Актуальность исследования проблем применения уголовного законодательства об ответственности за коррупцию, обусловлена следующим.
Коррупция как вид экономической преступности всегда находилась в центре внимания исследователей, что обусловлено, прежде всего, сложностями ее выявления и предотвращения и высокими рисками для экономической безопасности страны. В настоящее время на всех уровнях власти ведется активная борьба с экономической преступностью, особенно в виде коррупционной деятельности. Оценка ущерба от коррупционной деятельности отражает значительные суммы потерь земельного фонда, выделенных на государственные и муниципальные закупки средств, средств на содержание государственного аппарата и т.п.
Можно выделить следующие основные современные тенденции развития коррупции:
1Совершенствование способов совершения коррупционных преступлений на основе привлечения электронной коммерции, оффшорных схем и т.п.
2 Сократились случаи выявление коррупции и других экономических преступлений, «так, если в 2008 году их количество составило 448,8 тыс. преступлений, то в 2018 году произошло их снижение до 107,6 тыс. преступлений», что во многом обусловлено не только увеличением ресурсов правоохранительных органов (отделы по борьбе с экономическими преступлениями) и прокуратуры, направляемых на решение данной проблемы, но и первой тенденцией применение современных технологий в целях совершения преступлений экономической направленности.
3 Глобализация географии совершения коррупционных преступлений, активная деятельности межнациональных и межгосударственных преступных групп.
Целью данной курсовой работы является исследование коррупции как конвенционного преступления против мировой финансово-экономической системы.
Для достижения данной цели мы полагаем необходимым решить следующие задачи:
1) рассмотреть нормативно-правовые документы и инструменты борьбы с коррупцией ОрганизацииОбъединённых Наций (ООН);
2) проанализировать нормативно-правовые документы и инструменты борьбы с коррупцией Конвенции Совета Европы;
3) изучить иные международные антикоррупционные инициативы;
4) охарактеризовать антикоррупционные документы и инструменты, принятые и используемые в России.
Объектом исследования являются общественные отношения в области международной борьбы с коррупций.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты международного и национального уровня, а также теоретические работы, посвященные проблемам коррупции как конвенционного преступления против мировой финансово-экономической системы..
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Международные нормативно-правовые документы и инструменты борьбы с коррупцией
1.1. Организация Объединённых Наций (ООН) против коррупции
В отечественной науке понятие «коррупция» полидефинитивно. Для одних коррупция - это «препятствие на пути осуществления социально-экономических реформ, относящееся к запущенным социальным недугам, сковывающим творческую энергию страны и тормозящим ее общую модернизацию», для других - «общественный институт, который характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных практик (ролей), поддерживаемых с помощью социальных норм, имеющих важное значение в структуре общества», для третьих - это «явление, поразившее публичный аппарат управления и выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах»[1].
Согласно п.1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ, коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица[2].
Данная дефиниция не является идеальной по следующим основаниям:
1) имеет место подмена понятий, в результате чего комплексный подход в определении коррупции уступает место ее юридической оценке (уголовно правовой квалификации) как следствия этого социального недуга: коррупция является причиной, порождающей названные деяния, а не общим по отношению к особенному;
2) перечисление деяний через запятую говорит о том, что с формально-логической точки зрения каждое из них полагается частью целого; отсюда некорректно получение взятки, например, называть проявлением коррупции; еще один вывод, основанный на философском дискурсе целого и части, заключается в том, что обнаружение части не позволяет говорить о целом, другими словами, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, например, нельзя называть коррупцией;
3) названные деяния имеют разный источник, направленность и степень общественной опасности:
а) одна группа деяний исходит от чиновников (злоупотребление должностным положением, получение взятки, злоупотребление полномочиями и т. д.), другая - от частных лиц (дача взятки, коммерческий подкуп); б) цель второй группы деяний (исходящей от частных лиц) является более «благородной», чем цель первой группы: субъекты, осуществляющие подкуп госслужащих, как правило, стремятся решить свои личные проблемы, ускорить процесс принятия государственно-властного решения, обеспечить положительное завершение юридической процедуры (регистрация, выдача разрешения или лицензии, предоставление льготы и т. п.), взяточники, в свою очередь, преследуют корыстные цели, стремятся к обогащению, используют свой статус для наживы; в) цель совершения коррупционного правонарушения обуславливает (должна определять) степень его общественной опасности: в действующем законодательстве при квалификации того или иного деяния как коррупционного цель не учитывается даже как факультативный признак состава правонарушения[3].
На первый взгляд может показаться, что законодатель пошел путем наименьшего сопротивления и вместо того, чтобы формулировать общее (соответствующее социальным и специально-юридическим требованиям) определение коррупции, ограничился перечислением коррупционных деяний. Вместе с тем стоит отметить, что, во-первых, едва ли споры относительно содержания понятия «коррупция» когда-нибудь прекратятся (как и споры относительно признаков, определяющих специфику данного социального явления), во-вторых, принятые в правовой науке дефиниции, а тем более легальные определения должны быть результатом восхождения от абстрактного к конкретному, являться лаконичными и емкими, не требующими специальной подготовки для понимания и последующего применения. Их задача - представлять в законченном виде систему сущностных признаков, характеризующих определяемое явление. Но, если выделить такие признаки без ущерба для юридической практики невозможно, представляется оправданным и допустимым фиксировать образующие явление элементы или, как в рассматриваемом нами случае, преступления, относящиеся к коррупции (деяния, являющиеся ее проявлениями)[4].
Однако здесь возникает другая проблема: если рассматривать каждое из деяний коррупционной направленности как проявление коррупции, то дача взятки, например, будет одновременно и частью коррупции, и самой коррупцией. С этой позиции законодатель не определяет коррупцию, а относит некоторые преступные действия к коррупционным. С другой стороны, отражение в законе воли правящего класса - это атрибут (норма) правотворческого процесса, более того, кто-то должен принимать на себя ответственность за «аксиологию понятий» (их формальную определенность), другими словами, кто-то должен устанавливать, что есть, а что не есть коррупция.
Более того, определение коррупции, содержащееся в Законе, в полной мере соответствует практике международных организаций. Например, в Конвенции ООН против коррупции изучаемое явление, как отмечалось выше, формально не определяется, но, исходя из содержания документа, можно резюмировать, что под коррупцией понимаются (к коррупционным правонарушениям относятся): подкуп публичных должностных лиц (национальных, иностранных и «международных»); хищение, неправомерное присвоение и иное нецелевое использование публичного имущества; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение частного имущества; отмывание преступных доходов; сокрытие или неправомерное удержание имущества, добытого преступным путем. К аналогичному выводу можно прийти, ознакомившись с текстом Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию[5].
Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией на сегодняшний день представляется наиболее актуальным направлением противодействия данному явлению. Такое положение обусловлено тем обстоятельством, что для коррупции, как и для других видов преступности, давно не существует национальных границ. В то же время средства борьбы с этим явлением продолжают оставаться преимущественно национальными. Международное сотрудничество предполагает совместную работу, участие в общих делах, относящихся к отношениям между народами, государствами, в сфере внешней политики. В соответствии с Уставом ООН (1945 г.), Декларацией о принципах международного права (1970 г.),
Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству государств в Европе (1975 г.) все государства должны поддерживать и развивать сотрудничество друг с другом в соответствии с целями и принципами Устава ООН, другими международно-правовыми документами и обязательствами[6].
В последнее десятилетие принято множество многосторонних международных конвенций по борьбе с коррупцией, глобальных и региональных программ и деклараций, посвященных данной проблеме. К основным следует отнести:
- Конвенцию ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН);
- Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.);
- Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 г.);
- Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174) 1999 г.