ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и сущность социального государства
1.2. Социальная политика — ключевой фактор формирования социального государства в современной России
ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Гражданское общество и социальное государство: особенности взаимодействия
2.2. Совершенствование взаимодействия социального государства и гражданского общества
ГЛАВА III. РОЛЬ ОВД В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
3.1. Правовые основы осуществления социальной функции в системе ОВД
3.2.Основные формы реализации социальной функции в российской системе ОВД и пути их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Со второй половины прошлого столетия социальное государство стало осознаваться как важный фактор политического развития. От концептуального понимания его природы и сущности, проводимой социальной политики зависят ответы на вопросы о критериях прогресса в развитии общества, о состоянии демократии и роли институтов гражданского общества, о понимании целей и механизмов социально-экономического и политического развития, об отношении государства и общества к человеку как высшей ценности. При этом «амортизатором» накопившихся проблем всегда выступала социальная политика, придавая определенную устойчивость общественной политической системе.
Для России строительство социального государства стала конституционной задачей, провозгласившей Российскую Федерацию в ст. 7 своей Конституции[1] социальным государством. Эта цель полностью соответствует парадигме социально-ответственного государства и налагает серьезные обязательства на властные институты в разработке и реализации соответствующей политики, которая способствовала бы преодолению углубляющегося в теории и на практике как на Западе, так и в России кризиса социального государства.
Актуальность рассматриваемой проблематике придает и тот факт, что процесс формирования основ социального государства протекает трудно и противоречиво, усугубляемый современным глобальным системным кризисом. В данной ситуации анализ роли органов внутренних дел в реализации социальной функции государства приобретает особое значение.
Актуализирует проблему переплетение политических, экономических и иных объективных и субъективных элементов прошлого и настоящего в политике России, появление острых противоречий, социально-политической напряженности в связи с увеличением количества преступлений.
Объектом исследования является социальная функция государства как сложный институт, и роль ОВД в ее осуществлении.
Предмет исследования — противоречия, возникающие в ходе реализации социальной функции государства, их типы и формы в условиях трансформации современного российского общества, а также роль ОВД в этом процессе.
Цель работы - выявление факторов, обусловливающих трансформацию социальной функции государства, а также роль ОВД в этом процессе.
В соответствие с указанной целью в работе последовательно решены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы формирования и развития социальной функции государства;
2) рассмотреть социальную политику как ключевой фактор формирования социального государства в современной России;
3) проанализировать проблемные аспекты взаимодействия социального государства и гражданского общества;
4) предложить пути совершенствования взаимодействия социального государства и гражданского общества.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
- Понятие и сущность социального государства
Государство — достаточно сложный, многоуровневый, постоянно развивающийся институт общественного бытия, важнейшая форма его организации. Его главное назначение -организация политической власти и регулирование общественных отношений. Понятие государства употребляется в разных значениях и может быть исследовано с различных точек зрения. Различаются государства по правовым основам, формам правления и государственного устройства, по режиму властвования и социальной направленности политики. Государства бывают унитарными и федеративными, монархическими и республиканскими, демократическими, авторитарными и тоталитарными, правовыми и социальными. В историческом аспекте различают государства доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества[2].
Российская Федерация - это демократическое правовое социальное светское государство с республиканской формой правления, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Так его определяет Конституция Российской Федерации1. Для нашей страны такая модель особенно привлекательна. Объясняется это историческими традициями стремления многонационального российского народа к демократическим формам государственного устройства, неудавшейся попыткой построения социалистического, как казалось, по-настоящему социально справедливого государства. Именно ради социального государства большинство россиян поддержали демократические преобразования, приведшие к слому тоталитарной командно-административной системы и конституционному провозглашению России демократическим социальным государством. Сейчас страна постепенно преодолевает последствия глубокого социально-экономического кризиса, вышла на путь стабилизации и построения основ социального государства.
Социальное государство - это закономерный этап эволюционного развития государственных форм, самостоятельный тип и важнейшая характеристика современного правового демократического государства. Оно формируется на определенном этапе исторического развития человечества, обеспечивает оптимальность взаимоотношений между властью и человеком, государством и гражданином, обществом и личностью, создаёт благоприятные условия для реализации прав человека на достойное существование и всестороннее развитие личности.
Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества[3].
Основными признаками социального государства можно считать: а) это государство, для которого высшей ценностью является человек, его жизнь, благосостояние и личное достоинство; б) внутренняя и внешняя политика социального государства направлена на защиту не только общенациональных и групповых интересов, а, прежде всего, прав, свобод и законных социально-экономических интересов человека и гражданина; в) каждое управленческое решение социального государства носит правовой социально ориентированный характер; г) это государство, которое проводит активную социальную политику, обеспечивает социальную ориентированность не только государственного, но и частного секторов экономики; д) социальное государство основано на взаимной социальной ответственности власти, общества и гражданина; е) социальное государство нетерпимо к бюрократизму, коррупции и иным антиобщественным проявлениям;
По мнению Александровой О.А., в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных[4].
- Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.
- Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить — пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.
Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все люди нуждаются и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у граждан и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у ниих возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.
- Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.
- Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.
- Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И, тем не менее, по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз.
- Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего народа, вдруг в одночасье оказываются в руках олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что не свидетельствует о социальной справедливости.
- Мирное разрешение социальных конфликтов.
- Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.