Преобразования в политической, экономической и социальной жизни Российской Федерации, случившиеся за несколько последних десятилетий, рост уровня и качества жизни населения вызвали значительное увеличение числа поездок россиян по всему миру. При зарубежных поездках физические лица все активнее приобретают товары и транспортные средства как для личного использования, так и для ведения своей предпринимательской деятельности.
Активно происходит процесс переселения в нашу страну бывших соотечественников и иных лиц, которые выбрали Российскую Федерацию в качестве постоянного нового местожительства. Такие люди проходят таможенную границу вместе со своим имуществом, зачастую, в том числе, и с автотранспортными средствами. Организация процесса таможенного контроля при вышеуказанных перемещениях, пресечение контрабанды и несоблюдения таможенных правил, взимание в необходимых случаях таможенных платежей, оптимизация временных и финансовых расходов физических лиц при прохождении таможенных процедур, исполнение других подобных задач возложено государством на федеральные органы, которые уполномочены в сфере таможенного дела.
Однако, все еще целый ряд вопросов, связанных с формированием принципов таможенного контроля перемещения товаров физическими лицами, развитием мероприятий таможенного регулирования с учетом современных тенденций такого перемещения, совершенствованием таможенного контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты таможенных платежей физическими лицами, в должной мере не решены.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа и оценки таможенного контроля по перемещению транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ разработать рекомендации по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
- раскрыть теоретические основы таможенного контроля по перемещению транспортных средств таможенную границу РФ;
- провести анализ практики таможенного контроля по перемещению транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ;
- разработать мероприятия по совершенствованию таможенного контроля по перемещению транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ.
Объектом исследования является таможенная граница Российской Федерации.
Предметом изучения стали общественные отношения, возникающие по поводу организации таможенного контроля по перемещению транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых-экономистов и юристов, специалистов в области таможенного регулирования. Вопросы перемещения транспортных средств физическими лицами рассматривали ведущие специалисты в области таможенного дела, такие как: Бакаева О.Ю., Богданова Е.Л., Бычкова А.Т., Козаев В.Р., Кошелева В.К., Кузнецова А.И., Ноздрачева А.В., Покровской В. В., Попова О.Р., Прокушева Е.Ф., Толкушкина А.В., Халипова С. В., Чекмарева Г.И., Чермянинова Д. В., Черных В. А., Шаповалова В.Н., Шевцова А.В.
При решении поставленных в работе задач были использованы методы анализа, сравнения, табличный, хронологический, графический.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы таможенного контроля по перемещению транспортных средств таможенную границу РФ. Во второй главе проведен анализ практики таможенного контроля по перемещению транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ. Третья глава носит рекомендательный характер по совершенствованию таможенного контроля по перемещению транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 85 стр., включает 16 табл., 15 рис.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
1.1 Понятие и классификация таможенного контроля
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешнеторговая деятельность связаны с движением через таможенную границу государства как организациями, так и гражданами товаров и транспортных средств. В этом случае товары и транспортные средства подвергаются таможенному контролю совершения в отношении них таможенных операций.
Е.Ф. Прокушев говорит, что «внешнеэкономическая деятельность является процессом реализации внешнеэкономических связей», а внешнеэкономические связи включают «международные хозяйственные, торговые, политические отношения, состоящие в обмене товарами, всевозможные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное ведение предпринимательства» [45, с.48].
Чтобы понять природу и механизм таможенного контроля товаров, перемещаемых через государственную таможенную границу, важно разъяснить значение основных понятий и терминов, связанных с этими операциями.
В главе 2 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) в редакции от 26.06.1999 года сказано, что таможенный контроль - это меры, которые применяются службой таможни для обеспечения соблюдения законодательства в таможенной сфере (Е7/F3).
Кожанков Ю.А. считает, что общее содержание таможенного регулирования в ЕАЭС определяет деятельность наднациональных органов ЕАЭС по реализации положений с целью применения унифицированного порядка таможенного регулирования, состоящих из единых правил декларирования товаров и уплаты таможенных платежей, а также применения к товарам единых таможенных процедур» [25, c.258].
В настоящий момент актуальное определение «таможенного контроля» закреплено в пп.41 п.1. ст.2 ТК ЕАЭС: «Таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании» [2].
