Курсовая работа|Экономика предприятия

Проблемы развития малого бизнеса в России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 32

Введение. 

Глава 1 Теоретические основы малого предпринимательства. 

1.1 Сущность и содержание малого бизнеса. 

1.2 Роль малого бизнеса в экономике. 

1.3 Функции малого бизнеса. 

Глава 2 Проблемы развития и функционирования малого предпринимательства и пути их решений.

2.1 Сегодняшние и ключевые проблемы малого бизнеса. 

2.2 Программа развития малого бизнеса на перспективу.

Заключение

Список литературы

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.

Активный рост  малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США – где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию – с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечи­вают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значи­тельно сократить безработицу в этих странах.

Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. Об эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия.

Наконец, развитие малого бизнеса необходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства.

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых  является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема данной дипломной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Малые предприятия эффективны не только в потребитель­ской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невы­годен крупным предприятиям. Все это обосновывает необхо­димость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпри­нимательстве кроются большие резервы, которые можно поста­вить и на службу России.

Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Малое предпринимательство в России: современные особенности развития».

Объект исследования – государственная политика поддержки мелкого и среднего предпринимательства в России.

Предмет исследования – особенности государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в России.

Цель работы: рассмотреть проблемы развития малого бизнеса в России.

Задачи работы:

1.Изучить теоретические аспекты малого бизнеса в России;

  1. Проанализировать современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в РФ

Теоретическая значимость исследования заключается в доведении ряда теоретических выводов и положений до конкретных предложений и рекомендаций, которые повышают степень результативности влияния органов власти, а также на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в России.

Исследованием проблем государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в России занимаются такие ученые, как Бородушко И.В., Брялина Г.И., Епифанова Т.В., Игнатова И.В., Кумпилова А.Р., Ларионов И.К., Макаров Н.Д., Рябов Е.А., Мурзина Е.А., Норин В.Г., Нурмухаметов А.В. и другие, труды которых были изучены при подготовке настоящей работы.

               

Глава 1 Теоретические основы малого предпринимательства

1.1 Сущность и содержание малого бизнеса

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера[1].

Как следует из самого определения, «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности. Критерии определения малого предприятия: объём производственно-хозяйственного оборота по профилю и виду деятельности, размеры производственных мощностей, численность работающего персонала и др.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица[2].

Малое предприятие имеет устав, определяющий вид, предмет и цели деятельности, его наименование, местонахождение; органы управления и контроля, их компетенции; порядок образования имущества, распределения прибыли (дохода); условия реорганизации и прекращения деятельности. Государство оказывает поддержку малым предприятиям путём создания фондов поддержки и прямого субсидирования малого предпринимательства.

Формы предпринимательства тесно связаны между собой, поэтому было бы неверно пытаться абсолютизировать какую-то одну из них. Так, малое производство почти всегда было связано узами кооперации с производством крупным. Не составляет в этом смысле исключения и нынешний этап развития экономики, когда эффективность функционирования крупного производства зависит от уровня и эффективности производств малых, и наоборот. Таким образом, оба вышеназванных сектора представляют собой единое целое. Малый бизнес, поэтому следует рассматривать не как противостоящий бизнесу крупному, а как дополняющий, работающий в контакте с ним, в том числе и на контрактной основе.

Вместе с тем малый бизнес обладает рядом качественных особенностей, которые и предопределяют его место в экономике.

Однако прежде чем говорить о них, необходимо ответить на вопрос: каковы критерии определения субъектов малого бизнеса?

Количественный критерий положен в основу классификации предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 %  определенных законом предельных уровней.

Из критериев вытекают особенности малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития.

К преимуществам малых предприятий можно отнести:

  • дух инициативы и динамизма, свободу действий;
  • гибкость, способность к оперативной перестройке производства;
  • специализацию;
  • приближение производства к потребителю;
  • более высокую оборачиваемость капитала;
  • возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.);
  • преимущества в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.). [3]

Именно их реализация обусловила возрастание роли малого бизнеса на нынешнем этапе НТР, когда начал действовать ряд факторов технологического, социального и экономического порядка.

Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие:

стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;

быстрое моральное устаревание технологий;

резкое усиление технологической конкуренции и др.

К социальным факторам, вызвавшим в последние годы бурное развитие малого бизнеса, следует отнести:

изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи);

неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;

формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др.

  1. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М: Финансы и статистика, 2016. – 160 с.
  2. Белов А. М. Экономика организации (предприятия). – М.: ИНФРА-М, 2013. – 272 с.
  3. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 356 с.
  4. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2015. – 240 с.
  5. Заливчева О.В. Малый бизнес в производственной сфере: роль, особенности, факторы конкурентоспособности // Экономическая наука современной России. – 2013. - № 1. – С. 72 – 89.
  6. Ивашенцева Т.А., Гуслова Н.А. Экономика предприятия. Учебное пособие. – Новосибирск: НГАСУ, 2016. – 108 с.
  7. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 542 с.
  8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 560 с.
  9. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ТК Внлби, Проспект, 2017. – 424 с.
  10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Бизнес-книга, ИМА–Кросс. Плюс, 2017. – 700 с.
  11. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
  12. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М.: ПРИОР, 2015. – С. 35.
  13. Маркетинг. Учебник / Под ред. Ващекина Н.П. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013. – 312 с.
  14. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 304 с.
  15. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – СПб.: Бизнесс-пресса, 2015. – 608 с.
  16. Общественная приемная по поддержке малого бизнеса // http: // www.ntpp.ru/rabota/ob-pri.html.
  17. Организация предпринимательской деятельности / Под ред. А. С. Пелиха А.С. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. – 336 с.
  18. Организация предпринимательской деятельности / Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 525 с.
  19. Панкрухин А.П. Маркетинг. – М.: Омега-Л, 2014. – 656 с.
  20. Попов В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, И.Ю. Криночкин, Т.А. Воронова. – М.: КНОРУС, 2015. – 480 с.
  21. Попов В.М., Ляпунов С.И., Касаткин А.А. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. – М.: КноРус, 2013. – 448 с.
  22. Предпринимательство / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 735 с.
  23. Предпринимательство. Учебник / Под ред. Лапусты М.Г. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 667 с.
  24. Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 208 с.
  25. Румянцева Е.Е. Инвестиции и бизнес-планы. Ч. 1. – Мн.: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2015. – 349 с.
  26. Сборник бизнес-планов: современная практика и документация. Отечественный и зарубежный опыт. Выпуск первый / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 336 с.
  27. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. – М.:Дело, 2015. – 672 с.
  28. Татарников Е.А. Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2016. – 256 с.
  29. Ткаченко В.Я., Щербаков А.И. Экономика строительства. Учебное пособие. – Новосибирск: СГУПС, 2016. – 283 с.
  30. Финансы / Под ред. Ковалева В.В. – М.: ТК Велби, Проспект, 2012. – 634 с.
  31. Черняк В.З. Бизнес-планирование. – М.: КНОРУС, 2015. – 536 с.
  32. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебник. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и Ко», 2013. – 416 с.
  33. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. – Ростов н/Д: МарТ, 2017. – 544 с.
  34. Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 601 с.
  35. Экономика предприятия / Под ред. Кантора Е.Л. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.
  36. Абрютина М. С. Экономика предприятия. – М.: Дело и сервис, 2017. – 528 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономика предприятия
2016 год 33 стр.
Курсовая по анализу себестоимости промышленной продукции
Telesammit
Курсовая работа Экономика предприятия
2015 год 43 стр.
Курсовая Формирование трудовых ресурсов предприятия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское