Курсовая работа|Менеджмент

Курсовая Концепция и методы мотивации деятельности в менеджменте

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2005 | Страниц: 38

Введение

  1. Значение мотивации в организации

1.1.    Понятие мотивации

1.2.    Определение и сущность функций мотивации

1.3.    Методы управления мотивацией

  1. Теории мотивации

2.1. Теории содержания мотивации

2.2.  Теории процесса мотивации

  1. Мотивационный механизм активизации деятельности в системе менеджмента 

3.1.    Экономические методы

3.2.    Социальные методы

3.3.    Организационные методы

Заключение

Список использованной работы  

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя "включить", когда требуется его работа, и "выключить", когда необходимость в его труде отпадает.

Даже если человек должен выполнять рутинную работу, очень простую по содержанию и легко поддающуюся контролю и учету, работу, не требующую творческого подхода и высокой квалификации, - даже и в этом случае механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.

Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Исследованию проблемы совершенствования и повышения эффективности мотивации персонала посвящены труды многих зарубежных ученых, среди которых заслуженным авторитетом пользуются такие авторы как Ф. Котлер, А. Альберт, А.А. Вейхер, Э. Лабутене, Ф. Буккерель, М. Бруккер, Б. Берман и многие другие.

В настоящее время по данной проблеме опубликован ряд работ отечественных ученых, и специалистов, что нашло свое отражение в трудах: Е. В. Маслов, Е.Л. Богдановой, П.В. Шеметова, И.Н. Герчиковой, В. А. Гончарука, Е.П. Голубкова, Т.П. Данько, П.С. Завьялова, Н.А. Иванов, Е.В. Попова, А.Н. Романовой. И.А. Соловьева, Р.А. Фатхутдинова, К.В. Хартановича, и многих других.

Однако, не смотря на имеющиеся научные труды и публикации по данной проблеме отечественных и зарубежных авторов, их анализ позволяет утверждать, что ввиду сложности, многогранности и актуальности решения проблемы оценки эффективности мотивации персонала как инструмента совершенствования управления предприятием далеко не все аспекты и факторы учтены, исследованы и разработаны в достаточной мере, что и предопределило выбор темы и послужило основой формирования его цели.

Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть концепции и методы мотивации деятельности в менеджменте.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить значение мотивации в организации
  2. Изучить теории мотивации
  3. Охарактеризовать мотивационный механизм активизации деятельности в системе менеджмента

Курсовая работа состоит из 3 глав, включающих 8 параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы.

 

Значение мотивации в организации

  • Понятие мотивации

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.

 Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влиянию воздействия,   так   и   направленность   поведения,   вызываемая   этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Для того, чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

  • что в   деятельности   человека   находится    в   зависимости   от мотивационного воздействия;
  • каково соотношение внутренних и внешних сил;
  • как мотивация    соотносится    с    результатами   деятельности человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, остановимся на уяснении смысла основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них.

Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека. [7, c. 215].

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.

Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться    как    основа    осуществления    им    определенных действий.

Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

  • Определение и сущность функций мотивации

Разработка концепций мотивации как структурной части организации пока еще находится в фазе становления, в особенности это касается менеджерских отраслей науки. Кое-какие попытки в этом направлении предпринимались социальной психологией организаций [7, 241], где мотивация выступала лишь как часть организационного климата, но нас в данном случае интересуют не психологические аспекты формирования и развертывания мотивационной сферы организации. Для теории управления более важен тот факт, что мотивация – это не только индивидуальный процесс, но и сложно организованная система, которая имеет свою структуру, функции и подчиняется только вышестоящей системе, т.е. организации в целом.

Свою оригинальную концепцию организационной структуры предложил Бех В.П. на основе собственной теории социального организма. Организменный уровень, по его мнению, является особым этапом саморазвертывания универсума, который  включает в себя тканевый, клеточный, видовой и родовой подуровни. 

Подуровень простейших производственных  организмов появляется в результате  особого процесса, который называется органоценоз.

Внутрифирменная идеология есть момент духовного производства и воспроизводства  простейшего социального организма,  а мотивация выступает  моментом материального производства, в ходе которого работники предприятий, организаций или учреждений производят товар или услугу. Стимулирование, как функция системы управления, направлено на удержание процесса жизнедеятельности простейшего социального организма в пределах определенного диапазона изменений. Более подробно о каждом элементе можно рассказать следующее:

Система управления – внутрифирменный орган, который определяет структуру, цели организации, а также пути и способы их достижения, в связи с чем имеет возможность воздействовать на все структуры организации.

Стимул – это прямое (чаще всего материальное) воздействие на человека. Стимул характеризуется тем, что он дает лишь побудительный толчок к поведению, не определяя в какую сторону будет направлена активность работников. Направленность производственного поведения будет определяться также внутренним отношением работников к исполняемым обязанностям, а это уже определяет мотив их трудовой деятельности.