А.А. Костин отмечает: «Таможенный контроль в качестве одного из видов государственного контроля определяет обязанность совершить определенные действия как со стороны органа таможни, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства, а также лиц, которые содействуют исполнению таможенного контроля» [29, с.26].
Статья 94 ТК ЕАЭС вышеуказанные обстоятельства определяет как основной принцип таможенного контроля - избирательные формы таможенного контроля (по обычаю, органы таможни применяют лишь те формы таможенного контроля, которых достаточно для того, чтобы соблюсти таможенное законодательство).
Следует отметить, что формы таможенного контроля и порядок их осуществления установлены в ст. 322 ТК ЕАЭС:
- получение объяснений;
- проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
- таможенный осмотр;
- таможенный досмотр;
- личный таможенный досмотр;
- таможенный осмотр помещений и территорий;
- таможенная проверка [11, с.26].
Таможенный контроль осуществляется таможенными органами на разных этапах таможенного оформления товаров, которые определяются требованиями ТК ЕАЭС по предоставлению документов и информации, необходимых для таможенного контроля. Эта информация и документы устанавливаются ТК ЕАЭС.
Таможенный контроль должен обеспечивать:
- создание условий, способствующих ускорению внешней торговли;
- согласованию перемещения через таможенную границу товаров и средств транспорта;
- своевременный и полный сбор пошлин, налогов и других сборов;
- ведение таможенной статистики внешнеторговой деятельности и специальной таможенной статистики;
- внедрение в пределах своих полномочий таможенных органов денежно-кредитного контроля;
- управление товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и др. [36, с.127].
Таможенный контроль выступает коллективной концепцией, предполагающей реализацию комплекса контрольных мероприятий. При оформлении товаров таможенные органы обязаны проводить следующие виды проверок:
- проверка правильности кода классификации товаров по ТН ВЭД России;
- проверка правильности определения страны происхождения товара;
- контроль за соблюдением российского законодательства, запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз отдельных товаров из Российской Федерации;
- контроль за применением мер по защите интеллектуальной собственности;
- валютный контроль и контроль за выполнением внешнеторговых обменов;
- контроль таможенной стоимости;
- контроль статистических затрат;
- проверка правильности расчета и своевременности уплаты пошлин;
- контроль за соблюдением условий территории в соответствии с заявленным таможенным режимом и специальной таможенной процедурой;
- контроль соблюдения дополнительных условий выпуска.
При проведении вышеуказанных видов контроля должностные лица таможенных органов используют формы таможенного контроля, указанные в статье 322 Таможенного кодекса EAЭС. Следовательно, эти виды контроля не являются самостоятельными формами контроля и должны осуществляться как часть одной или нескольких форм таможенного контроля, выбранных таможенным органом.
На основе анализа положений отдельных глав Таможенного кодекса ЕАЭС, а именно 44 и 45 глав, в общих условиях таможенного контроля были определены следующие классификационные группы:
- подбор таможенных мероприятий;
- продолжительность по времени таможенного контроля;
- помещение товаров и транспортных средств под таможенный контроль;
- достоверность заверения сведений, содержащихся в таможенной документации;
- места осуществления таможенного контроля;
- обязанность уполномоченных лиц предоставлять документацию в таможенные органы;
- недопустимость нанесения вреда при осуществлении процедуры таможенного контроля;
- применение технических средств при осуществлении таможенного контроля;
- все возможные действия, принимающиеся и предпринятые в отношении отдельных товаров и транспортных средств [44, с.166].
Указанный перечень общих условий таможенного контроля не исчерпывающий и доскональный.
Традиционно выделяется следующая группа принципов таможенного контроля:
1) принцип избирательности;
2) принцип разумности;
3) принцип сотрудничества с органами таможни иностранных государств согласно международных договоров, с другими государственными регуляторами, а также с непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности;
4) принцип использования системы управления рисками (далее - СУР) [20, с. 59].
Система управления рисками базируется на эффективном применении имеющихся ресурсов органов таможни по предотвращению нарушений таможенного законодательства таможенной службы и используется для грузоперевозки, транспортных средств в международной практике дорожного движения, документации и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, а также степени реализации таможенного контроля [15, с.319].
