Актуальность исследования. Целый ряд жизненно важных проблем, а для некоторых людей и просто вопрос о выживании, как-то незаметно вытеснили из ряда вечно обсуждаемых тем пьянство и борьбу с ним. Вместе с тем, в России количество потребляемого алкоголя составляет примерно 14 литров в пересчете на спирт в год на душу населения (от подростка до пенсионера), велика доля преступлений, совершаемых в нетрезвом виде.
В современной России существует абсолютная доступность приобретения алкогольных напитков, в недавнем времени была широчайшая реклама пива на телевидении (которую запретили, но последствия наблюдаются до сих пор), огромные рекламные щиты на дорогах и улицах. В то же время не уделяется достаточного внимания государственных и общественных организаций профилактике злоупотребления алкоголем. Исчезли органы санитарного просвещения, издававшие миллионными тиражами листовки, плакаты, брошюры соответствующего содержания, прекратили свое существование общества трезвости, медицинские учреждения, ставившие перед собой задачу борьбы с пьянством.
Проблема пьянства и алкоголизма является одной из злободневных тем, для решения которой необходимо мобилизовать все силы. Немаловажную роль в борьбе с пьянством, алкоголизмом, мелким хулиганством играет полиция.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией работы полиции по борьбе с пьянством и другими нарушениями антиалкогольного законодательства.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию работы полиции по борьбе с пьянством и другими нарушениями антиалкогольного законодательства.
Цель настоящей работы – проанализировать организацию работы полиции по борьбе с пьянством и другими нарушениями антиалкогольного законодательства.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) проанализировать значение и роль органов внутренних дел в борьбе с пьянством, алкоголизмом, мелким хулиганством; 2) изучить задачи органов внутренних дел по борьбе с пьянством, алкоголизмом, мелким хулиганством; 3) рассмотреть деятельность подразделений и служб полиции по предупреждению, пресечению и привлечению к административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка (на основе материалов практики).
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ нормативно - правовых и иных документов.
Глава I.История и становление работы полиции по борьбе с пьянством и другими нарушениями антиалкогольного законодательства
§1. Понятие и значение работы полиции по борьбе с пьянством и другими нарушениями антиалкогольного законодательства
К числу наиболее распространенных негативных социальных явлений общества относятся пьянство и алкоголизм. Это сложные явления, имеющие различные аспекты: экономические, социальные, психологические, медицинские, демографические и др. Так, психиатрами и наркологами алкоголизм рассматривается как психическое заболевание, психологами - как патология личности, социологами - как социальный негативный фактор, медиками - как алкогольная болезнь и т.д[1].
Пьянство представляет собой более или менее систематическое употребление алкоголя и его суррогатов, приводящее независимо от дозы потребления к отклонениям в поведении лица, нарушению правил общежития и общественного порядка. Алкоголизм, как хроническое заболевание, представляет собой неумеренное употребление спиртных напитков, приводящее к психологической и физиологической зависимости от них, а затем и к социально-психологической деградации личности. Как показывают криминологические исследования, в среднем каждый шестнадцатый пьяница из числа взрослых лиц становится алкоголиком.
В настоящее время алкогольная ситуация в нашей стране характеризуется повсеместным распространением пьянства и алкоголизма, увеличением потребления алкогольной продукции, наращиванием объема выпуска крепких алкогольных напитков, реализацией их в неограниченном количестве, широкой доступностью (продажа в непредназначенных для этого местах; фактическое отсутствие ограничений продажи в связи с возрастом покупателей и т.п.).
Опасность алкоголизации заключается в снижении уровня культуры общества и отдельных граждан, вплоть до их социальной и психологической деградации, негативном влиянии на нравственную атмосферу, трудовую дисциплину, профессиональные качества работников, их здоровье и работоспособность. Кроме того, алкоголизация сопутствует наркомании, проституции, а зачастую порождает как эти социальные явления, так в конечном счете и преступность.
Хотя пьянство и алкоголизм не являются уголовно-наказуемыми деяниями и лишь в отдельных случаях совершение проступков в состоянии алкогольного опьянения влечет административную ответственность виновных, между пьянством и преступностью существует тесная связь, что подтверждается данными уголовной статистики. Совершение более 20% всех преступлений связано с пьянством и алкоголизмом. Число лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, из года в год увеличивается и в настоящее время достигает 25% выявленных преступников. Не случайно совокупность преступлений, обусловленных пьянством, криминологи называют "алкогольной преступностью"[2].
В настоящее время в России существует целый ряд социальных явлений, порождающих употребление алкоголя, превращающих пьянство для некоторых граждан в образ жизни. Причем следует заметить, что алкоголизм "молодеет" и уверенно распространяется среди женского населения страны. В свою очередь, причины пьянства и алкоголизма, как и сама преступность, обусловлены совокупностью многочисленных объективных и субъективных факторов[3].
Имея тесную связь с преступностью, в том числе, с мелким хулиганством, пьянство является и питательной средой для нее. Опасность пьянства и алкоголизма носит двоякий характер: с одной стороны, она заключается в поддержании и стимулировании социальных причин преступности, а с другой - сама преступность выступает в роли причин пьянства и алкоголизма. Многое связано и с конкретной личностью, что подтверждается изучением как преступности, так и пьянства и алкоголизма. Социальный характер причин пьянства объясняется его тесной связью с экономикой и политикой. Устранение причин и условий, способствующих данному негативному явлению, во многом зависит от эффективности и совершенствования в первую очередь уголовного, административного, гражданского и трудового законодательства.
В предупреждении пьянства и алкоголизма, а также в пресечении правонарушений, связанных с употреблением спиртных напитков, ведущая роль принадлежит органам внутренних дел, осуществляющим такое предупреждение на специально-криминологическом уровне и в процессе индивидуальной профилактики. При этом особое значение приобретает координация действий органов внутренних дел, органов прокуратуры и суда, государственных структур, комиссий по борьбе с пьянством, различных общественных объединений.
Согласно п.5 ч.1. ст. 12 ФЗ «О полиции», полиция обязана обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах[4]. Важным направлением профилактики пьянства и алкоголизма и мелкого хулиганства является предупреждение этого негативного явления в общественных местах. Проведение мероприятий по поддержанию общественного порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на вокзалах, транспортных магистралях, стадионах обеспечивает удаление работниками полиции из общественных мест лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, а также пресечение распития спиртных напитков в указанных местах и предупреждение иных правонарушений на ранней стадии их совершения.
Полиции предоставлена инициатива внесения в органы здравоохранения ходатайств о направлении хронических алкоголиков, систематически совершающих правонарушения, в специальные наркологические учреждения. Выполняя свои профессиональные обязанности, сотрудники полиции должны осуществлять постоянный контроль за торговлей спиртными напитками, выявляя факты нарушения антиалкогольного законодательства и применяя соответствующие меры к его нарушителям.
При осуществлении профилактики пьянства особо необходимо и его предупреждение в быту. При этом действенными средствами ранней профилактики являются своевременное выявление и постановка на учет лиц, злоупотребляющих спиртными напитками в быту, последующий контроль за их поведением по месту жительства, осуществляемые участковыми уполномоченными полиции. В целях предупреждения пьянства на производстве участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции взаимодействуют с руководством и отделами кадров предприятий, учреждений и организаций[5].
В настоящее время важное значение приобретает предупреждение пьянства среди несовершеннолетних и молодежи.