Введение
Глава 1. Основные способы получения информации о деятельности органов государственной власти
- Получение информации через средства массовой информации
- Сайты органов государственной власти как источник информации об итогах их деятельности
Глава 2. Порядок получения гражданином информации о результатах деятельности органов государственной власти
2.1. Получение информации и возможность ограничения информационных прав
2.2. Предоставление информации о результатах деятельности органов государственной власти и борьба с неправомерными отказами в предоставлении информации
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что создание современных сложных информационных технологий нового поколения обусловило почти безграничные возможности общества и государства в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами - природными, экономическими, трудовыми, материальными.
Развитие информационных технологий заставляет интенсивно совершенствовать законодательную базу, вводит в юридическую сферу понятия, ранее применявшиеся в кибернетике и информатике.
Используя понятие информационной сферы, можно выделить нормы Конституции РФ, прямо или косвенно декларирующие права и свободы человека и гражданина в информационной сфере. Данные права и свободы являются основой для развития соответствующей нормативной базы в целях обеспечения интересов личности в информационной сфере. Эти интересы состоят в реализации конституционных прав на доступ к информации и на использование информации (для осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития) и в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
В последнее время появился ряд исследований, посвященных данной проблеме[1].
Цель представленного исследования – анализ способов организации получения информации о результатах деятельности органов власти, возможностей реализации гражданами информационных прав и трудностей на этом пути.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные способы получения информации о деятельности органов государственной власти: получение информации через средства массовой информации; сайты органов государственной власти как источник информации об итогах их деятельности;
- проанализировать порядок получения гражданином информации о результатах деятельности органов государственной власти: получение информации и возможность ограничения информационных прав; предоставление информации о результатах деятельности органов государственной власти и борьба с неправомерными отказами в предоставлении информации.
Глава 1. Основные способы получения информации о деятельности органов государственной власти
1.1. Получение информации через средства массовой информации
Главным инструментом реализации права на получение информации о деятельности органов власти являются СМИ, в связи с чем ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации"[2] предоставляет гражданам право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц, которые, в свою очередь, представляют сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, а также в иных формах.
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).
СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.
Назначение всех средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы - от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм – болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией.
Получение гражданином информации посредством СМИ не является единственным способом реализации конституционного права на информацию. Так, согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом субъективное право на доступ к информации и право на информацию - не равнозначные понятия (они соотносятся как часть и целое), поскольку понятие "доступ к информации" включает только лишь реализацию конституционного права искать и получать ее.
В 1996 году в Госдуму был внесен проект федерального закона "О праве на информацию", подготовленный рабочей группой под руководством председателя Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ профессора А. Венгерова. В сентябре 1997 года Госдума приняла законопроект в первом чтении, однако при подготовке проекта ко второму чтению в него было внесено более 80 поправок. В 2000 году проект закона сначала был возвращен Госдумой к первому чтению, а затем отклонен.