Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования
1.1. Сущность процесса стратегического планирования
1.2. Особенности организации процесса стратегического планирования в образовательных учреждениях
Глава 2. Изучение практики стратегического планирования в среднем учебном заведении
2.1. Общая характеристика колледжа
2.2. Анализ внешней и внутренней среды колледжа
2.3. Предложения по осуществлению стратегического планирования в колледже
Заключение
Список использованной литературы
Современный этап развития рыночных отношений в России ставит перед обществом новые социальные задачи. Сегодня в России существует разрыв в развитии экономических рыночных и социальных отношений в обществе. Можно отметить, что темпы роста социальных отношений отстают от развития экономических отношений характерно для государств, сменивших общественно-политический строй, такой страной является и Россия. В результате такого отставания возникает социальное напряжение и расслоение населения в обществе,
Многие ученые считают, что отставание социальных отношений от экономических связано с тем, что в социальной сфере (в том числе образовании) отсутствует стратегическое планирование.
Существующие различные виды и формы учебной, научной, воспитательной, экономической, инновационной, хозяйственной деятельности вузов, многообразие используемых ими ресурсов, предполагает создание механизма управления, способного оперативно адаптироваться к динамично меняющейся инфраструктуре российской экономики и социальной сферы, потребностям рынка образовательных услуг. Современные тенденции развития образовательной среды в России диктуют необходимость использования вузами современных технологий управления – стратегического планирования.
Актуальность темы исследования обусловлено тем, что стратегическое планирование и в профессиональном образовании направлены на решение острых проблем повседневной жизни образовательных учреждений. Это связано с усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг, что приводит образовательные учреждения к активизации своей деятельности, ориентированной на достижение долгосрочного успеха, на запросы и ожидания потребителей в повышении качества предоставляемых образовательных услуг.
Стратегическое планирование в образовании, само по себе не гарантирует успеха в достижении целей. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для университета. Современные темпы изменения и увеличения знаний являются настолько высокими, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей для развития. Оно обеспечивает руководству образовательных учреждений средство создания плана деятельности на длительный срок. Знание того, чего образовательные учреждения хотят достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при при-нятии решений. Принимая обоснованные и систематические плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях институтов или о внешней ситуации. Стратегическое планирование, поскольку оно служит для формулирования устанавливаемых целей, помогает создать единство общей цели внутри образовательных учреждений.
Цель курсовой работы заключается в исследовании стратегического планирования развития сферы профессионального образования в городе Урай на примере училища.
Объект исследования – стратегическое планирование.
Предмет исследования – практика стратегического планирования в училище.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность стратегического планирования и историю его развития;
- рассмотреть особенности стратегического подхода в образовании;
- изучить процесс организации стратегического планирования в образовательных учреждениях;
- изучить практику стратегического планирования в колледже и разработать мероприятия по его совершенствованию.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования явились идеи и положения в области стратегического управления В.Р.Веснина, О.С.Виханского, О.А.Волкогоновой М.Портера, Р.А. Фатхутдинова, А.И.Панова и др.
Курсовая работа осуществлялась на базе училища.
Сочетание теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов:
Теоретические методы: теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.
Эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов училища, исследование и обобщение эффективного опыта стратегического планирования в образовательных учреждениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации по внедрению стратегического планирования в колледже позволит исследуемому колледжу повысить эффективность образовательной деятельности.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав (теоретической и практико-ориентированной), заключения, библиографического списка.
1. Астафьев Л.В. Стратегическое планирование в условиях конкуренции. - М.: Кнорус, 2011. – 304 с.
3. Басовский Л. Е. Маркетинг. Курс лекций / Л. Е. Басовский. – М.: ИН-ФРА-М, 2012. – 219 с.
4. Богданова Н.Л. Разработка целевой программы развития образовательного учреждения. Теоретические вопросы [Электронный ресурс] - Точка доступа: http://festival.1september.ru/articles/599928/ от 2.03. 2014 г.
5. Годин А. М. Маркетинг: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 760 с.
6. Гончаров М.А. основы менеджмента в образовании. – М.: Кнорус, 2010. – 476 с.
7. Грушенко В.И. Стратегии управления фирмой. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 398 с.
8. Долгов А.И. Стратегический менеджмент. – М.: Флинта, 2010. – 360 с.
9. Крымов С.М. Стратегический менеджмент. – М.: Академия, 2011. – 208 с.
10. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент/ А.Н. Люкшинов. – М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2011. – 456с.
11. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под. ред. В. А. Алексунина. – М.: Маркетинг, 2011. – 516 с.
12. Платов В.Я. Технологии стратегического планирования и управления. – М.: Дело, 2012. – 312 с.
13. Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы. М.: РЦБ, 2004. – 124с.
14. Романова О. Н. Маркетинговая стратегия образовательного учреждения в реализации федерального государственного образовательного стандарта образования. - М.: Буки-Веди, 2012. — С. 174-177
15. Тодосийчук А. В. Прогнозирование развития системы образования //Образование в документах, 2008. - № 7. - С. 23-37.