Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня «мягкая сила» - это атрибут политики развитых государств мира. За последние десятилетия различные государства по-разному пытались реализовать свой потенциал «мягкой силы» во внешней политике, что позволяет говорить о существовании нескольких различных стратегий ее использования. Тем не менее, наибольших успехов в данном направлении достигла именно КНР.
Концептуализация «мягкой силы» началась вместе с экономическим ростом в стране, с периода председательства в КПК Ху Цзиньтао в 2002-2012 гг. Если ранее это была традиционная культурная дипломатия, в основном, не преследовавшая экономические цели и удовлетворявшая политические амбиции Срединного государства, то отныне она сочетает в себе как культурную дипломатию, так и политические амбиции, решая, вместе с тем, экономические задачи. Специфика китайской «мягкой силы» заключается в традиционном подходе к ней внутри страны, и ее главное отличие от западной идеологии - выборочная направленность. Пекин осознанно делает ставку на культуру, в частности, на популяризацию в мире китайского языка и культуры, а также на финансовые вливания. Два этих элемента являются взаимодополняющими с учетом продвижения китайского бизнеса за пределы страны и ростом китайской миграции.
До сегодняшнего дня Пекин отстранялся от поддержки каких-либо действий, способных вовлечь его в конфликты, однако статус глобальной державы может вынудить его действовать иначе. Так, от действий по принципу ответной реакции Китай постепенно переходит к методам культурной и превентивной дипломатии. Характерно, что и здесь он придерживается метода «идти по реке, нащупывая камни», ввиду специфики китайской дипломатии, а также китайских макроэкономических потребностей.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как А.В. Бояркина, А.В. Будаев, А.В. Иванова, М.А. Куратченко, А.А. Маслов, Н.Г. Рогожкина, О.Ф. Русакова, М.П. Самойлова, К.А. Тарабарко и др.
Объект исследования: политика «мягкой силы».
Предмет исследования: «мягкая сила» Китая.
Цель исследования: рассмотреть современные особенности реализации политики «мягкой силы» Китая.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
1) охарактеризовать историю развития «мягкой силы» в Китае;
2) выделить культурные бренды как инструмент «мягкой силы» Китая;
3) рассмотреть "мягкую силу" и публичную дипломатию во внешнеполитической практике Китая;
4) провести сравнение "мягкой силы" в политике Китая и стран юго-восточной Азии;
5) проанализировать стратегию "один пояс, один путь" как носителя "мягкой силы" Китая.
Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого использовался метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный и традуктивный. Для получения эмпирических данных применялся анализ документов, сравнительный анализ и др.
ГЛАВА 1. «МЯГКАЯ СИЛА» В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КИТАЯ
1.1 История развития «мягкой силы» в Китае
С началом международной разрядки в последние десятилетия в мире наблюдается существенная трансформация подходов к пониманию сущности и роли силы в мировой политике. Значительно возрастает роль невоенных компонентов силы, относящихся к сфере экономики, новых технологий и культуры, в связи с чем, стали появляться различные теории и концепции, посвященные данным аспектам. Одной из таких теорий, снискавших общемировую известность, стала концепция «мягкой силы», предложенная в середине 1980-х гг. американским политологом, представителем школы неолиберализма - Джозефом Наем, согласно которой сила государств подразделялась на два типа - «мягкую» (soft power) и «жесткую» (hard power) [18].
Концепция «мягкой силы» - явление не новое. Еще такие древнекитайские философы, как Лао Цзы, Сунь Цзы и Конфуций придерживались принципа мягкости, которая побеждает жесткую силу. В современном же виде понятие разрабатывалось и исследовалось европейскими и американскими специалистами, например А. Грамши и У. Фул-брайтом, но получило свое окончательное концептуальное оформление в трудах Джозефа Ная и М. Фрейзера.
Работа по активированию цивилизационного культурного потенциала развернулась с приходом на пост партийного лидера в 2002 г. Ху Цзиньтао. Первоначально речь шла лишь о противодействии слухам, иностранным научным концепциям, прогнозирующим крах китайских реформ и рост «китайской угрозы». Новый партийно-государственный лидер Ху Цзиньтао и премьер Вэнь Цзябао начали исправлять дисбалансы, накопившиеся в период ускоренного развития рыночной системы в 1990-е гг. В середине 2000-х гг. власти заявили о необходимости наращивать собственную «мягкую силу» и культурное соперничество с другими странами [4].
Перевес в сторону использования «жесткой силы» произошел во время правления Мао Цзэдуна [5]. «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет», – данное высказывание философа Лао-цзы (VII в. до н. э.) трактуется как метафорическое выражение идеи «мягкой силы». Первую книгу Дж. Ная, посвященную теории «мягкой силы», – «Обреченные быть лидером: меняющийся характер американской власти» (1990 г.) – перевели на китайский язык и издали в Китае в 1992 г. Первая китайская статья о «мягкой силе» была написана председателем департамента международной политики в университете Фудань и советником президента Цзян Цзэминя Ван Хунином в 1993 г. Она назвалась «Культура как национальная сила: мягкая сила». Автор статьи утверждал, что главным источником «мягкой силы» страны является культура. С тех пор китайские аналитики следовали этой центральной линии. Таким образом, большинство ученых в Китае принадлежат к так называемой культурной школе (cultural school). Они полагают, что ядром «мягкой силы» является культура. Один из представителей данной школы – Ю Ситянь. По его мнению, международная и внутренняя системы, идеи, стратегия и политика настолько сильно вовлечены в культуру, что она оказывается ядром любых «мягких действий» [17].
Вторая школа, сложившаяся в Китае, носит название «политической» (political school). Она не столь популярна, как «культурная». Ее составляют в основном эксперты, занимающиеся вопросами международных отношений. Отнюдь не отрицая важности культуры, они фокусируются на использовании ресурсов «мягкой силы» и заключают, что ядро «мягкой силы» составляет политическая власть. Один из представителей школы – Янь Сюэтун, возглавляющий Институт международных проблем университета Цинхуа. Он уверен, что «мягкая сила» – это способность государства к политической мобилизации внутри и вовне, способность использовать материальные ресурсы, хотя сама по себе она материальным ресурсом не является [10].
В Китае количество научных исследований, посвященных проблематике «мягкой силы», изменялось следующим образом: в период с 1994 по 2000 г. было издано всего 11 работ, в 2001-2004 гг. это количество возросло до 58 статей, а в 2008 г. издано 6000 статей. Резкий скачок работ был связан с признанием «мягкой силы» со стороны Коммунистической партии Китая (КПК), причем основной упор делался на важности культурных факторов для развития китайского общества (свою роль здесь сыграло провозглашение в 2005 г. Ху Цзиньтао стратегии «гармоничного общества»). В 2007 г. состоялся XVII съезд КПК, на котором «мягкая сила» была включена в основные стратегические цели развития китайского общества. После этого в научных журналах, выступлениях китайских чиновников и публицистике термин ««мягкая сила»» стал использоваться довольно часто. Х. Ван замечает, что «скорее всего, нигде больше идея "мягкой силы" не обсуждается так широко, как в Китае [11].
Основная цель политики «мягкой силы» в китайской интерпретации – помощь целям строительства социализма. Кроме того, «мягкую силу» следует применять для получения признания своей инаковости, остановки распространения негативных сообщений о КНР, успокоения соседних государств и ключевых игроков мировой арены, убеждения их в мирных и добрых стратегических намерениях Китая [3].
Важная особенность китайской стратегической модели «мягкая сила» – отсутствие четкой грани между «жесткой» и «мягкой» силами: исследователи нередко именуют их «всеобъемлющей национальной силой», что в целом согласуется с государственным курсом, направленным на сбалансированное увеличение всеобъемлющей национальной мощи [20].
В первое десятилетие XXI в. происходила трансформация понимания связи между внутренним и внешним измерениями китайской «мягкой силы». Поэтому в начале 2012 г. в содержательном контексте «мягкой силы» и появились варианты новых формулировок ценностей - «сердцевидные ценности»: «процветание, демократия, цивилизация, гармония, свобода, равенство, справедливость, верховенство закона, патриотизм, преданность, честность и доброта». Данная пропаганда таких ценностей активно ведется в Китае через официальные средства массовой информации. Согласно «Жэньминь жибао» эти социалистические ценности должны быть «внедрены в каждого китайца», а китайский народ должен отстаивать их ради улучшения общества. «Когда у людей есть вера, нация сильна» [1].
В последние годы активизируется процесс обучения иностранных студентов в Китае путем предоставления государственных стипендий. Институты Конфуция содействуют в решении этой задачи, организуя специальные тесты на знание китайского языка, в том числе и с предоставлением грантов на дальнейшую учебу в Поднебесной.
В Китае создана развитая система нормативных правовых актов (далее -НПА), регулирующих реализацию различных направлений политики «мягкой силы». Определяющее значение на целеполагание в рамках политики оказывают программные партийные документы, публикуемые по результатам важнейших партийных событий: съездов КПК и пленумов ЦК КПК. Кроме того, практически в каждой сфере политики «мягкой силы» имеются собственные НПА.
В подобных НПА максимально подробно и тщательно регламентированы и прописаны все основные функции и полномочия отдельных участников реализации политики «мягкой силы». Например, Закон КНР об образовании включает в себя главу, посвященную зарубежным обменам и сотрудничеству в сфере образования (глава 8), в которой установлены базовые функции в данной сфере. Полная же регламентация указанных положений содержится в НПА более низких уровней. Так, предоставление образовательных услуг гражданам зарубежных государств на территории Китая или создание совместных зарубежно-китайских учебных заведений регламентируются отдельными НПА, общее число которых превышает 20 НПА.
Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере культуры, инвестиций или интеллектуальной деятельности. Существуют отдельные НПА, регулирующие пребывание и деятельность иностранных граждан на территории КНР. Собственные ведомственные НПА выпускают также органы власти, ответственные за реализацию «мягкой силы» [10].
В общей сложности к внутренним НПА, в той или иной степени регулирующим сферу политики «мягкой силы», могут быть отнесены в общей сложности более 100 НПА. Китаем также подписано значительное число двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, касающихся реализации политики «мягкой силы», в первую очередь регулирующих установление отношений стратегического партнерства, добрососедства, сотрудничества, которые могут служить демонстрацией важности отдельных стран в системе внешнеполитических координат Китая.