Введение
Глава I. История и эволюция менеджмента
1.1.Эволюция управленческой деятельности и менеджмента
1.2.Особенности становления и развития науки управления в России
Глава II. Сущность и специфические особенности менеджмента
2.1. Понятие и закономерности менеджмента
2.2. Принципы, функции и методы менеджмента
2.3. Роль менеджмента в современном обществе
Заключение
Список литературы
Хотя возникновений менеджмента относят к концу XIX века, роль его была осознана лишь в 30-е годы XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией, область знаний — самостоятельной дисциплиной, а социальный слой менеджеров превратился во влиятельную общественную силу.
В связи с возросшей ролью менеджмента заговорили о «революции менеджеров». Эта роль особенно возрастает с появлением корпораций-гигантов, которые обладают огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. По своей мощи эти корпорации сопоставимы с целыми государствами. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. В зависимости от крупнейших корпораций находятся правительства стран и власти целых регионов. Крупнейшие корпорации имеют свои филиалы во всем мире, где устанавливают правила распределения материальных благ, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров таких корпораций определяют судьбы миллионов людей.
Однако в зрелой рыночной экономике это 95 % всех фирм — это предприятия малого бизнеса, а для большинства населения — это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозможно без эффективного менеджмента.
Роль менеджмента для предприятия, работающего в условиях рынка, конкурентной среды, сложно переоценить. Успешная деятельность на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизмов эффективной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации — результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с менеджментом.
Предмет исследования – исследования, посвященные менеджменту как науке управления людьми.
Цель работы – охарактеризовать менеджмент как науку управления людьми.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить эволюция управленческой деятельности и менеджмента; 2) рассмотреть особенности становления и развития науки управления в России; 3) охарактеризовать понятие и закономерности менеджмента; 4) изучить принципы, функции и методы менеджмента; 5) рассмотреть роль менеджмента в современном обществе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.Эволюция управленческой деятельности и менеджмента
История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления[1].
Первые попытки теоретического осмысления управления начались в эпоху становления капитализма в странах Запада. Попытки дать объяснение мотивов активной деятельности людей были сделаны рядом ученых и практиков в XVII—XVIII вв., такими, как англичане Томас Гоббс и Джемс Стюарт, Неремия Бентам, Адам Смит, Роберт Оуэн и др.
Заметный толчок и интерес к теоретическому осмыслению управления появился в условиях промышленной революции в странах Запада и Америке в середине XIX — начале ХХ в. В этот период шел процесс становления и оформления управления как науки. ХХ в. — период эволюционного развития науки управления, т.е. менеджмента, путем возникновения различных концепций и школ менеджмента.
В литературе имеется несколько подходов и школ управления, каждая из которых акцентирует внимание на определенных позициях и взглядах.
Так, американский ученый М. Меекоп в своем исследовании «Основы менеджмента»[2] выделяет четыре подхода:
- Подход с точки зрения научного управления — школа научного управления.
- Административный подход — классическая (административная школа).
- Подход с точки зрения человеческих отношений и науки о поведении — школа человеческих отношений и поведенческих наук.
- Подход с точки зрения количества методов — школа науки управления.
Школа научного управления (1885—1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX — начале ХХ в.
Возникновение школы связано с работами Фредерика Тейлора, Лили Гилбрет и Генри Гантта.
В 1911 г. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал книгу «Принципы научного управления»[3]. С этого времени теория и практика менеджмента развивалась под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социоэкономических факторов.
Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.
Представителями этой школы:
- проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;
- проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж);
- исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные;
- разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства;
- предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;
- обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;
- устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;
- признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость обучения;
- управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.
К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора.
Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину).
Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)
В современное время тейлоризм определен как «потогонная система», направленная на выжимание из человека максимума сил в интересах прибыли хозяина[4].
Представители классической, или административной, школы управления (1920—1950 гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним, Линдалл Урвик и др.
Классическая школа:
- разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией);
- создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);
- предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;
- рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль;
- считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер);
- сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы;
- сформулировала общие функции управления[5].
Принципы управления Анри Файоля:
- Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены усилия и внимание.
- Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.