Дипломная работа|Экономическая география и регионалистика

Диплом Конкурентные стратегии развития территории на базе информационно-аналитических инструментов геомаркетинга на примере Куйбышевского района Новосибирской области

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 103

Цена: 1 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

1.ГЕОМАРКЕТИНГ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО - ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: СУТЬ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Геомаркетинг как современный инструмент маркетингового анализа

1.2 Задачи и инструменты геомаркетинга

1.3 Роль геоинформационных систем в проведении геомаркетинговых исследований

2.ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Характеристика Куйбышевского района Новосибирской области

2.2 Анализ социально-экономического развития Куйбышевского района за 2015-2017гг. и прогноз развития в 2018-2019гг.

2.3 Формирование показателей конкурентоспособности территории на базе инструментов геомаркетинга

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА

3.1 Инвестиционная привлекательность региона

3.2 Нефтехимические перспективы развития района

3.3 Предложения по повышению конкурентоспособности развития района

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Возможности инновационного развития российской экономики ограничиваются нарастающими диспропорциями в региональном развитии.

Ограниченные возможности доступа к мировым финансовым ресурсам делают невозможной реализацию ряда крупнейших проектов регионального развития.

Низкий уровень диверсификации и ассиметрия регионального развития затрудняют доступ отдельных территорий к ресурсам и ограничивают возможности повышения качества жизни населения этих территорий.

В таких условиях именно маркетинговый подход становится драйвером экономического развития, как отдельных отраслей, так и всего территориального народно - хозяйственного комплекса.

Использование маркетингового подхода, в свою очередь, должно базироваться на стратегическом управлении.

В рамках одного государства территориальные образования, с одной стороны, могут быть элементами единой социально-экономической системы с развитыми взаимосвязями и взаимоотношениями, с другой - играть роль конкурентов на национальном рынке за материальные и нематериальные ресурсы. Одновременно территориальные образования могут являться полноправными участниками рынка международного уровня, представляя интересы всей страны.

С развитием экономики усиливается значимость маркетинговых исследований, учитывающих географическое местоположение как организаций, так и их клиентов, возрастает значимость геомаркетинга - технологии принятия решений с использованием пространственных данных в процессе осуществления деятельности в области сбыта продукции и управлении пространственно распределёнными объектами, характеризуемых потребителя, конкурентную ситуацию и инфраструктуру территории. Геомаркетинг является формой маркетингового исследования, позволяющей визуально проанализировать внешние и внутренние показатели региона, различные аспекты её прошлой, текущей и будущей деятельности, включая конкурентную среду и инфраструктуру.

Актуальность темы. Геомаркетинг как концепция рыночного ведения хозяйства и управления базируется на эффективных методах получения, анализа и применения информации при управлении, производстве и потреблении, инвестировании, для развития региональных образований. Как технология геомаркетинг является новой информационной технологией, возникшей на основе интеграции технологий классического маркетинга и геоинформационных технологий. Как основная автоматизированная информационная система, применяемая в геоинформационных технологиях, ГИС является самой перспективной информационной системой для решения задач управления, бизнеса и мониторинга. Все это определяет важность геомаркетинга в современном обществе.

Объектом исследования служит социально-хозяйственная система Куйбышевского района Новосибирской области.

Предметом исследования выступают конкурентные возможности стратегических приоритетов социально-экономического развития района.

Цель дипломного исследования - разработка конкурентной стратегии развития территории на базе информационно-аналитических инструментов геомаркетинга на примере Куйбышевского района Новосибирской области.

Задачи дипломного исследования:

-рассмотреть геомаркетинг, как современный инструмент маркетинового анализа;

-указать задачи и инструменты геомаркетинга;

-выявить роль геоинформационных систем в проведении геомаркетинговых исследований;

-ознакомиться с характеристикой Куйбышевского района Новосибирской области;

-провести анализ основных социально-экономических показателей развития Куйбышевского района за 2015-2017гг.;

-сформировать показатели конкурентоспособности территории на базе инструментов геомаркетинга;

-показать инвестиционную привлекательность Куйбышевского района;

-выделить нефтехимические перспективы развития района;

-разработать предложения, направленные на повышение конкурентоспособности развития Куйбышевского района.

Степень разработанности проблемы. Теоретической основой исследования служат положения, принципы и выводы, содержащиеся в фундаментальных и прикладных исследованиях отечественных и зарубежных авторов по проблемам геомаркетинга в развитии территорий: труды отечественных ученых О.Н.Богомоловой, Н.В. Бибиковой, А.В. Груздева, Е.В. Кочетовой, Т.Ф.Крейденко, И.Ю.Саулиди, Н.В. Страчковой, Ю.Ю. Соловьевой, Р.Р.Толстякова и др.

