Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1. Эволюция системы налогообложения
1.2. Сущность и структура налоговой системы РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩИХ НАЛОГОВ В РФ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
2.1. Характеристика основных налогов, собираемых в современной России: структура и динамика
2.2. Анализ результатов деятельности налоговых органов в 2013-2015 гг
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1. Меры по совершенствованию налоговой политики РФ
3.2. Проблемы налогового контроля современной России и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность. Необходимым условием эффективного функционирования налоговой системы любого государства является оптимально подобранная и действенная работа налоговых органов. При отсутствии таковой или низкой ее результативности нельзя рассчитывать на то, что налогоплательщики будут в полном объеме и своевременно уплачивать налоговые платежи, а значит будет страдать и государственный бюджет. Налоговые органы Российской Федерации выполняют определенные функции, имеют особые права и обязанности, что обеспечивается организационно-правовым механизмом их деятельности. От актуальности, оптимальности структуры и обоснованности этого механизма и зависит эффективность работы налоговой системы РФ.
Налогообложение — это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Причем, всех она касается с весьма болезненной точки зрения. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка, поэтому предложенная тема является весьма актуальной.
Целью данной курсовой работы является исследование налоговой системы РФ, в частности основных бюджетообразующих налогов. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить историю развития, сущность и структуру налоговой системы.
- Проанализировать основные бюджетообразующие налоги РФ.
- Показать специфику и эффективность работы налоговых органов.
- Предложить меры по совершенствованию налоговой системы РФ.
Объектом исследования являются бюджетообразующие налоги в РФ.
Предметом исследования выступает процесс формирования и развития налоговой системы РФ.
Теоретической базой данной работы послужили учебные пособия и фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, а также публикации и материалы сети интернет.
Эмпирическую базу исследования составили различные нормативно-правовые источники, актуальные на 2016-2017 гг. в России, а также материалы статистики налоговых органов РФ.
Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1. Эволюция системы налогообложения
До возникновения первых демократических обществ Северной Америки и Европы, налоги платили лишь низшие слои общества – ремесленники, торговцы, крестьяне. На их плечи легло как обеспечение разросшейся государственной машины, так и наполнение армии рядовым составом.
Свободные жители Древней Греции налоги вовсе не платили, ограничиваясь добровольными пожертвованиями, однако в военный период налоговые сборы вводились для всего населения. Римская система работала аналогично – налоги вводились только в военное время, однако, учитывая частоту римских победоносных войн можно представить, насколько часто это случалось. Жители завоеванных провинций облагались всевозможными налогами в обязательном порядке, чтобы лишний раз продемонстрировать их подчиненное положение.
Современная система налогообложения во многом наследует римскую. Так, именно во времена Древнего Рима появились такие понятия, как прямые налоги, колеблющиеся в зависимости от доходов налогоплательщика; косвенные налоги, заложенные в цене товара, в том числе и акциз, и такие понятия как фискал и ценз, за прошедшие века, адаптировавшиеся к новым условиям. В итоге к концу существования Римской империи разница между сказочно богатой государственной верхушкой и вечно подавленными империей жителями захваченных провинций привела к массовыми народным волнениям и постепенному распаду одной из величайших империй.
Общественная деградация Средних веков затронула не только культуру и быт, но и материальную политику. Налоги практически исчезли, государство жило только за счет поборов, снимаемых феодалами с бесправных крестьян. Первые попытки ввести подоходный налог оказались неудачными – то поднимались восстания, заканчивавшиеся грабежом имений и убийством знати, то сборщиков налогов избивали до полусмерти либо забирали на принудительные работы в хозяйствах. Спустя 200 лет, в 1641, английский парламент снова предпринял попытку вернуть подоходный налог, но затея вновь привела к физическому уничтожению сборщиков. В конце концов правительство наконец признало, что подоходный налог «не подходит Англии».
В эпоху Возрождения налоговая система понемногу стала возвращаться к римской модели. Снова вернулись косвенные – подушный и подоходный со ставками от 10 до 15% и прямые налоги – акциз от 5 до 25%. Просвещенное время породило и первые научные труды на тему налогообложения. Шотландский экономист XVIII века Адам Смит утверждал, что налоги являются не повинностью, а наоборот – свободой. В своём труде «Исследования о природе и причине богатства народов» Смит установил основные принципы налогообложения, актуальные и сейчас: 1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, какой он получают вследствие покровительства и защиты государства; 2) налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа); 3) каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его; 4) каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства[1].
Впервые подоходный налог в современном виде ввела Британия в 1799 из-за войны с Наполеоном. Предполагалась ставка в 10% со всех доходов, превышающих £200 в год, и пониженная ставка для доходов от £60 до £200 в год, а также налоговое освобождение для тех, кто получал меньше £60 в год. Кроме того, Генрихом III были введены забавные дополнительные налоги – за владение шляпами (4 фунта за головной убор), набалдашниками для тростей, и менее забавными – на прислугу и владение каретой. Налог был введен как временный, и после победы над Францией в 1816 году британские власти его отменили. Однако подобный способ налогообложения показал себя довольно-таки удобным для государства, и через 26 лет его вернули для укрепления государственной казны. Заодно отменив нелепые налоги на шляпы и предметы обихода.
В других европейских странах к использованию подоходного налога постепенно пришли на рубеже XIX и XX веков. В Российской империи специальный подоходный сбор ввели в 1916 году для граждан, чьи доходы превышали годовой прожиточный минимум в 850 рублей. Ставка зависела от категории граждан – от 6 рублей до максимальной ставки в 48 тысяч рублей, чьи ежегодные доходы превышали 400 тысяч. После октябрьской революции налог потерял свой смысл, но в 1922 году при НЭПе он был возобновлен. С 1943 года подоходный налог уплачивали лишь имеющие собственный доход граждане, а в 1960 году Законом «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» подоходный налог на зарплату был отменен[2]. На сегодняшний день в РФ существуют следующие ставки налогов: 1) НДС. Ставки – 18, 10 и 0 % %; 2) акцизы – ставка таких налогов определяется для каждого вида подакцизного товара индивидуально, 3) НДФЛ. Ставка составляет 13%. Данная ставка может быть использована для всех видов дохода, за исключением тех, что законодательно облагаются 9, 15, 30 и 35 %%, 4) налог на прибыль (организации). В основном – 20%, но установлены и специальные ставки – 0, 9, 10, 15 и 20 %%. И так далее. Все действующие в РФ налоги можно разделить на четыре основных группы. Это федеральные, региональные, местные и индивидуальные налоги[3].
1.2. Сущность и структура налоговой системы РФ
Налоговую систему России можно определить, как совокупность всех налогов и сборов, принятых в РФ, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня: федеральный; региональный; местный. Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся: НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, госпошлина[4].
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2 — НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, прежде всего, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены: 1) все налоги и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ[5]; 2) субъекты обложения налогами и сборами; 3) нормативно-правовая основа; 4) государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.