Введение
Глава 1. Анализ американской модели менеджмента
1.1. Анализ основных принципов американской модели менеджмента
1.2. Анализ американской теории и практики менеджмента в деятельности корпорации "I. B. М. "
1.3 Особенности американской модели менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"
Глава 2. Анализ американской модели менеджмента с целью ее адаптации на промышленных предприятиях России
2.1. Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях
2.2. Анализ применения американской модели менеджмента на конкретных предприятиях
Заключение
Список литературы
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и его использования. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует. Имеются только общие принципы управления, которые заложены в японскую, американскую, европейскую модели менеджмента, но со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.[1, стр.448]
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной "управленческой цивилизацией". Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, следует иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико [6,стр.349]. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы.
Целью курсовой работы является изучение возможности адаптации американской модели менеджмента на промышленных предприятиях России.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть особенности современного состояния американской модели менеджмента;
-выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
- рассмотреть возможность адаптации американской модели менеджмента на Российских предприятиях.
Практическая значимость работы заключается в анализе информации с целью выявления особенностей американского менеджмента для наиболее передового и эффективного его внедрения и развития в России.
Источниками информации для написания работы по теме "Анализ американской модели менеджмента с целью изучения возможности ее адаптации к российским условиям" служили учебная и научно – техническая литература, труды отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, статистика Российских и зарубежных предприятий.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Анализ американской модели менеджмента
1.1. Анализ основных принципов американской модели менеджмента
Изучение американской модели менеджмента представляет большой интерес. Это связано с тем, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Кроме того, американская модель нашла широкое применение в корпорациях Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Канады и многих других странах мира.
Здесь следует сразу отметить, что современный американский тип менеджмента характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений. Также для американского менеджмента характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были перед ним поставлены.
В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. В связи с этим особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В этом случае внешние факторы отходят на второй план. Рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных работников и структурных единиц компании и жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объем подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности специализированного оборудования [4, стр.320]. Решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну - две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых. Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух "жертвенности" (альтруизма) редок у американцев даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде.
Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления. В традиционной модели иерархической организации имеет место разграничение процесса принятия деловых стратегических решений и оперативных решений. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды [3, стр.200]. Также, американская модель менеджмента подразумевает частичное привлечение рабочих к принятию решений, поэтому в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
- Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;
Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;
Разработка систем участия в прибыли;
Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
Правда, привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией – советах директоров – на практике встречается крайне редко.
Перестройка кадровой работы начиналась с управляющих и высокооплачиваемых специалистов. С позиции концепции "человеческих ресурсов" инвестиции в этот персонал наиболее оправданы. Компетентность и личная "заинтересованность в фирме" управляющих высшего уровня наиболее радикально влияют на общие результаты деятельности корпорации. Поэтому кадровая работа, включая систему вознаграждения, социального страхования и различных льгот, сориентирована на закрепление управленческой верхушки фирмы. Тогда как пренебрежение работой с рядовыми исполнителями способствовало высокой текучести этого персонала ввиду преждевременного физического или морального (устаревания профессиональных навыков) износа, низкого качества трудовой жизни. Резко дифференцированный подход к работе с персоналом сохранялся в 70-80-е годы, хотя ряд фирм вынужден был перенести новые методы работы на более широкий контингент персонала. Таким образом, можно выделить следующие особенности управления в американской компании:
Таким образом, задача менеджера состоит в раскрытии творческого потенциала сотрудника. Поощрение новых идей. Обязательная переподготовка и непрерывное обучение. Управление по целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения. Реализация противоположных тенденций: жесткий функциональный подход (например, конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации. Карьерный рост происходит строго в рамках профессиональной специализации. Развитая корпоративная культура. Менеджмент считается сильным конкурентным преимуществом.
1.Васильев Ю.П. Инновационное управление развитием производства в США, или Как повысить производительность труда. – М.: Экономика, 2009. – 448 с
2.Черников Г.П. Очень крупные транснациональные корпорации и современный мир. – М.: Экономика, 2008. - 400 с
3.Полукаров В. Л. Основы менеджмента. - М.: Кнорус, 2008. – 240 с
4.Коллинз Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 320 с
5. Э. М. Короткова. История менеджмента, учебник- Москва, Издательство " Инфра- М", 2010, - 240 с.
6.Коротков Э.М. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 349 с
7.Тебекин А.В. Менеджмент организации. - М.: КНОРУС, 2011. – 424 с
8.Сайт компании ПАО "НКНХ"-nknh.ru
9.Allendy.ru- Американская модель управления: история развития и особенности.
10.Сайт комбината ПАО "НЛМК"-nlmk.com