Введение
Глава 1. Несовершеннолетний как субъект конституционного права
1.1. Основы конституционно-правового статуса и принципы конституционно-правового положения несовершеннолетнего
1.2. Конституционная правоспособность несовершеннолетнего
1.3. Конституционные права и обязанности несовершеннолетнего
Глава 2. Правовые основы обеспечения защиты прав и свобод несовершеннолетних в России
2.1. Юридическая ответственность несовершеннолетнего
2.2. Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних
2.3. Оптимизация федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части государственной защиты несовершеннолетних
Глава 3. Органы государственной власти и должностные лица, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних в современной России
3.1. Роль органов государственной власти в защите прав и законных интересов детей
3.2. Процессуальные гарантии защиты прав детей при производстве по административным и уголовным правонарушениям
Заключение
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Литература
Актуальность темы. Индикатором приобретения Россией качества правового демократического государства является реально-ценностное отношение государства к человеку, его правам и свободам с учетом специфики их различных категорий и групп, среди которых несовершеннолетние. С одной стороны, именно с несовершеннолетними объективно связывается будущее любого государства, с другой, – они беззащитны в силу полной или частичной физической, психической, социальной незрелости. Поэтому проблемы детства, вопросы защиты прав несовершеннолетних находятся в спектре приоритетных как для нашего государства, так и для иных стран мирового сообщества.
Обеспечение и охрана прав ребенка являются одним из приоритетных направлений государственной политики. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что тема защиты несовершеннолетних неоднократно поднималась в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина РФ, признает и гарантирует неотчуждаемость основных прав и свобод, обязывает государство поддерживать семью, материнство, отцовство и детство. Вместе с тем в современной России сохраняется противоречие между конституционной сущностью системы защиты прав несовершеннолетних и её реальным функционированием. Как следствие, возникает потребность общества в создании эффективного механизма правового регулирования конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних.
Социальные проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в России усилилось внимание ученых, политиков, общественных деятелей, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних. Отмечаются декларативность ювенального законодательства, низкая степень эффективности правовой защиты детей.
Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. На международном уровне этот неоспоримый факт давно осознан и закреплен во множестве нормативных правовых актов. Отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение Российской Федерацией отдельных положений международных правовых актов.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что комплексное изучение научных и практических проблем, связанных с регламентацией прав ребенка в действующем законодательстве, и определение направлений их разрешения имеет важное значение для дальнейшего развития гражданско-правового регулирования действующего законодательства, что имеет важное теоретическое и практическое значение и свидетельствует об актуальности данного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации прав ребенка в России.
Предметом исследования являются нормы конституционного, федерального законодательства, нормы семейного законодательства субъектов Российской Федерации, а также результаты научных изысканий отечественных специалистов.
Целью выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) является выявление теоретических положений о правах ребенка, изучение практических проблем, возникающих при их реализации, охране и защите, и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование соответствующих положений действующего законодательства РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, отражающие основные идеи исследования:
1.Рассмотреть основы конституционно-правового статуса и принципы конституционно-правового положения несовершеннолетнего.
2.Изучить конституционную правоспособность несовершеннолетнего.
3.Определить конституционные права и обязанности несовершеннолетнего.
4.Выявить юридическую ответственность несовершеннолетнего.
5.Рассмотреть правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних.
6.Охарактеризовать оптимизацию федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части государственной защиты несовершеннолетних.
7.Определить роль органов государственной власти в защите прав и законных интересов детей.
8.Изучить тактику судебной защиты семейных прав несовершеннолетних.
9.Уточнить значение процессуальных гарантий защиты прав детей при производстве по административным и уголовным правонарушениям.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ (далее законы, акты семейного законодательства России , международные нормативно-правовые акты, а так же иные нормативные правовые акты).
Структура ВКР. Работа состоит из введение, трех глав, включающих в себя 9 параграфов, заключение и списка использованных источников.
Глава 1. Несовершеннолетний как субъект конституционного права
1.1. Основы конституционно-правового статуса и принципы конституционно-правового положения несовершеннолетнего
Проблема определения правового статуса ребенка находится в спектре приоритетных направлений государственной политики. Ее эффективное решение обеспечивает не только прогрессивное развитие любого общества, нормальный процесс социализации будущего поколения, но и является залогом успешной реализации в наступившем тысячелетии стратегической для дальнейшего развития России задачи – формирования здорового нового поколения, способного стать носителем гражданской идеи.
Определение понятия правового статуса несовершеннолетнего следует формулировать с учетом концептуальных подходов, сложившихся в теории права и отраслях юридической науки при определении правового статуса и правового положения личности вообще.
Термины «правовой статус», «правовое положение» часто употребляются в законодательстве и научной правовой литературе. Их обычно применяют в том случае, когда речь идет о характеристике состояния того или иного субъекта правового общения, например, органа государства, организации, отдельной личности. При этом за редким исключением не делается каких-либо различий между терминами «положение» и «статус». Чаще всего они понимаются как синонимы.
В конституционном праве, в отличие от других отраслей права, наряду с терминами «общий (конституционный) статус» и «конституционно-правовой статус» часто употребляется понятие «основы правового положения личности». Его применение обусловлено спецификой данной отрасли права как ведущей отрасли в системе российского права, и это выражается в том, что в данном понятии сосредоточены основополагающие элементы, которые являются исходными для любого отраслевого статуса личности и соответственно учитываются в нем.
Традиционно в конституционном праве различают общий, специальный и индивидуальный правовой статус. Общий правовой статус – это базовый правовой статус человека, статус лица как гражданина государства и члена общества. В основе общего правового статуса лежит, прежде всего, конституционный статус, который является единым и одинаковым для всех.
Ядром конституционно-правового статуса личности являются признаваемые Конституцией РФ основные права, свободы и обязанности.
Специальный правовой статус – это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (детей, пенсионеров, военнослужащих, депутатов и др.). В основе специального правового статуса лежит общий правовой статус, однако правовое положение этой категории может иметь свою специфику, в связи с наличием дополнительных прав и обязанностей, льгот или ограничений.
По мнению Н. И. Матузова, совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки[5].
Индивидуальный статус – это статус конкретного лица, «отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности» (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.). Индивидуальный статус в отличие от общего правового статуса отличается изменчивостью и подвижностью.
Правовой статус ребенка должен быть рассмотрен как единство общего, особенного и единичного, поскольку именно такой подход позволит выявить специфику правового положения ребенка.
Конституционно-правовые основы статуса несовершеннолетнего отдельно не закреплены в Конституции Российской Федерации, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса личности, что позволяет нам говорить о гарантиях равной защиты прав любого человека, независимо от возрастных признаков.