ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Контроль как функция менеджмента
- Сущность и смысл контроля. Взаимосвязь контроля с другими функциями менеджмента
- Процесс контроля. Характеристики и факторы эффективного контроля
- Поведенческие аспекты контроля
Глава 2. Контроль на отечественных предприятиях в условиях перехода к рыночной экономике
- Изменения во внешней и внутренней среде организаций в условиях перехода от командно-административной к рыночной экономике
- Особенности контроля на отечественных предприятиях в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В данной теме исследование управленческого контроля начнем с изучения его основ. Особенно глубоко изучим связь между планированием и контролем, содержание и основную потребность в контроле. Будут рассмотрены три типа контроля, наиболее часто используемые менеджерами, а также фазы, присущие любому процессу контроля. Затем этот раздел обращается к двум соображениям, важным для успеха менеджеров в использовании контроля. Первое — барьеры и сопротивление контролю, на которые менеджеры могут натолкнуться. Второе — способы, с помощью которых менеджеры контролируют специфические аспекты организационного поведения.
Прежде чем применять контроль, полезно задать несколько ключевых вопросов. Вопросы, наиболее часто используемые для ознакомления со стратегическим контролем, таковы:
- Движется ли организация или производственная единица в нужном направлении?
- Соответствует ли ситуации ключевые факторы и действия?
- Доказывают ли свою правильность предположения о главных тенденциях и изменениях? Каковы последствия неточности предположений?
- Нуждаемся ли мы в том, чтобы особо важные вещи были осуществлены?
- Нужно ли регулировать или отбрасывать действующую стратегию?
- Как мы исполняем работу? Удовлетворяем ли мы цели задания?
- Насколько хорошо цены, доходы и наличные деньги соответствуют проектам?
Существует несколько причин, обусловивших необходимость управленческого контроля. Наиболее основополагающей причиной является необходимость наблюдать за тем, чем люди заняты, чтобы быть уверенными, что они знают, что и как им следует делать. Маленькие ошибки не кажутся значительными, но их совокупный эффект через некоторое время может воздействовать на снижение потенциала организации. Наблюдение за тем, что люди и производственные единицы делают (особенно за результатами их деятельности), является универсальной причиной, по которой менеджеры нуждаются в контроле.
Другая причина необходимости управленческого контроля — непрекращающиеся изменения, с которыми организации и их менеджеры сталкиваются. Динамичность внутреннего и внешнего окружений фирм усиливает важность связи между планированием и контролем. Менеджеры разрабатывают планы и цели, которые требуют времени для их достижения. И в течение этого времени могут произойти многие изменения как в самой организации, так и в ее окружении. Некоторые из этих изменений могут потребовать корректировки планов фирмы и даже могут сделать некоторые цели фирмы несоответствующими. Хорошо организованный контроль помогает менеджерам предсказывать, наблюдать и приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управленческого контроля. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Определить сущность и смысл контроля.
- Проследить процесс контроля.
- Рассмотреть поведенческие аспекты контроля
- Выявить изменения во внешней и внутренней среде организаций в условиях перехода от командно-административной к рыночной экономике
- Описать особенности контроля на отечественных предприятиях в современных условиях
- Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1999.
- Армстронг М.: Основы менеджмента; - Ростов на Дону, 1999
- Веснин Р.Р.: Менеджмент; - М: Белые Альвы, 1999
- Веснин Р.Р.: Основы менеджмента; - М: Институт международного права и экономики, 1998
- Виханский О.С.: Менеджмент; - М, 2000
- Вершигора Е.Е.: Менеджмент; - М: ИНФРА-М, 2000
- Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. — М.: МП «Сувенир», 1996
- Глушаков В.Е. Стратегический менеджмент;- Минск: Экоперспектива, 2001
- Друкер П.Ф.: Практика менеджмента; - Москва, 2000
- Казанцев А.К.: Менеджмент в предпринимательстве; - Москва,2003
- Казанцев А.К.: Основы менеджмента; - Москва, ИНФРА-М,2002
- Максимцев: Менеджмент; - М: Банки и биржи, 1998
- Радугин А.А. Основы менеджмента.-М.: Центр,1998.-432 с.
- Нуриев Р. М. Курс микроэкономики. — Москва: Норма,
- Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения. — Москва: ЮНИТИ, 2001.
- Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент. — М.: МГУ, 1995.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент — Москва: Интел синтез, 2000.