Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Понятийный аппарат, характеризующий предпринимательские компетенции
1.2 Подходы к оценке портрета начинающего предпринимателя в мире
1.3 Анализ исследований предпринимательских компетенций
Выводы по главе 1
Заключение
Список литературы
В Гражданском кодексе Российской Федерации о предпринимательстве говорится как о самостоятельной деятельности с целью систематического получения прибыли от продажи товаров, выполнения работ или услуг, пользовании имуществом. Такая деятельность выполняется под ответственность предпринимателя на его риск.
У предпринимателя универсальный род деятельности: от технической сферы до образования.
Цель успешного предпринимателя – это не только получение прибыли, но и реализация собственного потенциала для удовлетворения потребностей общества.
На 10.01.2020 г. в РФ насчитывается 5 916 906 малых предприятий и 3 млн индивидуальных предпринимателей. И около 1 млн человек в РФ активно занимаются подготовкой к открытию собственного бизнеса [21].
Малое предпринимательство – наиболее динамичная сфера российской экономики, именно в этом секторе создается основная масса национальных ресурсов [11].
Слово «предприниматель» образовано от слова «предпринимать» – то есть действовать. Причем в условиях ограниченности ресурсов. Эта немаловажная деталь отличает настоящего предпринимателя. Есть мнение, что предприниматели делятся на тех, кто хочет работать, и тех, кто ищет «быстрых» денег. Одни считают, что бизнесмен должен уметь работать в условиях ограниченных ресурсов, другие, что он должен быть активным и инициативным членом общества. Рассмотрим, каким же должен быть современный предприниматель.
Объектом исследования является предпринимательская сфера РФ.
Объект исследования – портрета начинающего предпринимателя в РФ.
Цель данного исследования – заключается в анализе портрета начинающего предпринимателя в российских и зарубежных практиках и построении собственной теоретической модели, выполненной на основе проведенного анализа.
Поставленная цель исследования определила основные задачи работы:
- Произвести анализ понятийного аппарата, характеризующего предпринимательские компетенции.
- Выявить подходы к оценке портрета начинающего предпринимателя в мире.
- Провести анализ исследований предпринимательских компетенций.
- Разработать собственную теоретическую модель, выполненную на основе мировых практик.
- Выполнить анализ и интерпретацию результатов исследования, представить ожидаемые результаты.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; изучение практического опыта; методы количественной обработки результатов.
Методы исследования: индукция и дедукция, анализ и синтез, системный анализ, статистические методы.
Методы социологического исследования: контент-анализ, интервьюирование.
К информационным ресурсам относятся социологические словари, справочники, материалы сети интернет, статистические данные на официальном сайте ИСЭРТ РАН, результаты анкет респондентов. Информационной базой исследования послужили аналитические материалы и разработки Global Entrepreneurship Monitor (GEM) [Global Entrepreneurship Monitor, www], Institute for Prospective Technological Studies (European Commission) [Entrepreneurship Competence, 2015]. В качестве теоретикометодологической базы исследования послужили труды как классиков, так и современников научной мысли: К. Альбрехта [Альбрехт, 2011], Sjoerd Beugelsdijk and Robert Maseland [Beugelsdijk, Maseland, 2011], Й. Шумпетера [Schumpeter, 2007], П. Друкера [Drucker, 1985] и др.
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретическая часть
1.1 Понятийный аппарат, характеризующий предпринимательские компетенции
Само по себе предпринимательство как одно из социальных явлений не ново. Его изучению посвящено большое количество трактатов, книг, учебников, начиная с конца XVII – начала XVIII вв., когда французский экономист шотландского происхождения Ричарда Кантильона разработал одну из первых концепций предпринимательства. В дальнейшем этой проблемой занимались такие ученые, как Ф. Най, А. Смит, Ж. Б. Сэй, К. Маркс, М. Вебер, В. Зомбарт, А. Маршалл, Й. Шумпетер, П. Друкер, А. И. Муравьева, А. М. Игнатьева, А. Б. Крутик, В. И. Видяпин, А. И. Добрынин, Г. П. Журавлева и др.
Что касается понятия «компетентность» и «компетентностный подход», эти явления так же хорошо рассмотрены в современной науке С. М. Вишняковской, Ю. Г. Татуром, А. В. Хуторским, Э. Ф, Зеером, В. А. Болотковым, В. В. Сериковым и другими учеными [10].
Предпринимательская компетентность может пониматься как готовность к решению специфических задач предпринимательства. Готовность основывается на знаниях экономики, менеджмента, маркетинга и права, а также на собственном опыте подобной деятельности.
Компонентами компетентности при этом можно выделить организаторскую, инвесторскую, управленческую и коммуникативную компетенцию [7].
Предпринимательскую компетентность можно рассматривать как комплекс качеств, профессиональных и личностных. Есть три отдельные группы таких качеств:
- Интеллектуальные. Включают умение комбинировать, фантазировать, подключать интуицию.
- Коммуникативные. Сюда входит координация усилий сотрудников, умение четко формулировать мысли, умение толерантно общаться, аргументировать и отстаивать собственную позицию.
- Мотивационно-волевые. Способность принимать ответственные решения, в том числе и в зоне риска, умение держать ситуацию под контролем. При достижении поставленной задачи не пасовать перед препятствиями, а стремиться к их преодолению. Стремление к самоактуализации, общественному признанию. Мотив достижения успеха здесь преобладает над мотивом избегания неудач.
Предпринимательская компетенция – это:
- модель поведения, деловое качество, помогающее результативно решать бизнес - задачи;
- вид профессиональной компетентности, позволяющий достигать коммерческие результаты в реализации проектов;
- совокупностью личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения деятельности;
- модель поведения, помогающая успешно решать различные бизнес-задачи, показывая при этом высокие результаты;
- совокупность профессиональных знаний, пониманий, умений и навыков сфере предпринимательской деятельности [7].
Проведенный анализ предложенных в современной науке понятий «предпринимательство» и «компетентность», обобщение полученных результатов позволило дать следующую трактовку термину «предпринимательская компетентность»: gредпринимательская компетентность – совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, определенного рода модель поведения, владение которыми помогает успешно решать различные бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности.
Для эффективного формирования предпринимательской компетентности недостаточно знать, что она собой представляет, необходимо понять ее «устройство, строенье, состав, строй, склад», то есть, согласно словарю В. И. Даля, ее структуру.