Алгоритм системы управления рисками заключается в следующем - система назначает так называемый профиль риска для каждой партии продукта. Выбор формы таможенного контроля зависит от профиля риска. Для некоторых партий применяется такой таможенный контроль, как проверка документов, таможенный осмотр, а для другой части партий применяется таможенный досмотр. И даже если товары были успешно выпущены таможней в соответствии с указанной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного контроля для помещений и территорий, в которые помещаются растаможенные товары, могут назначить меры таможенной проверки (камеральной или выездной).
При создании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно классифицировать по внешним и внутренним источникам информации.
Внутренняя информация – это информация, записанная в таможенных базах данных (средние цены на различные группы товаров, средняя сумма контрактов на определенные товары, декларации базы данных, информационные каталоги от таможенных и нетаможеных органов, таможенная статистика и другие источники информации).
Внешние источники включают информацию, полученную от других таможенных органов и из баз данных других органов исполнительной власти (от ФНС Российской Федерации, Министерства промышленности, Росалкогольского регулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ.
Внешние источники также включают информацию, которую российские таможенные органы получают от таможенных органов других стран по каналам международного сотрудничества.
Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска, неизвестно. По некоторым данным, система СУР обрабатывает около полутора тысяч различных параметров при определении профиля риска конкретного товара, и это число постоянно увеличивается. Какие параметры также неизвестны. Исходя из опыта, мы можем предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.
1. Страна (регион) происхождения товара. Партии товаров, поступающих из стран, которые чаще всего находятся под контролем, это те, которыми к России используются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны ЕС). Профиль высокого риска также присваивается странам товаров, которые поступают в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем преступности, связанной с наркотиками.
2. Код товара по ТН ВЭД. Большая часть товаров свободно ввозится и вывозится из страны, но существует ряд товаров, на экспорт или ввоз которых на таможне необходимо предоставить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники внешней торговли, нарушающие таможенное законодательство, присваивают заявленным товарам другой товарный код. Подобный метод используется участниками внешней торговли, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин. Система СУР содержит информацию о группах продуктов, которые чаще всего искажаются. Российские таможенные органы часто используют контакты с коллегами из других стран. Если обнаруживаются различия между объемом экспорта и импорта определенных товаров, декларант также попадает в группу риска.
3. Участник внешней торговли, декларант. Система СУР рассматривает всех заявителей как добросовестных участников внешней торговли. Тем не менее, стоит один раз совершить ошибку (преднамеренную или непреднамеренную), которая инициирует административный процесс по возбуждению административного дела (без лишения лицензии), то все последующие внешнеторговые операции этого участника внешней торговли считаются системой высокого риска. Участники внешней торговли, имеющие статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы временных складов, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, имеют наименьший профиль риска.
4. Количество товаров. Существует группа так называемых прикрывающих товаров, которые служат прикрытием для импорта товаров в страну. Подозрение вызывает большие количества картофельного крахмала, продуктов для кормления животных, древесины и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для импорта товаров высокого риска и даже запрещены для ввоза или вывоза контрабандой.
5. Товары ввозятся по документам, достоверность которых ставится под сомнение. Профиль высокого риска может быть назначен продукту, который сопровождается сертификатами, лицензиями, декларациями и другими документами, достоверность которых сомнительна.
6. Маршрут движения товаров. Уровень риска зависит от того, насколько высок риск перегрузки товаров под таможенным контролем.
Есть и другие факторы, которые влияют на формирование профиля риска. Система не стоит на месте, она улучшается, и количество факторов, влияющих на профиль риска, увеличивается. Внедрение системы СУР позволило сделать таможенные операции более прозрачными и предсказуемыми, обеспечить баланс между безопасностью и мерами, которые способствуют развитию торговли и партнерству между таможней и бизнесом.
Все виды методов анализа рисков используются для идентификации транспортных средств различных категорий, документации и проверяемых лиц, а также уровня тщательной проверки таможенными органами. Федеральная таможенная служба России, уполномоченная в таможенных делах, определяет стратегию таможенного контроля на основе системы мер по оценке рисков. Стратегия такого типа подтверждается документами, доступ к которым ограничен [36, с. 285].
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. ― № 31. ― ст. 4398.
2. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Подписан в г. Москве 11.04.2017) [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.pravo.gov.ru, 06.05.2020.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) "О безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, № 50, ст. 4873.
4. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Российская газета, № 80, 07.05.2002.
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5082.
6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.03.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // Российские вести, № 227, 23.11.1993.
7. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 18.02.2020) "О таможенном тарифе" // Ведомости СНД и ВС РФ, 10.06.1993, № 23, ст. 821.
8. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 «О принятии Общероссийского классификатора основных фондов» [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=26160&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6608922625941509#06783694518256258, 06.05.2020.
9. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. - URL: https://base.garant.ru/2560614/.
10. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ, 08.08.2011, № 32, ст. 4810.
11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 № 41 "О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза" [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. - URL: http://www.eaeunion.org/.
12. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 28.05.2019, с изм. от 29.04.2020) "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. - URL: http://www.eaeunion.org/.
13. Алейников И.А. Совершенствование таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза / И.А. Алейников, Р.П. Мешечкина, А.Ю. Антонов // Актуальные вопросы современной науки и практики материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов: в трех ч. – Белгород, 2016. – С. 244-255.
14. Александров В.А. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.А. Александров, Н.Р. Шоль. - СПб.: Лань П, 2016. - 336 c.
15. Алехина О.В., Игнатьева Г.В., Ермилов И.С. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях ЕАЭС / О.В. Алехина, Г.В. Игнатьева, И.С. Ермилов. - Саратов: ИЦ «Наука», 2017. - 163 с.
16. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела: учебное пособие / П.Н. Афонин, Д.Н. Афонин, Е.М. Графова, Е.В. Дробот. - СПб.: Издательский центр «Интермедия», 2017. - 288 с.
17. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры / Г.В. Баландина, Ю.Ю. Пономарев, С.Г. Синельников-Мурылев. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. -100 с.
18. Бекяшев К.А. Таможенное право / К.А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2018. – 328 с.
19. Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М.В. Бойкова; под общ. ред. В.В. Макрусева. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. - 130 с.
20. Боков К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России: монография / К. Боков. - М.: Проспект, 2017. - 172 с.
21. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник / Под ред. Мантусова В.Б. - М.: Юнити, 2018. - 624 c.
22. Воронина Л.И. Таможенная система Российской Федерации в условиях глобализации: монография / Л.И.Воронина, И.А.Кудряшова – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РЭУ им Г.В.Плеханова. – 2016. – 172 с
23. Воронцова Н. А. Международное таможенное право. Документы и комментарии. - М.: МГИМО-Университет, 2017. - 179 с.
24. Геращенко Г.П., Дианова В.Ю., Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г.П. Геращенко, В.Ю. Дианова, Е.Л. Андрейчук. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 234 с.
25. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. — М.: ИЦ Академия, 2018. — 256 c.
26. Григорян Т.В. Актуальные проблемы проведения таможенного осмотра, таможенного досмотра, таможенного осмотра помещений и территорий / Т.В. Григорян // Юридические науки. – 2018. - №1 (5). – С.56-63.
27. Гусарова У. Проблемные вопросы совершенствования таможенного администрирования / У. Гусарова // Актуальные проблемы развития таможенного дела: сборник материалов научно-практической конференции факультета таможенного дела. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. – С.70-73.
28. Денисов С.А. Исследование деятельности таможенных органов в борьбе с административными правонарушениями в области таможенного дела / С.А. Денисов // Управление экономическими системами. – 2016. - № 3. – С.1-18.
29. Досмырза Д. Концептуальные перспективы развития таможенного администрирования / Д. Досмырза // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. - 2018. - С. 37-44.
30. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов / С.И. Истомин. - М.: Деловой двор, 2018. - 280 c.
31. Кожанков А.Ю, Коровяковский Д.Г., Ненадышина Т.С., Шохин С.О. Скоординированное управление границей: международные стандарты и правоприменительная практика. - М.: Прометей, 2017. — 192 с.
32. Коник Н. Таможенное дело: учебное пособие / Н. Коник. - 2-е издание, стереотипное. - М.: Омега-Л, 2018. – 203 с.
33. Коростышевская Е.М., Николаева Т.П. Инновационные процессы на постсоветском пространстве в условиях глобализации / Е.М. Коростышевская, Т.П. Николаева // Инновации. – 2016. - № 2. – С.58-67.
