негосударственных пенсионных фондах"// "Российская газета", N 90, 13.05.1998.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"//"Российская газета", N 247, 20.12.2001.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"//"Российская газета", N 247, 20.12.2001
8. Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"// "Российская газета", N 138, 29.07.2009.
9. Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"// "Российская газета", N 276, 06.12.2013.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О страховых пенсиях"// "Российская газета", N 296, 31.12.2013
11. Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Российская газета", N 296, 31.12.2013
12. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О накопительной пенсии"// "Российская газета", N 295, 30.12.2013
13. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"// "Российская газета", N 295, 30.12.2013
14. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.
15. Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 N 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР"// "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, N 30, ст. 415.
16. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г." // СПС «КонсультантПлюс»
17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.// СПС «Гарант»
18. Андреева О. В. К вопросу о сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации / Андреева О. В., Суховеева А. А. // Финансовые исследования. - 2013. - №14. - С. 40-42.
19. Далимов, Р. Мировой опыт реформирования пенсионных систем и его использование в условиях переходной экономики. - М.: Право, 2007. - С. 32.
20. Ерошенков, С.Г. Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение фактического состояния пенсионной системы России. - М.: Юрист, 2007. - С. 11.
21. Зарюто Ю.В. Теоретические основы формирования и развития негосударственных пенсионных фондов.// scienceforum.ru›2016/pdf/18967.pdf
22. Захаров М. Л. "Основные принципы определения уровня трудовой (страховой) пенсии: реальность и перспективы" // Журнал российского права, №. 7 (151), 2009, с. 14-23.
23. Иванова С. В., Киреев Ю. А., Бочарова К. А. История развития пенсионного обеспечения в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 84-87.
24. История развития пенсионной системы.// http://pfr.pba.su/Content/Read/260
25. Мадатов А. А. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект пенсионных правоотношений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 28 с.
26. Новый энциклопедический словарь // од ред. М.В. Белопольского. - М.: Экзамен, 2005.
27. Официальный сайт ПФР // http://www.pfrf.ru/about/
28. Панков Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации. - Самиздат., 2010. - 98-103 с.
29. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 480с.
30. Пучкова Л.М. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ. // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 3 (21). С. 59-61.
31. Савинов А. Н. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. —2-е изд. стер.- М.: «Академия», 2011.
32. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти/ Р.А. Соколов // Законодательство. - 2014. - № 3. – С. 20-24.
33. Соловьев В.Г. Чермянина О.К. Пенсионный вопрос // Советская Россия. -2005.- 29 сентября.
34. Топилина, Н. И. Пенсионный фонд Российской Федерации :Система и правовое положение /Н. И. Топилина. //Современное право. -2008. - № 10. - С. 53 – 56
35. Умурзаков Б. Если система пенсионного обеспечения привлекательна, то она играет роль стимулирования процесса смены поколений. // http://www.top-personal.ru/issue.html?817