Актуальность исследования. Проблема легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, обострилась в новом веке после известных, прогремевших на весь мир, террористических актов в США, России, Израиле, Ираке и в других странах. Это потребовало от государств выработки единой стратегии противодействия легализации преступных доходов. Сегодня масштабы легализации (отмывания) «криминальных» денег расширяются благодаря появлению новых механизмов перемещения денежных средств, интенсификации «бизнеса на пороках», готовности профессиональных консультантов стать частью этой системы, стремительному появлению новых оффшорных зон.
Процессы легализации (отмывания) денежных средств приводят к разрушительным социальным последствиям и угрожают национальной безопасности России. Прибегая к данной практике, торговцы наркотическими средствами, террористы, продавцы оружия и прочие преступники получают дополнительные возможности для расширения и усиления своей преступной деятельности.
Правительства разных стран мира внесли важные поправки в действующие законы и разработали ряд ценных стратегий по противодействию данному виду преступной деятельности. Российскую Федерацию сегодня можно отнести к странам, имеющим унифицированное законодательство, отвечающее международным требованиям. Более того, Российская Федерация располагает необходимыми государственными структурами, в задачи которых входят контроль и расследование преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов.
Однако, несмотря на соответствие российской правоохранительной системы международным нормам о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, ее превентивное функционирование на практике небезупречно. Такой вывод следует из количественного анализа возбуждаемых уголовных дел рассматриваемой категории, практики раскрытия преступлений, где легализация (отмывание) преступных доходов связана с деятельностью коррумпированных чиновников и преступных группировок.
Преступления, предусмотренные ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, являются наиболее трудно выявляемыми среди всех преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Высокая латентность легализации (отмывания) преступных доходов, а также ряд негативных составляющих деятельности правоохранительных органов (коррупция, низкий профессиональный уровень сотрудников и т.д.) обусловливают низкую эффективность «противолегализационной» правоприменительной практики.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
В соответствие с поставленной целью в работе последовательно решены следующие задачи: 1) изучить понятие легализации денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления; 2) рассмотреть международно-правовые нормы о легализации денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления; 3) дать уголовно-правовую характеристику легализации денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Легализация денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления: понятие и сравнительно - правовые аспекты
- Понятие легализации денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления
Легализация денежных средств, приобретённых незаконным путём, называют уникальным криминальным феноменом XXI века. Это связывают, во-первых, с тем фактом, что размеры этого явления превысили все возможные пределы; а, во-вторых, с развитием информационных технологий, банковских систем, глобализацией мировой экономики. Легализованные доходы составляют финансовую основу международной организованной преступности, международного терроризма и коррупции. Террористические акты в США, России, Израиле, Великобритании, Испании, Турции, и других странах мира выявили актуальность исследования проблематики противодействия легализации денежных средств или иного имущества, приобретённого преступным путём.
Легализация - это преступление транснациональное, тесно связанное с организованной преступностью и коррупцией.
Общественная опасность легализации проявляется в нескольких аспектах.
Во-первых, происходит нарушение прав и законных интересов тех субъектов экономической деятельности, которые действуют в соответствии с законом. Такое нарушение прав и законных интересов особенно проявляется в монополистической деятельности организованных преступных групп, направленной на ограничение конкуренции, вплоть до полного ее устранения.
Во-вторых, легализация - это процесс, одной из целей которого является сокрытие первичного криминального деяния, в результате совершения которого у преступника появились данные денежные средства или иное имущество. Следовательно, легализация ставит определенные барьеры на пути уголовного преследования за первичное преступление.
В-третьих, легализация - это не конечный этап преступной деятельности. Легализация способствует формированию финансовой базы не только для законной деятельности, но и для дальнейшего развития преступной деятельности, а именно, для развития организованной преступности, в т.ч. и террористической направленности
Все вышеуказанные факторы дают нам понимание проблемы легализации и необходимости криминализации данного явления как на международном уровне, так и на уровне отдельно взятого государства.
Данная позиция отражена в статье 6 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.), которой определяется необходимость криминализации отмывания доходов от преступлений.
В силу этого возникает социально обусловленная острая необходимость в осуществлении уголовно-правовой охраны интересов государства в целом и субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, в частности, от посягательств лиц, совершающих данные преступления, путем изменения диспозиции и санкции норм, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ.
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.) призывает все государства предпринять шага с тем, чтобы воспрепятствовать и противодействовать посредством соответствующих внутренних мер финансированию террористов и террористических организаций независимо от того, осуществляется такое финансирование прямо или косвенно через организации, которые также преследуют или утверждают, что преследуют благотворительные, общественные или культурные цели, или также вовлечены в запрещенные виды деятельности, такие как незаконные поставки оружия, незаконный оборот наркотиков и вымогательство, включая использование лиц в целях финансирования террористической деятельности, и, где это уместно, рассмотреть вопрос о принятии мер регулирования для того чтобы воспрепятствовать и противодействовать движению средств, в отношении которых есть подозрения, что они предназначаются для террористических целей, ни в коей мере не ущемляя при этом свободу движения законного капитала, и активизировать обмен информацией о международном движении таких средств.
- Международно-правовые нормы о легализации денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления
При исследовании вопроса об ответственности за легализацию доходов или иного имущества, полученных в результате совершения преступления, особое место занимает изучение международно-правовых норм. Международно-правовые нормы формируют основные принципы сотрудничества между государствами по предупреждению и борьбе с отмыванием денежным средств, полученных в результате совершения преступления. Системный анализ международных норм обеспечивает возможность более глубоко понять причины криминализации такого явления как легализация, а также закрепляет основные понятия объективной и субъективной составляющих исследуемого состава[2].
Все международно-правовые нормы можно разделить на группы:
- Основополагающие международно-правовые нормы в виде Конвенций, Международных Соглашений или Договоров;
- Дополнительные международно-правовые акты в виде Рекомендаций, Заявлений, Положений и Протоколов.
К первой группе следует отнести следующие конвенции.
8 ноября 1990 г. в Страсбурге была принята Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, которая и стала основой для развития национального законодательства РФ в области противодействия легализации.
Данная Конвенция предусматривает целый ряд основополагающих объективных признаков состава легализации и раскрывает субъективную сторону данного преступления. Так, в ней закрепляется следующее: «1. Каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры с целью квалифицировать в качестве уголовного правонарушения в соответствии со своим внутренним правом, при наличии умысла:
а) конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать правовых последствий своих деяний;