Обращение к проблематике обеспечения уголовно-правовой охраны человека от общественно-опасных нарушений биоэтики укрепления и поддержания общественного здоровья народонаселения в контексте глобальной и социальной биоэтики обусловлено важнейшей необходимостью, так как общественное здоровье выступает как их естественное воплощение и проявление[1].
Актуальность темы исследования, заключается в том, что биоэтика как правовое явление в значительной мере обусловлена структурно-функциональным контекстом. Поэтому научное исследование любого правового феномена следует начинать с определения его места в системе права. В понимании сущности биоэтики как обеспечения уголовно-правовой охраны человека от общественно-опасных нарушений и ее формы и их места в системе права в мире нет единства среди ученых.
Часто их позиции диаметрально противоположны. Особенно ярко это проявлялось в последнее время, поскольку велись дискуссии о целесообразности существования кодификационных актов о эвтаназии, пересадки органов, и других аспектов биоэтики. Некоторые считают названную отрасль права самостоятельной отраслью права с присущим только ей предметом и методом правового регулирования, другие – комплексной отраслью, а некоторые вообще рассматривают биоэтику, как защиту прав личности как часть данной отрасли права.
Степень разработанности темы исследования:
Теоретические и методологические аспекты по проблеме, разработаны в трудах ученых: Т.В. Мишаткин, В. Дорофеев, Ю. Левицкий, М. Головинов, Е. Павлова, А. Зуб, М.К. Горшкова, А.Г. Здравомыслова, Н.В. Иванчука, П.М. Козыревой, Л.Ф. Колесникова, Л.С. Костаняна, В.К.Левашова, А.В. Маргулиса, В.И. Марцинкевича, П.Д. Павленка, А.И. Пригожина, Г.В. Осипова, В.В. Радаева, Н.Е. и др.
Итак, основательное изучение биоэтики как обеспечения уголовно-правовой охраны человека от общественно-опасных нарушений и ее формы требует нового для современной юриспруденции подхода, который обеспечил бы комплексное исследованиями важнейших проблем на основе принципов и методов государства и права с обязательным использованием наработок других наук. Стоит отметить, что отдельные вопросы относительно сущности, структуры, предназначения биоэтики изучали представители правовой, исторической и социологической науки, в частности: Р. Давид, М. Ж. Карбонье, Г. Кельзен, Е. Пашуканис, М. Рейснер, Д. Тернер, А. Уотсон, Л. Фридмен. Среди представителей близкого зарубежья феномен государства исследовали С. Алексеев, В. Бабаев, А. Васильев, В. Карташов, Д. Керимов, В. Кудрявцев, А. Малько, Марченко, М. Матузов, Саидов, В. Синюков Ю. Тихомиров, Л. Явич и др.
На современном этапе развития концептуальных подходов к исследованию закономерности биоэтики, посвящены работы ряда известных ученых: В. Аверьянова, В. Бабкина, С. Бостан, В. Денисова, А. Зайца, Л. Луць, В. Погорилка, П. Рабиновича, Ю. Рымаренко, В. Селиванова, В. Сиренко, А. Скакун, И. Усенко, В. Цветкова, Ю. Шемшученко и др.
Цель работы: Обеспечение уголовно-правовой охраны человека от общественно-опасных нарушений биоэтики.
Задачи работ:
- исследовать литературу по проблеме;
- дать понятие биоэтики, история появления и развитие;
- проанализировать общественно-опасные нарушения биоэтики.
Предмет работы: особенности уголовно-правовой охраны человека от общественно-опасных нарушений биоэтики.
Объект работы: биоэтика и ее особенности;
Методы исследования: комплексный, междисциплинарный подход на основе социологических методов; системный подход; институциональный подход; структурно-функциональный подход.
При выполнении исследования использовался системный подход, методы анализа, сравнения, систематизации и классификации.
Структура работы: определенна ее задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Понятие и роль биоэтики
1.1 Понятие биоэтики, история появления и развитие
Для того, чтобы разобраться в исследуемой теме, необходимо дать понятие термину «биоэтика». Проанализируем мнения экспертов в этом вопросе[2].
Термин «биоэтика» был предложен Ван Ренселлером Поттером в 1969 г. Ван Ренселлер Поттер понимал биоэтику как этику жизни (био – жизнь, этика – поведение, поступки). Понятие, которым исследователь охарактеризовал термин «биоэтика» - «систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов».[3]
По мнению П.В. Лопатина и О.В. Карташовой, биоэтика – это учебная дисциплина, наука, основной задачей которой является обучение специалистов-фармацевтов и изучение проблем биоэтики в области фармакологии.[4]
На наш взгляд, такое определение термина «биоэтика» не дает полной трактовки и не может охватить всю функциональность данной области.
Специалист-ученый Н.Н. Седова полагает, что биоэтика – это научная дисциплина и сфера практической деятельности в области неформального регулирования взаимодействий между пациентов и медицинским работников.[5]
По нашему мнению, такое определение уже более близко и дает более точную характеристику термину «биоэтика», однако, мы попробуем дать собственную трактовку с учетом мнений всех экспертов.