Мотив – ценностное отношение человека к своей работе в организации, внутреннее побуждение, существующее на основе ценностей как личных, так и организационных.

На базе этой теории представляется четкая возможность построить функциональную схему мотивации, поскольку последняя недостаточно четко изображена на ней. В эвристической модели организации показаны лишь наиболее общие и качественно важные элементы и связи, включая как внешние, так и внутренние.

Личные потребности выступают также основой и базой жизнедеятельности организма фирмы, но уже представляют здесь индивидуальный уровень актуализации и снятия потребностей. Индивидуальная потребность – это то, что заставляет работника принимать участие во всеобщем, коллективном процессе труда, который одновременно может решать как внутрифирменные, так и индивидуальные проблемы. Если бы не было этих потребностей, то не существовало бы и мотивации, поскольку не имела бы места личная заинтересованность в труде.

Эти потребности имеют многоуровневый, иерархичный характер, о чем еще говорил А. Маслоу и зачастую могут вступать в противоречие не только с потребностями общества, но и внутри своей иерархии. Выделяют следующие уровни потребностей, которые заучаствованы во внутрифирменной деятельности:

утилитарная (организационно-практическая) сфера мотивации. Эта сфера включает в себя мотивацию трудовых функций, творческой актуализации, а также карьеры и вознаграждения. В целом, можно сказать, что данная сфера потребностей действует по принципу удовлетворения «здесь и сейчас».

Организационно-институциональная мотивация. Этот уровень включает в себя мотивацию соучастия, сотрудничества, авторитета и социального признания, а также независимости и подчинения. В целом же можно утверждать, что этот уровень актуализирует в работниках их социогенные потребности.

Менталитет организации. Этот, наиболее верхний, уровень мотивации включает в себя смыслообразующие механизмы поведения человека, в том числе затрагивая его смысложизненные ценности.

Снятие противоречия между общественными и индивидуальными потребностями в фирме находит свое разрешение в организационных целях. Организационные цели здесь выступают как определенный компромисс индивидуального и общественного начала, общий знаменатель, под который можно подвести две противодействующие силы с выгодой для каждой из них.

  1. Аксененко Н.Н. Социология и психология управления, - М, ИНФРА, 2004
  2. Армстронг М.: Основы менеджмента; - Ростов на Дону, 1999
  3. Веснин Р.Р.: Менеджмент; - М: Белые Альвы, 1999
  4. Веснин Р.Р.: Основы менеджмента; - М: Институт международного права и экономики, 1998
  5. Виханский О.С.: Менеджмент; - М, 2000
  6. Вершигора Е.Е.: Менеджмент; - М: ИНФРА-М, 2000
  7. Гордиенко Ф.Ф. Управление персоналом, - М, 1990
  8. Глушаков В.Е. Стратегический менеджмент;- Минск: Экоперспектива, 2001
  9. Друкер П.Ф.: Практика менеджмента; - Москва, 2000
  10. Казанцев А.К.: Менеджмент в предпринимательстве; - Москва,2003
  11. Казанцев А.К.: Основы менеджмента; - Москва, ИНФРА-М,2002
  12. Кравченко А. И.: История менеджмента; - М: Академический проект, 2002
  13. Максимцев: Менеджмент; - М: Банки и биржи, 1998
  14. Мокичев С. В. Стратегическое управление; - Казань, Центр инновационных технологий, 2002
  15. Виханский О.С. Менеджмент. - М. : «Фирма Гардарика», 1996.-416 с.
  16. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленчес­кого персонала. — М.: МП «Сувенир», 1996
  17. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, М, Экономист, 2002
  18. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. –М:Дело и сервис, 1998
  19. Мухаметшин Ф.Х. Экономические приоритеты Татарстана. // Понарама-форум-1996, №2.
  20. Радугин А.А. Основы менеджмента.- М.: Центр,1998.-432 с.
  21. Нуриев Р. М. Курс микроэкономики. — Москва: Норма,
  22. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент — Москва: Интел синтез, 2000.
  23. Корнеева И. В., Хруцкий В.Е.: Современный маркетинг; - Москва, Финансы и статистика, 1999
  24. Ланцов В.М.: Реальный менеджмент; - Казань, 2002
  25. Поршнев А.Г.: Менеджмент: теория и практика в России; -М: ИД ФБК – ПРЕСС, 2003
  26. Уткин Э.Л.: Курс менеджмента; -М: Зерцало, 1990
  27. Журнал: Управление персоналом; №6, 2003
  28. Российский экономический журнал - №7, 2000, с 22-29.
  29. Ф.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин «Управление персоналом», М., 2004г.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Менеджмент
2015 год 44 стр.
Курсовая Анализ коммуникационных процессов в организации
MrPowerPoint
Курсовая работа Менеджмент
2016 год 49 стр.
Курсовая Инструменты контроллинга в управлении организацией
Telesammit
Курсовая работа Менеджмент
2011 год 27 стр.
Курсовая Разработка инновационного проекта
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское