Введение
Глава 1. Уголовно-правовой анализ состава нецелевого расходования бюджетных средств
1.1 Объективные признаки нецелевого расходования бюджетных средств
1.2 Субъективные признаки нецелевого расходования бюджетных средств
Глава 2. Квалификация нецелевого расходования бюджетных средств
2.1. Некоторые вопросы квалификации нецелевого расходования бюджетных средств (ст.285.1 УК РФ)
2.2 Правоприменительная практика нецелевого расходования бюджетных средств
Глава 3. Средства и методы противодействия преступлениям, совершаемым в бюджетной сфере
3.1. Проблемы противодействия преступлениям, совершаемым в бюджетной сфере
3.2. Пути совершенствования противодействия преступлениям, совершаемым в бюджетной сфере
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Бюджетные средства в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности играют важную роль в реализации единой финансовой политики государства. Они необходимы для осуществления социально-экономических функций государства, обеспечения обороны и безопасности страны, реализации программ по развитию и нормальному функционированию экономики страны, охране окружающей природной среды, укрепления научно-технического потенциала, развития культуры, международных связей.
Сегодня бюджетные средства все чаще используются не по их назначению, что представляет собой серьезную опасность как для государства, общества, так и отдельного гражданина. Эта опасность многогранна. Она может выражаться в прямом срыве финансирования государственных проектов и целевых программ, в сдерживании развития здравоохранения и образования, науки и культуры. Именно поэтому, в одном из своих выступлений Президент РФ Дмитрий Медведев особо указал на то, что в период мирового и финансового кризиса одной из важнейших становится задача по контролю за расходованием бюджетных средств, недопущению их нецелевого использования[1].
В своей деятельности Счетная палата Российской Федерации, органы финансового контроля все чаще сталкиваются с нецелевым использованием указанных средств. Так, например, ущерб от нецелевого использования бюджетных средств, по оценкам Счетной палаты РФ, составил в 2003 г. - 1,8 млн. руб., в 2004 г. - 1,5 млрд. руб., в 2005 г. - 1,1 млрд. руб., в 2006 г. - 2,7 млрд. руб., в 2007 г. - 0,97 млрд. руб., в 2008 г. - 1,96 млрд. руб., в 2009 г. - 3,8 млрд. руб., в 2010 г. – 3,9 млрд.руб., в 2011 г. – 3,7 млрд. руб.[2] Между тем, несмотря на то, что ежегодные отчеты, приводимые Счетной палатой РФ, продолжают свидетельствовать о многочисленных фактах нецелевого расходования бюджетных средств, в структуре должностной преступности преступные деяния в виде нецелевого расходования бюджетных средств составляют незначительную часть. Так, в целом по России, по данным ГИЦ МВД РФ, по ст.285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) зарегистрировано преступлений: в 2004 г. - 3, в 2005 г. - 22, в 2006 г. - 27, в 2007 г. -18, в 2008 г. - 17, в 2009 г. - 7, за первое полугодие 2010 г. -4. Еще меньше уголовных дел по указанной статье направляется в суд: в 2004 г. - 0, в 2005 г. - 5, в 2006 г. - 6, в 2007 г. - 13, в 2008 г. - 8, в 2009 г. - 5, в 2010 – 6, за 2011 г. – 7[3]. Приведенные цифры свидетельствуют о неэффективном применении уголовного законодательства в сфере установленного порядка расходования бюджетных средств.
Определенную сложность представляют толкование объективных и субъективных признаков состава ст.285.1 УК РФ, отграничение его от смежных составов преступлений и административных правонарушений, а также целый ряд иных вопросов.
Криминализация нецелевого расходования бюджетных средств порождает интерес и к проблеме его пенализации, что обусловлено необходимостью изучения эффективности уголовного наказания за данное посягательство и поиска путей его усовершенствования, а равно тем, что до настоящего времени вопросы пенализации нецелевого расходования бюджетных средств не были объектом других научных исследований.