Исследователь в области вопросов регулирования биоэтики И.В. Силуянова считает, что биоэтика – это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода.[6]
Пикузе А.В., Рашитов Л.Ф. в своей работе высказали мнение о том, что биоэтика – это наука об отношении к жизни человека с целью предоставления и уважения права на жизнь любого человека и существа. Исследователи уточнили, что биоэтика касается не только медицины в отношении людей, но и сферы ветеринарии, фармакологии. Также ученые указали, что биоэтика тесно взаимодействует с юриспруденцией и учебной деятельностью в области подготовки медицинских работников.[7]
По нашему мнению, данное мнение и трактовка термина «биоэтика» является наиболее емким и широким.
Проанализировав мнения ученых-исследователей, мы дадим собственное определение термину «биоэтика», итак:
Биоэтика – это наука, основанная на этичном взаимоотношении двух субъектов «врач – пациент» в свете морали, при которой права пациента уважаются на всех этапах медицинского обслуживания, такие как роды, смерть, трансплантация, т.д.
Так как биоэтика как наука изучается сравнительно недавно, но очень активно в последние годы, то необходимо проанализировать ее историческое развитие и становление.
До того как появилась биоэтика как наука, существовала медицинская этика, которая известна с древних времен. Медицинская этика была призвана регулировать отношения между пациентов и врачом с целью «не навреди».
Гиппократ в своих учения уточняет, что врач должен использовать полученные знания и умения в области медицины только чтобы помочь пациенту, исцелить его, сохранять жизнь больного и держать в секрете тайны, которые должны оставаться неразглашенными. Эти простые правила являются и основой современной науки – биоэтики.
Появлению биоэтики предшествовали исторические предпосылки, рассмотрим их.
После Второй мировой войны были отмечены жестокие преступления и циничные нарушения принципов медицинской этики, а также и биоэтики, когда врачи использовали свои знания с целью навредить людям, ставили страшные эксперименты, например, преступления людей от медицины в лагерях Вермахта. На основании этого можно сделать вывод, что медицинская этика оказалась бессильна в современных условиях и требовала усовершенствования.
Таким образом, в обществе происходили процессы разрушения принятых ранее моральных норм и ценностей, которые раньше гарантировали человеку соблюдение его прав, спасение жизни, лечение. Взамен происходило целенаправленное навязывание стандартизированных, искусственно сконструированных ценностей, что делало проблематичным свободу самовыражения человека.
Л.В. Коновалова полагает, что появлению биоэтики предшествовали социальные движения в Европе в середине ХХ века.[8] Такими движениями были студенческие молодежные революции, хиппи, борьба за права представителей негроидной расы в США, феминистские движения и многие другие, которые проходили на Западе.
Некоторые вопросы биоэтики, например, абортов, развивались стремительно. В 60-е годы ХХ века в Европе шли обсуждения на тему легализации абортов женщинами в социальном разрезе, то есть разрешение делать аборты тем, кто не мог воспитать ребенка в виду низкого материального достатка.
В 1967 году был подписан акт о легализации абортов в Великобритании и он явился основным документом того времени в контексте проведения социальных реформ. Эволюция женского здоровья привела к тому, что в 80-х годах ХХ века одним из главнейших медицинско-правовых вопросов стал вопрос об определении правового статуса эмбриона.
Важнейшей предпосылкой появления биоэтики стал прорыв в области развития медицинских технологий, такие как искусственная почка, развитие реаниматологии, которые стали применятся в середине 60-х годов прошлого века. В 1967 году трансплантология перестала быть экспериментальной наукой и операции стали привычным делом.
На наш взгляд, важной особенностью является то, что все научные эксперименты и новшества в медицине должны быть оценены с этической точки зрения еще на стадии разработки, то есть до внедрения в практику и применения на пациентах. Наше мнение подтверждает история в генетике, ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), суррогатное материнство. Так еще до внедрения ЭКО в медицинскую практику были обсуждения и экспертная оценка моральной стороны данной процедуры.
В 1971 г. Британский комитет по медицинским исследованиям отказался финансировать программу Р. Эдвардса и П. Стептоу, создавших этот метод. Их исследования были определены как противоречащие этическим нормам. Мораторий на разработку метода ЭКО был отменен в 1975 г. и только после этого 10-летние исследования Р. Эдвардса и П. Стептоу завершились внедрением данного метода в практику, в результате в июле 1978 г. родился первый в мире «ребенок из пробирки» - Луиза Браун.
Данные предпосылки привели к необходимости создания науки – биоэтики. С этих пор вопросы «что такое человек?», «в чем сущность человека?» перестали изучаться только философами и нашли свое отражение в биоэтике как науке.
С нашей точки зрения, биоэтика возникает как одна из форм обращения человека к самому себе, в первую очередь, как форма защиты его индивидуальности в современной культуре. Биоэтика возникла как насущная потребность решения проблем, вставших в связи с тем, что человек стал по-иному относиться к самому себе. Влияние технологий - это только одна из сторон проявления тех глубинных изменений, которые произошли с человеком еще в эпоху модерна и привели в итоге к постмодерну.