Методы исследования: матрица БКГ, матрица McKinsey.

Информационную базу исследования в работе представили: Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС- система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах); статистический ежегодник Новосибирской области за 2015-2017гг; данные Росстат; учебные пособия, статьи периодической печати и интернет ресурсы в рамках заданной темы.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и приложений. Объем работы составляет 84 страницы, включая 21 рисунок, 13 таблиц, 2 приложения и список литературы из 42 наименований.

1.ГЕОМАРКЕТИНГ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО - ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: СУТЬ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Геомаркетинг как современный инструмент маркетингового анализа

Информатизация и динамичное развитие экономики выдвигают новые требования разработке новых инструментов анализа и управления маркетинговой средой. В настоящее время таким инструментом является геомаркетинг, который объединяет в себе комплекс инструментов и методов по сбору, обработке, анализу и визуализации пространственной информации, который позволяет решать оперативные и стратегические задачи региона .

Максимального интереса при осуществлении маркетинговых исследований заслуживает анализ маркетинговой среды. Она все время обновляется - то за счет угроз, то за счет открывающихся горизонтов. Для любой компании предельно важно мониторить подобные изменения и вовремя приспосабливаться к ним.

Маркетинговая среда, по мнению Н.В.Бибиковой - это сочетание активных субъектов и процессов, которые функционируют за пределами компании и оказывают воздействие на перспективы ее удачного сотрудничества с целевой аудиторией . Иначе говоря, маркетинговая среда представляет собой факторы и силы, которые определяют возможности компании налаживать и сохранять выгодное сотрудничество с клиентами. Эти моменты не все и не всегда подчиняются прямому управлению со стороны компании. В связи с этим разделяют внешнюю и внутреннюю среды маркетинга.

Внешнюю среду компании чаще всего разделяют на макро- и микросреду. Макросреда охватывает целиком положение дел в бизнес-пространстве города (региона, государства). Ее отличительные особенности оказывают воздействие на работу всех экономических субъектов, вне зависимости от формы собственности и товарных отличий.

Для внешней маркетинговой среды характерна большая подвижность, поэтому она чаще всего не подвержена активному влиянию со стороны какой-либо компании. Макровнешняя среда определяется как совокупность крупных климатических, общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты микровнешней среды .

Она включает в свой состав: природные, политические, правовые, научно-технические, культурные, экономические, демографические и прочие факторы.

Информатизация и динамичное развитие экономики выдвигают новые требования разработке новых инструментов анализа и управления.

Одним из таких инструментов является геомаркетинг, применяемый для решения задач маркетинга и логистики.

Геомаркетинговое исследование позволяет визуально проанализировать внешнюю и внутреннюю среды региона, различные аспекты в разрезе инфраструктуры и конкурентной среды.

Геомаркетинг возник на стыке двух наук: маркетинга и геоинформатики, и стал новым направлением маркетингового анализа с применением методов геоинформатики, реализованных в ГИС.

В теории принято выделять два определения геомаркетинга: Геомаркетинг (как концепция) - рыночная концепция управления современным производством на основе геоинформационных технологий, которая предполагает использование пространственно локализованной информации для поддержки принятия решений.

Геомаркетинг, по мнению Е.А. Кочетовой (как технология) - процесс планирования, принятия решений, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг (включая информационные и политические) посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций, с помощью геоинформационных технологий .

Геомаркетинговый анализ производится с помощью механизмов геоин- формационных систем (ГИС) с использованием внутренних и внешних ин- формационных потоков относительно анализируемого объекта. Технология геомаркетингового анализа основана на синтезе географического анализа различных пространственных объектов в совокупности с социально- экономической информацией .

В настоящее время геомаркетинг является передовым направлением маркетинговых исследований. Экономное использование и расходование ресурсной базы, анализ структурного развития, принятие правильных стратегических решений – вот первоочередные задачи, которые решает геомаркетинг.

Сегодня геомаркетинг объединяет в себе комплекс инструментов и методов по сбору, обработке, анализу и визуализации пространственной информации, который позволяет решать оперативные и стратегические задачи компаний. Развитие и широкое распространение геомаркетинга связано с использованием геоинформационных систем (ГИС). Именно с помощью имеющихся там инструментов и моделей пространственного анализа становится возможным учитывать множество пространственных факторов и корреляцию между бизнес-данными, социально-демографическими характеристиками населения и чисто географическими характеристиками данной территории, а также имеющимися на ней инфраструктурными и иными объектами.

