Введение.
Глава 1 Теоретические основы малого предпринимательства.
1.1 Сущность и содержание малого бизнеса.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике.
1.3 Функции малого бизнеса.
Глава 2 Проблемы развития и функционирования малого предпринимательства и пути их решений.
2.1 Сегодняшние и ключевые проблемы малого бизнеса.
2.2 Программа развития малого бизнеса на перспективу.
Заключение
Список литературы
Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.
Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США – где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию – с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. Об эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия.
Наконец, развитие малого бизнеса необходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства.
Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема данной дипломной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Малое предпринимательство в России: современные особенности развития».
Объект исследования – государственная политика поддержки мелкого и среднего предпринимательства в России.
Предмет исследования – особенности государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в России.
Цель работы: рассмотреть проблемы развития малого бизнеса в России.
Задачи работы:
1.Изучить теоретические аспекты малого бизнеса в России;
- Проанализировать современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в РФ
Теоретическая значимость исследования заключается в доведении ряда теоретических выводов и положений до конкретных предложений и рекомендаций, которые повышают степень результативности влияния органов власти, а также на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
Исследованием проблем государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в России занимаются такие ученые, как Бородушко И.В., Брялина Г.И., Епифанова Т.В., Игнатова И.В., Кумпилова А.Р., Ларионов И.К., Макаров Н.Д., Рябов Е.А., Мурзина Е.А., Норин В.Г., Нурмухаметов А.В. и другие, труды которых были изучены при подготовке настоящей работы.
Глава 1 Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Сущность и содержание малого бизнеса
Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера[1].
Как следует из самого определения, «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности. Критерии определения малого предприятия: объём производственно-хозяйственного оборота по профилю и виду деятельности, размеры производственных мощностей, численность работающего персонала и др.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица[2].
Малое предприятие имеет устав, определяющий вид, предмет и цели деятельности, его наименование, местонахождение; органы управления и контроля, их компетенции; порядок образования имущества, распределения прибыли (дохода); условия реорганизации и прекращения деятельности. Государство оказывает поддержку малым предприятиям путём создания фондов поддержки и прямого субсидирования малого предпринимательства.
Формы предпринимательства тесно связаны между собой, поэтому было бы неверно пытаться абсолютизировать какую-то одну из них. Так, малое производство почти всегда было связано узами кооперации с производством крупным. Не составляет в этом смысле исключения и нынешний этап развития экономики, когда эффективность функционирования крупного производства зависит от уровня и эффективности производств малых, и наоборот. Таким образом, оба вышеназванных сектора представляют собой единое целое. Малый бизнес, поэтому следует рассматривать не как противостоящий бизнесу крупному, а как дополняющий, работающий в контакте с ним, в том числе и на контрактной основе.
Вместе с тем малый бизнес обладает рядом качественных особенностей, которые и предопределяют его место в экономике.
Однако прежде чем говорить о них, необходимо ответить на вопрос: каковы критерии определения субъектов малого бизнеса?
Количественный критерий положен в основу классификации предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 % определенных законом предельных уровней.
Из критериев вытекают особенности малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития.
К преимуществам малых предприятий можно отнести:
- дух инициативы и динамизма, свободу действий;
- гибкость, способность к оперативной перестройке производства;
- специализацию;
- приближение производства к потребителю;
- более высокую оборачиваемость капитала;
- возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.);
- преимущества в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.). [3]
Именно их реализация обусловила возрастание роли малого бизнеса на нынешнем этапе НТР, когда начал действовать ряд факторов технологического, социального и экономического порядка.
Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие:
стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;
быстрое моральное устаревание технологий;
резкое усиление технологической конкуренции и др.
К социальным факторам, вызвавшим в последние годы бурное развитие малого бизнеса, следует отнести:
изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи);
неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;
формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др.