Введение
1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
1.1. Понятие преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
1.2. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
2. Уголовно – правовая характеристика халатности
2.1. Объект, объективная сторона халатности
2.2. Субъект, субъективная сторона халатности
2.3. Квалифицированные признаки халатности
Заключение
Список использованной литературы
Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее исполнение своих служебных полномочий должностными лицами государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязанностей, непоследовательные либо незавершенные управленческие решения различных уровней рассматриваются ныне как одна из основных причин экономических, политических и социальных проблем, возникших в России в последние годы. Есть все основания полагать, что именно негативные стороны управления, в том числе проявляющиеся в различных видах уголовно-противоправного поведения, - главная проблема для России на современном этапе. В этой связи вопросы противодействия таким общественно опасным деяниям приобретают особую актуальность и значимость.
К числу наиболее распространенных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления относится должностная халатность. В настоящее время нет единства взглядов по вопросам толкования отдельных элементов и признаков указанного преступления, его квалификации и отграничения от смежных общественно опасных деяний в доктрине уголовного права, следственно-прокурорской и судебной практике до сих пор не достигнуто, что затрудняет организацию противодействия указанным негативным проявлениям. В этой связи исследование уголовно-правовых аспектов халатности является актуальным, имеющим важное теоретическое и прикладное значение.
Степень научной разработанности темы. В науке уголовного права вопросам, связанным с должностной халатностью, были посвящены исследования А.Я. Асниса, Ю.А. Афиногенова, СВ. Бакланова, Т.В. Басовой, А.Г. Безверхова, М.И. Блум, Б.В. Волженкина, М.Ю. Воронина, А.В. Галаховой, Ю.П. Гармаева, И.А. Гельфанд, В.И. Динеки, Н.А. Егоровой, А.Э. Жа-линского, Б.В. Здравомыслова, СВ. Изосимова, О.Х. Качмазова, В.Ф. Кириченко, М.М. Кисенишского, А.П. Кузнецова, Н.И. Коржанского, СВ. Максимова, В.И. Мельниковой, И.Г. Минаковой, В.А. Нерсесян, П.Н. Панченко, Т.Ю. Погосян, Й.Й. Прапестиса, Е.В. Тарасовой, А.В. Шнитенкова, П.С. Яни и других ученых, которые внесли определенный вклад в разработку проблемы противодействия рассматриваемому преступлению. Однако в силу многоаспектности проблемы и ее сложности в работах указанных ученых разрешены далеко не все вопросы, что предопределяет необходимость дальнейшего комплексного ее исследования с целью повышения эффективности применения уголовно-правовых мер, направленных на предупреждение преступлений, обусловленных неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с уголовно-правовым противодействием должностной халатности.
Предметом анализа выступают: уголовно-правовые нормы об ответственности за халатность;
Целью работы является исследование уголовной ответственности за халатность.
Задачами работы являются:
- исследование объекта, объективных признаков халатности,
- исследование субъекта, субъективных признаков халатности,
- исследование квалифицирующих признаков халатности.
1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Коренная перестройка экономической и политической систем общества в Российской Федерации в 90-х годах, возникновение многоукладной экономики, появление многочисленных коммерческих организаций, основанных на различной форме собственности, процесс демократизации, связанный, в частности, с появлением политических партий и общественных объединений различной ориентации, снятие налета государственности с профсоюзов и других общественных организаций определили необходимость пересмотра понятий должностного (служебного) преступления и должностного лица. Следствием этого явилось появление в УК РФ 1996 г. двух самостоятельных глав: "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" (гл. 23) и "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). К числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления отнесены:
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
превышение должностных полномочий (ст. 286);
отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);
присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
получение взятки (ст. 290);
дача взятки (ст. 291);
служебный подлог (ст. 292);
халатность (ст. 293).