Геомаркетинговые исследования являются синтезом геоинформационных исследований, маркетинговых исследований и новых информационных технологий. Они являются развитием маркетинговых исследований на современном уровне информатизации и глобализации общества.

Геомаркетинговые исследования представляют собой специальный класс технологий. Их можно разбить на три части: разработка концепций геомаркетинговых исследований, информационное моделирование как метод оптимизации сбора и хранения информации, предметные исследования.

По мнению Г.Г.Паничкиной геомаркетинговые исследования позволяют: рассчитать целевую аудиторию в рассматриваемой локации (люди, легковой автотранспорт, грузовой автотранспорт и др.); произвести анализ данных по генерированию людских и автомобильных потоков; оценить конкурентную среду; разработать пространственно-параметрическую модель развития и улучшить существующую; определить наиболее выгодное расположение для потенциального объекта; определить потенциал объекта в исследуемом сегменте и др .

Геомаркетинг, по мнению М.А. Тихоновой представляет собой технологию проведения маркетинговых исследований для принятия стратегических, концептуальных и управленческих решений, основанную на комбинациях знаний о рынке и географии . Поскольку потенциал рынка, потребление товаров и услуг меняются территориально и географически, необходимо использовать соответствующий инструмент анализа, который помогает разработать стратегии охвата потребителей/клиентов на региональном, городском и районном (микро) уровне для всех компаний, которые взаимодействуют с потребителями/клиентами.

Результатом геомаркетингового исследования является набор количественных и качественных данных о геомаркетинговых объектах. Эти данные включают множество параметров, анализ которых может, повысит эффективность деятельности предприятия. Сегодня геомаркетинг является новым научным направлением в области управления и организации производства и отражает современные микро и макроэкономические тенденции.

1.2 Задачи и инструменты геомаркетинга

Геомаркетинг, по мнению Т.Ф. Крейденко сравнительно новый термин, как в маркетинговой деятельности, так и в сфере экономического управления организацией . Геомаркетинг можно считать новой концепцией управления маркетингом, где ключевую роль играет такой классический фактор из маркетинг-микс, как распределение (Place). Как видно из названия, приставка «Гео» означает непосредственную связь с географией и геоинформационными технологиями, с конкретизацией «привязки» к местности маркетинговых субъектов. Под субъектами маркетинга подразумеваются все экономические категории, входящие в социально-экономические отношения по поводу объекта маркетинга - реализуемого товара или услуги. К субъектам относятся потребители, поставщики, конкуренты, посредники и т. д.

Геомаркетинговые продукты, по мнению И.Ю. Саулиди используют: аналитики в области ритейла; аналитики в области девелопмента; оценщики; специалисты по рекламе; специалисты в области директ-маркетинга; менеджеры по продажам; специалисты по развитию; инвесторы; руководители розничного бизнеса .

Существуют геомаркетинговые агентства, которые специализируются на создании готовых отчетов, а также проводят исследования на заказ. С помощью подобных исследований компания рассматривает аспекты своей деятельности под другим углом, отличном от результатов классических маркетинговых исследований, ориентированных на потребителя и даже конкурентной разведки и бенчмаркинга. Геомаркетинг может применяться для решения следующих аналитических задач :

1. Территориальное планирование может осуществляться на макроуровне - отбор на основании данных геомаркетинга наиболее перспективных для бизнеса территориальных образований в границах государства. Для выбора наиболее выгодного географического субъекта развития бизнеса необходимо обладать достаточной количественной информацией обо всех доступных территориях и их экономическом потенциале для бизнеса. Существующая статистическая информация о регионах, такая как численность населения, демографические показатели, уровень доходов, является поверхностными данными, не позволяющими оптимально распределить ресурсы при выходе на новый географический сегмент. На микроуровне территориальное планирование

1. Анализ возможной модернизации функционала системы WGS3 для последующего внедрения ее в различные отраслевые сферы деятельности [Текст] / А.И. Назарова, О.Н. Богомолова, А.С. Ефремов // Научная сессия ТУСУР-2014: матер. Всерос. науч,- техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск.-2014. -Ч. 2. -С. 219-222

2. Богомолова, О.Н. Особенности применения ГИС в геомаркетинге [Текст] / О.Н.Богомолова // Электронные средства и системы управления.- 2014.- № 2.- С. 105-107

3. Бибикова, Н.В. Теоретические аспекты маркетинга территории [Текст] / Н.В. Бибикова // Современные тенденции развития тории и практики управления в России и за рубежом.- 2015.- № 1.- С. 73-75

