Актуальность исследования связана с тем, что в XXI в. в России было предпринято немало попыток повысить качество государственного управления в ходе административной и бюджетной реформ, реформирования государственной службы, местного самоуправления, разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, путем разработки комплекса мер по борьбе с коррупцией, принятия законодательных актов, закрепляющих новые инструменты, механизмы, процедуры и технологии государственного управления или устанавливающих необходимость их разработки, принятия и внедрения, а также требования к ним.
Повышение качества государственного управления, его результативности и эффективности остается одной из главных задач, стоящих перед Российским государством, что обуславливает актуальность изучения выбранной темы.
Цель исследования – выявить основные законы, закономерности, структуру государственного управления.
Задачи исследования:
- сформулировать понятие государственного управления;
- определить особенности нормативного определения государственного управления в России.
- выявить понятие и сущность государственного управления;
- охарактеризовать реализацию государственного управления;
- обозначить возможности совершенствования правового регулирования государственного управления.
Объект исследования – общественные отношения в сфере государственного управления. Предмет исследования – понятие, закономерности, реализация государственного управления.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Проблемы государственного управления и его правового регулирования рассматривались в трудах И.Н. Ананова, Б.М. Лазарева, И.Л. Бачило, Ю.М. Козлова, Б.П. Курашвили, А.Е. Лунева, М.И. Пискотина, Л.Л. Попова, Ю.А. Тихомирова и ряда других авторов.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает введение, две главы основного текста, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
1. Понятие и структура государственного управления
Понятие публичного управления входит в более широкое понятие управления в целом, соответственно, представляется необходимым, в первую очередь, определить значение термина «управление».
Управление является феноменом, неотъемлемо связанным с существованием человеческого общества, человеческой цивилизации.
Публичное управление обоснованно рассматривать как деятельность отдельных групп, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей государства (публичных целей). Такие цели могут включать в себя обеспечение обороны, охраны государственных границ, поддержание порядка и правопорядка, обеспечение коммуникаций, здравоохранения, образования и др. В публичном управлении основной акцент делается, главным образом, на планировании, организации, руководстве, координации и контроле.
В наиболее широком своём смысле термин «управление» имеет, по меньшей мере, четыре различных значения (аспекта) в зависимости от контекста, в котором данный термин используется; к числу основных таких значений можно отнести нижеследующие:
– в качестве дисциплины «управление» означает название отрасли знаний, изучаемой в образовательных организациях;
– в качестве рода занятий «управление» означает тип работы, профессии или занятости, в котором используются знания, полученные в результате соответствующего предварительного профильного обучения;
– как процесс «управление» представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых с целью реализации публичной политики для произведения каких-либо услуг или благ;
– кроме того, термин «управление» может использоваться в качестве определения деятельности органов исполнительной власти.
Нас более всего интересует управление именно как процесс.
Согласно наиболее широкому подходу к определению данного понятия (как процесса), практически любая человеческая деятельность может включать в себя элементы управления. Даже в примитивных обществах простая деятельность, такая, как, к примеру, охота или собирательство, не могла осуществляться без организации в какой-либо форме. Соответственно, даже в таких обществах использовались определённые нормы поведения для распределения задач между членами групп. Безусловно, такое управление по своему характеру было простым ввиду простоты ставившихся задач.
С возрастанием сложности современной жизни управление, в частности в публичном секторе, стало гораздо более сложным и комплексным.
В общем значении, понятие «публичное управление» отражает интегральный системный механизм, подсистемами и элементами которого выступают политические программные ориентиры и приоритеты, нормативное регулирование, процедуры, финансируемые государством или органами местного самоуправления централизованные и децентрализованные организационно-управленческие структуры и их персонал, отвечающие за администрирование деятельности в определённой области общественных отношений на национальном, субнациональном и местном уровнях.
Публичное управление также включает в себя механизмы совершенствования внутренней координации, управление человеческими, финансовыми и материальными ресурсами и коммуникационными системами, а также управление, связанное с предоставлением публичных услуг.
Понятие «публичное управление» понимается как содержательно охватывающее понятия государственного и муниципального управления. И в конкретном контексте понятие «публичное управление» может означать как государственное управление, так и муниципальное управление либо их совокупность.