Состав административных правонарушений на транспорте содержится в главах 11 и 12 Кодекса об административных правонарушениях в соответствии с их родовым объектом.
Любой вид транспорта, в т. ч. и автомобильный, представляет собой сложный производственный механизм. Безаварийная работа любого вида транспорта (железнодорожного, морского, внутреннего водного, гражданской авиации, включая автомобильный и иной вид транспорта) обеспечивается довольно сложной совокупностью технических, эксплуатационных и правовых средств. Наибольшее правовое регулирование безопасности транспорта принадлежит нормам административного права. На их основе осуществляется деятельность государственных органов по организации движения и эксплуатации транспорта, контролю и надзору за ним, применению профилактических мер, а также привлечению виновных к ответственности за нарушение правил, регламентирующих безопасную работу транспорта.
Данная работа обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку транспортное обеспечение в настоящее время играет особую роль в любой деятельности. Эффективное регулирование правоотношений, возникающих в сфере транспорта, является на сегодняшний момент важной составляющей большинства правоотношений.
Целью данной работы является рассмотрение административной ответственности за совершение транспортных правонарушений.
Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:
- анализ объективных и субъективных признаков административной ответственности за транспортные правонарушения;
- рассмотрение административной ответственности за правонарушения на транспорте;
- характеристика административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения.
Таким образом, объектом исследования в данной работе являются составляющие административной ответственности за транспортные правонарушения, предметом же исследования выступает административная ответственность в зависимости от конкретного состава административного правонарушения.
Глава 1. Характеристика административной ответственности за транспортные правонарушения
1.1. Объективные признаки административной ответственности за транспортные правонарушения
Для административных правонарушений на транспорте характерен единый родовой объект, общие признаки объективной и субъективной сторон; все они являются результатом взаимодействия человека и транспортного средства[1].
Транспортным правонарушением признается общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического лица, посягающее на установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядок движения или эксплуатации транспортных средств, за которое КоАП или законами Российской Федерации установлена административная ответственность[2].
В юридической и технической литературе пока не дано единого определения термина «транспортное средство». В законодательстве можно найти только определения различных видов транспортных средств, например, воздушного, железнодорожного транспорта, маломерного судна, автомототранспортного средства, относящиеся лишь к статье закона или их группе, что несколько затрудняет процесс реализации норм об административной ответственности за транспортные правонарушения.
Обобщенно транспортными средствами следует считать различные виды железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта и другие механические транспортные средства.
Объектом административных правонарушений на транспорте являются общественные отношения в сфере безопасной работы транспортных средств (общественная безопасность). Общественная безопасность как родовой объект данной группы правонарушений объединяет общественные отношения, обеспечивающие охрану жизни и здоровья людей, собственности, окружающей природной среды, безопасную работу транспорта[3].
Общественная вредность правонарушений на транспорте состоит в том, что созданная ими опасность может причинить вред жизни и здоровью граждан, материальный ущерб, нарушить безопасное функционирование механических транспортных средств.
Единство родового объекта выступает основанием для выделения транспортных правонарушений в обособленную, однородную группу. Иные признаки составов правонарушений на транспорте роль классификационных критериев не выполняют.
Видовым объектом транспортного правонарушения является установленный порядок управления, безопасность движения и эксплуатации определенного вида транспорта.
Особенность транспортного правонарушения заключается в том, что вред физическим или юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий, несчастных случаев с людьми и т. д.
Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами, для уяснения и толкования которых необходимо обращение к надлежащим правовым источникам. Однако в правоприменительной деятельности часто вызывает затруднение определение специальных терминов или понимание тех или иных противоправных действий. В частности, некоторые должностные лица, осуществляющие контроль и надзор на транспорте, иногда затрудняются ответить на вопрос, что такое регистрация судна, что понимается под судовождением и т. д.
С учетом действующего законодательства следует понимать, что под железнодорожным транспортом следует понимать один из видов транспорта общего пользования, находящегося в ведении Российской Федерации, который представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями. К железнодорожному транспорту относятся рельсовый транспорт, подъездные пути промышленных и других предприятий, метрополитен.
Под воздушным судном следует понимать летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Морской транспорт составляют суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в государственном судовом, бербоут-чартерном реестрах морских торговых портов или судовой книге. К морскому транспорту относятся торговые, пассажирские, рыбопромысловые, приемотранспортные, вспомогательные, специальные и иные суда. Под морским судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях мореплавания[4].
Внутренний водный транспорт – это производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство или иную, связанную с судоходством, деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации. К указанному виду транспорта относятся самоходное и несамоходное судна, осуществляющие плавание по внутренним водным путям.
Под судном внутреннего водного плавания следует понимать самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе смешанного (река – море) плавания, паром, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Трубопроводный транспорт – это комплекс технических средств, служащий для передачи на расстоянии жидкостей, газов и т. п. Трубопроводный транспорт состоит из различных видов магистральных трубопроводов (в том числе промысловых и межпромысловых трубопроводов и коллекторов), транспортирующих нефть и нефтепродукты, естественный и искусственный углеводородные газы, конденсат, а также другие сжиженные углеводороды.
Под автомобильным транспортом понимаются автотранспортные средства с двигателем внутреннего сгорания для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым дорогам. Автомобильный транспорт состоит из пассажирского, грузового, специального и иного транспорта с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепов к нему, подлежащих государственной регистрации.
С объективной стороны, транспортные правонарушения могут выражаться как в форме действий (например, самовольная без надобности остановка поезда, повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи), так и в форме бездействия (например, невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана (командира) судна; уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения и т. д.).
Диспозиции многих статей, предусматривающих ответственность за транспортные правонарушения, носят бланкетный характер. В них не всегда содержится описание виновного поведения, зачастую речь идет о нарушении установленных правил безопасности движения, эксплуатации различных транспортных средств, полетов воздушных судов[5].
Большинство административных транспортных правонарушений имеют формальные составы, считаясь оконченными с момента совершения предусмотренного законом действия (бездействия) безотносительно к наступившим последствиям. Вместе с тем, отдельные составы административных правонарушений характерны таким обязательным признаком своей объективной стороны, как наступление вредных последствий.
Таким образом, объективная сторона транспортных правонарушений в достаточной степени характеризуется тем или иным видом транспорта, с которым связано совершение правонарушения.