4. Ворожбицкая, Ю.В. Анализ инвестиционной привлекательности Новосибирской области [Текст] / Ю.В. Ворожбицкая // Бухгалтерский учет и аудит: прошлое, настоящее, будущее.- 2016.- № 1.- С. 73-76

5. Груздев, А.В. Применение геомаркетинга в правлении развитием территорий [Текст] / А.В. Груздев // Вестник ОРЕЛГИЭТ.- 2014.- № 3.- С. 47-49

6. Горбунов, И.Н. Место геомаркетинга в стратегическом планировании и управлении [Текст] / И.Н.Горбунов// Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности .- 2015.- № 1.- С. 47-50

7. Горбунов, И.Н. Информационные системы геомаркетинга [Текст]/ И.Н.Горбунов // Вестник научных конференций. -2015. -№ 1-7 (1).- С. 89-94.

8. Ганова, Е.А, Инвестиционная привлекательность Новосибирской области [Текст] / Е.А. Ганова // Инновационный менеджмент и технологическое предпринимательство.- 2015.- № 1.- С. 191-195

9. Глущенко, М.С. Эволюция научных представлений о технологиях маркетинга территорий [Текст] / М.С. Глущенко // Современные научные исследования и разработки.- 2017.- Т.2.- № 1.- С. 53-58

10. Дупленко, А. Г. Развитие интернет-технологий в геомаркетинге Текст] /А.Г.Дупленко // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 437-439.

11. Емельянович, А.А. Оценка факторов развития малого и среднего бизнеса в малых городах России на примере города Барабинска Новосибирской области [Текст] / А.А. Емельянович // Транспортное дело России .- 2017.- № 5.- С. 42-45

12. Кочетова, Е.А. Геомаркетинг как источник повышения прибыльности и конкурентоспособности [Текст] Е.А. Кочетова // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-Сибирь.- 2017.- Т.9.- № 2.- С. 9-12

13. Калиниченко, С.В. Современные проблемы инвестиционной привлекательности Новосибирской области [Текст] / С.В. Калиниченко // Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента.- 2017.- № 2.- С. 70-72

14. Ковалева, Е. И. Геомаркетинг в задачах обоснования решений по реализации новой продукции [Текст]/ Е.И.Ковалева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -2014.-№ 5(54).- С. 12-16

15. Корнилков, С.В. Концепция геоинформационной системы «комплексное освоение природных и техногенных ресурсов Урала [Текст]/ С.В. Корнилков / Известия высших учебных заведений. Горный журнал.- 2013.- № 8.- С. 93-33

16. Крейденко, Т.Ф. Геомаркетинг [Текст]/ Т.Ф. Крейденко.- Тула, 2018.- 204 с.

17. Корниенко, Ю.В. Инвестиционная привлекательность Новосибирской области [Текст] / Ю.В. Корниенко // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления.- 2016.- № 1.- С. 79-83

18. Майоров, А.А. Геомаркетинговые исследования [Текст] /А.А. Майоров // Образовательные ресурсы и технологии.- 2014.- № 5.- С. 43-48

19. Марханов, А.Н. Анализ инвестиционной привлекательности региона на примере Новосибирской области [Текст]/ А.Н. Марханов // Инновационный вестник регион.- 2015.- № 2.- С. 21-25

20. Матвеев, Д.М. Обоснование сценария развития СПК «Рассвет» Куйбышевского района Новосибирской области [Текст]/ Д.М. Матвеев // Молодой ученый.- 2014.- № 21.- С. 90-92

21. Насонова, А.О. Инвестиционная привлекательность Новосибирской области [Текст]/ А.О. Насонова // Актуальные вопросы права, экономики и управления.- 2017.- № 1.- С. 58-61

22. Паничкина, Г.Г. Формирование территориального бренда: геомаркетиннг и имиджевые ресурсы территории [Текст] / Г.Г.Паничкина // Управление стратегическим развитием территорий.- 2016.- № 1.- С. 116-118

23. Павлова, Н.И. Перспективы развития туризма в г. Куйбышеве и Куйбышевском районе Новосибирской области [Текст] / Н.И.Павлова // Развитие и продвижение туристско-краеведческих ресурсов региона.- 2012.- № 1.- С. 27-31

24. Рожков, И.В. Геомаркетинговые информационные системы как инструмент развития рыночного потенциала региона [Текст]/ И.В. Рожков // Научные труды вольного экономического общества России.- 2016.- Т.198.- № 1.- С. 505-509