34. Косаренко Н.Н., Квятковский А. В. Международное регулирование и применение таможенного порядка в Евразийском экономическом союзе / Н.Н. Косаренко, А.В. Квятковский // Евразийская адвокатура. - 2016. - №5 (24). - С.135-141.
35. Костин А.А., Костина О.В. Правовые и организационные основы совершенствования таможенного контроля в ЕАЭС / А.А. Костин, О.В. Костина // Актуальные проблемы развития таможенного дела: сборник материалов научно-практической конференции факультета таможенного дела. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. – С.26-30.
36. Костин А.А., Костина О.В. Современные тенденции развития системы таможенного контроля / А.А. Костин, О.В. Костина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 2076-2080.
37. Лохманова Е.А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности / Е.А. Лохманова // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 42-44.
38. Лузина Т.В. Таможенные платежи в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами: учебное пособие для вузов / Т.В. Лузина, Т.Б. Толстихина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 159 с.
39. Луцевич Ж.А. Особенности использования технических средств таможенного контроля при проведении таможенного осмотра / Ж.А. Луцевич // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы. – 2017. – С. 305-307.
40. Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категорий "С", "D", "Е" / О.В. Майборода. - М.: ИЦ Академия, За рулем, 2016. - 256 c.
41. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: Учебник / В.В. Макрусев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 348 с.
42. Маховикова Г. А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2016. - 408 с.
43. Мешечкина Р.П., Антонов А.Ю. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-2. – С. 397-401.
44. Новикова С.А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 302 с.
45. Нощенко В.А. Правовое регулирование таможенного контроля: таможенный осмотр и таможенный досмотр / В.А. Нощенко // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2017. – №1(12). – С. 65-68.
46. Основы технологий и средств таможенного контроля. - М.: Проспект, 2018. - 464 c.
47. Павлов А.В., Чермянинов Д.В. Таможенное регулирование и надзорные мероприятия, реализуемые таможенными органами РФ / А.В. Павлов, Д.В. Чермянинов // Таможенное право. – 2018. - № 6. – С.64-71.
48. Покровская В. Таможенное дело: учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 732 с.
49. Попова Л.И. Таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств / Л.И. Попова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 214 с.
50. Попова Л.И. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие для вузов / Л.И. Попова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 311 с.
51. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. / Е.Ф. Прокушев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2016. – 527 с.
52. Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: Учебник / А.Г. Пузанков. - М.: Academia, 2016. - 208 c.
53. Сумина Н.В., Малышкина А.Ю. Совершенствование деятельности таможенных органов по организации таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС / Н.В. Сумина, А.Ю. Малышкина // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2018. - №4. – С.69-75.
54. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник для вузов / А.Г. Чернявский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. – 556 с.
55. Чермянинов Д.В. Об уточнении понятий и корректности применения контроля и надзора в области таможенного дела / Д.В. Чермянинов // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 9-10 июня 2016 г.) / отв. ред. А. В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 2016. С. 510-518.
56. Чмиль В.П. Автотранспортные средства / В.П. Чмиль. - СПб.: Лань, 2016. - 336 c.
57. Юдин Д.С. Применение технических средств при проведении таможенного досмотра и основные направления их совершенствования / Д.С. Юдин // Современные вопросы таможенного дела. – 2018. - № 2. – С.101-108.
58. Ягубов Ш.Р., Ваганова О.Е. Совершенствование процесса совершения таможенных операций при ввозе легковых автомобилей для личного пользования на территорию Евразийского экономического союза / Ш.Р. Ягубов, О.Е. Ваганова // Вестник СГСЭУ. – 2018. - № 1. – С.68-72.
59. Ящишин С.Т. Основы теории, экономики и практики таможенной деятельности / С.Т. Ящишин, Г.С. Осипов. - М.: Элмор, 2018. - 128 c.
60. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году» [Электронный ресурс]. – Электр. дан. - Заглавие с экрана. - URL: http:// www.customs.ru/images/stories/2018/Mart/customs%202017 (дата обращения: 03.05.2020).
61. Калинин А.С. Таможенные операции и таможенный контроль в Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] / А.С. Калинин // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(73). - Электр. дан. - Заглавие с экрана. - URL: https://sibac.info/archive/social/2(73).pdf (дата обращения: 08.05.2020).