Важность для государства и общества в целом проблемы нецелевого расходования бюджетных средств, недостаточная изученность и разработанность теоретических и практических проблем уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст.285.1 УК РФ, необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, а также практики его применения определяют актуальность работы как в научном, так и в практическом плане.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовно-правовой охраны установленного порядка расходования бюджетных средств.
Предметом исследования выступают: уголовно-правовая норма, устанавливающая ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, и иные нормы уголовного законодательства Российской Федерации; нормы финансового, бюджетного, административного, гражданского законодательства Российской Федерации.
Цель настоящей работы – охарактеризовать особенности квалификации нецелевого расходования бюджетных средств .
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) выполнить уголовно-правовой анализ состава нецелевого расходования бюджетных средств ; 2) рассмотреть квалификацию нецелевого расходования бюджетных средств ; 3) проанализировать средства и методы противодействия преступлениям, совершаемым в бюджетной сфере.
Указанные цель задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Уголовно-правовой анализ состава нецелевого расходования бюджетных средств
1.1 Объективные признаки нецелевого расходования бюджетных средств
Согласно ст. 285.1. УК РФ[4], расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В примечании к настоящей статье сказано, что крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
По мнению Офицеровой А.А., видовым объектом нецелевого расходования бюджетных средств является установленный бюджетным законодательством порядок расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов[5].
Кузнецов А.П. полагает, что основным непосредственным объектом являются общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование государственного аппарата управления по расходованию бюджетных средств.
По мнению автора, объективная сторона преступления выражается в активных действиях и включает в себя: расходование бюджетных средств должностным лицом – получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств[6].
Состав по конструкции объективной стороны является материальным. Обязательным элементом объективной стороны нецелевого расходования бюджетных средств является совершение указанных в диспозиции деяний в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 мл.500 тыс. рублей.
Непосредственный объект нецелевого расходования бюджетных средств - общественные отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления.
Фазылов Р.Р. полагает, что непосредственным объектом нецелевого расходования бюджетных средств следует считать такое благо, как правильное исполнение должностными лицами органов государства и муниципальных образований их функций по распоряжению бюджетными средствами в соответствии с целевым назначением. Дополнительными объектами этого преступления могут быть такие блага, как права конкретных лиц, в отношении которых государство в результате нецелевого расходования бюджетных средств не выполнило своих обязанностей: граждан, их коллективов, организаций, государства как особой организации граждан, общества в целом (например, права граждан населенного пункта, в котором не произведен запланированный ремонт дорог, права юридического лица, с которым не рассчитались своевременно за поставленную им продукцию и т.д.)[7].
Соответственно основным непосредственным объектом нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов является такое благо, как правильное исполнение должностными лицами указанных учреждений их функций по распоряжению аккумулированными в них средствами в соответствии с целевым назначением. А дополнительными объектами рассматриваемого преступления могут быть также такие блага, как права конкретных лиц, в отношении которых государственный внебюджетный фонд в результате нецелевого расходования средств не выполнил своих обязанностей (не обеспечил накопления и (или) выделения средств для полной и своевременной выплаты или увеличения пенсий, закупок соответствующих лекарств и медицинского оборудования для больниц в предусмотренном объеме и т.п.).
Предметом исследуемых преступлений являются бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов в крупном размере. Широкая трактовка бюджетных средств означает совокупность денежных ресурсов государства (федерации и ее субъектов), а также муниципальных образований, предназначенных для финансового обеспечения выполняемых ими задач и функций с целью решения социально-экономических задач общества. Любые поступающие на лицевые счета денежные средства становятся средствами федерального бюджета, поскольку вливаются на единый счет федерального бюджета. Аналогично, на наш взгляд, должен решаться вопрос и в отношении средств государственных внебюджетных фондов.
Предметом состава нецелевого расходования бюджетных средств являются денежные средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также бюджетов муниципальных образований в размере не менее полутора миллиона рублей, а предметом состава нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов - денежные средства соответствующего фонда в том же размере.