25. Семендеев, В.С. Инвестиционная привлекательность Новосибирской области согласно оценке FITCH [Текст]/ В.С. Семендеева // Научный журнал.- 2018.- № 1.- С. 48-50

26. Саулиди, И.Ю. Геомаркетинг и маркетинг территории: соотношение понятий [Текст]/ И.Ю.Саулиди // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук .- 2015.- № 8.- С. 37-39

27. Страчкова, Н.В. Геомаркетинг в контексте информатизации общественно-географических исследований: суть, этапы развития, сфера применения [Текст]/ Н.В.Страчкова // Ученые записки Крымского Федерального университета им. В.И.Вернадского. География. Геология.- 2017.- Т.3.- № 3.- С. 97-107

28. Соловьева, Ю.Ю. Использование методов стратегического анализа и прогноза в геомаркетинге [Текст]/ Ю.Ю.Соловьева // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-Сибирь.- 2017.- Т.6.- № 2.- С. 77-80

29. Савельева, С.О. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность Новосибирской области [Текст]/ С.О. Савельева // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика.- 2016.- № 1.- С. 69-72

30. Скорая, А.А. Оценка инвестиционной привлекательности Новосибирской области [Текст]/ А.А. Скорая // Наука. Технологии. Инновации.- 2016.- № 1.- С. 180-181

31. Сумзина, Л.В. Технологические подходы к конструированию объектов ГИС – сервис [Текст]/ Л.В. Сумзина// Конструкция объектов геоинформационного сервиса .- 2017.- № 1.- С. 47-57

32. Тубденова, Д.В. Инвестиционная привлекательность региона как критерий эффективности финансового менеджмента (на примере Новосибирской области) [Текст]/ Д.В. Тубденова // Актуальные проблемы экономики и управления: теория и практика.- 2017.- № 1.- С. 244-248

33. Таран, Л.А. Оценка инвестиционной привлекательности районов Новосибирской области [Текст] / Л.А. Таран // Молодежь Сибири -науке России.- 2015.- № 1.- С. 327-331

34. Толстяков, Р.Р. Задачи и инструменты геомаркетинга [Текст] / Р.Р.Толстяков // Социально-экономическое явление и процессы.- 2015.- Т.10.- № 12.- С. 82-86

35. Тихонова, М.А. Геомаркетинг: географические инструменты в классическом маркетинге [Текст] / М.А. Тихонова // Синергия наук.- 2016.- № 3.- С. 5-13

36. Функ, В.А. Экологические проблемы Куйбышевского района Новосибирской области и пути их решения [Текст] / В.А. Функ // Мелорация и водной хозяйство.- 2014.- № 1.- С. 7-8

37. Шайтура, С.В. Информационно-аналитические системы и геомаркетинг [Текст]/ С.В. Шайтура // Конструкция объектов геоинформационного сервиса.- 2017.- № 1.- С. 197-254

38. Шайтура, С.В. Задачи геомаркетинга [Текст]/ С.В. Шайтура // Теория и практика геомаркетинга.- 2016.- № 1.- С. 76-86

39. Хальзова, Н.А. Геомаркетинг как современный инструмент маркетингового анализа [Текст]/ Н.А. Зальзова // Вестник тихоокеанского государственного университета.- 2017.- № 4.- С. 261-266

40. Чекашина, И.В. Геомаркетинговые исследования как инструмент повышения эффективности рыночной деятельности [Текст]/ И.В.Чекашина // KANT.- 2013.- № 3.- С. 64-67

41. Эдер, Л.В. Нефтяная промышленность Сибирского Федерального Округа на этапе смены парадигмы развития [Текст]/ Л.В. Эдер // Институциональная трансформация экономики: пространство и время.-2017.- № 1.- С. 139-145

42. Эдер, Л.В. Состояние нефтяной промышленности Сибирского федерального округа на стадии выбора инновационно - технологических направлений пространственной специализации регионов [Текст]/ Л.В. Эдер // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов.- 2017.- № 3.- С. 109-115

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Экономическая география и регионалистика
2017 год 42 стр.
Диплом Экономико-географическое положение Приобского плато
Svetlana
Дипломная работа Экономическая география и регионалистика
2015 год 87 стр.
Дипломная Анализ инновационного потенциала региона
bugalter
Дипломная работа Экономическая география и регионалистика
2020 год 44 стр.
Региональная политика обеспечения экономического роста
gotovoe
Дипломная работа Экономическая география и регионалистика
2012 год 92 стр.
Проблемы развития региона
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское