Дипломная работа|Страхование

Особенности функционирования системы страхования вкладов физических лиц российский и зарубежный опыт

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 87

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования системы страхования вкладов физических лиц

1.1 Сущность, цель, организационные основы системы страхования вкладов

1.2 История развития системы страхования вкладов физических лиц в России и за рубежом

1.3 Условия и порядок вхождения российских банков в систему страхования вкладов 

1.4 Перспективы развития системы страхования вкладов в России

Глава 2. Оценка финансовой устойчивости банка-участника системы страхования вкладов (на примере ПАО «Сбербанк России»)

2.1 Характеристика  банка

2.2 Анализ финансовой устойчивости банка

2.2.1 Оценка достаточности и качества капитала

2.2.2 Оценка качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам  

2.2.3 Оценка качества управления рисками

2.2.4 Оценка доходности (рентабельности) банка

Заключение

Список использованной литературы

Приложение  

В рамках новой перспективной стратегии развития финансового рынка России на период 2016 -2018 гг. Банк России как главный регулятор всех финансовых процессов определил, что уровень доверия между всеми участниками финансового рынка является одним из главных показателей его стабильности[1]. С точки зрения обеспечения ликвидности и устойчивости пассивной базы кредитных организаций в целях выполнения задачи трансформации сбережений населения в инвестиции для модернизации национальной экономики уровень доверия между банками и населением должен быть очень высоким.

В связи с основными тенденциями формирования сберегательной модели на отечественных финансовых рынках, государство встает перед необходимостью решения вопроса принятии стратегической государственной инвестиционной политики, регулирующей взаимодействие всех субъектов экономики (физических лиц и юридических лиц), с целью достижения максимального вовлечения сберегательных ресурсов населения в инвестиционный процесс для роста экономики. В этих условиях создание эффективной системы страхования вкладов населения в целях повышения его доверия к национальной банковской системе становится приоритетным.

Необходимость определения ключевых направлений развития российской системы страхования вкладов в контексте глобальных экономических вызовов составила актуальность предлагаемой выпускной квалификационной работы. 

Основной целью выпускной квалификационной работы является анализ и выявление ключевых драйверов эффективного развития российской системы страхования вкладов в целях обеспечения конкурентоспособности и стратегической стабильности развития банковского сектора страны.

Для достижения указанной цели в работе поставлены задачи:

– изучить понятие, цели и перспективы развития системы страхования вкладов в России;

– проанализировать особенности и проблемы развития систем страхования вкладов в развитых странах;

– провести сравнительный анализ структуры и содержания отечественной системы страхования вкладов с лучшими мировыми аналогами;

– определить основные движущие силы и тормозящие факторы развития российской системы страхования вкладов;

– на примере деятельности лидера российской банковской системы – ПАО «Сбербанк России» продемонстрировать формализованную оценку финансового состояния банка, входящего в систему страхования вкладов;

– определить ключевые перспективы развития отечественной системы страхования вкладов.

Объектом исследования выступает отечественная система страхования вкладов. 

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических взаимоотношений всех участников национальной системы страхования вкладов в современных экономических условиях.

Работа состоит из двух глав. В первой главе «Теоретические основы формирования системы страхования вкладов физических лиц» подробно рассматриваются вопросы становления и развития национальной системы страхования вкладов в сравнении с лучшими практиками развитых стран мира. Особое внимание уделено формализованной оценке вхождения банков в систему страхования вкладов. Выделены и обоснованы перспективы развития отечественной системы в контексте международных процессов финансовой интеграции.

Во второй главе «Оценка финансовой устойчивости банка-участника в системе страхования вкладов (на примере ПАО «Сбербанк России»)» на примере деятельности ПАО «Сбербанк России» проведена оценка групп показателей финансовой устойчивости банка, сделаны выводы и доказана обоснованность включения банка в систему страхования вкладов.

Основными методами исследования стали: индукция и дедукция, анализ и синтез, группировки, классификации, статистический анализ. При построении таблиц и систематизации полученных данных применялся метод сравнения обобщенных показателей, методы анализа финансовой отчетности: вертикальный (трендовый), горизонтальный и др. Применение каждого из этих методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач. Все это позволило обеспечить достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций.

Информационную базу исследования составили: результаты теоретических и практических исследований, представленные в работах  специалистов по проблемам формирования систем страхования вкладов; законодательная база, обеспечивающая функционирование системы страхования вкладов в России; статистические данные, бухгалтерская и публикуемая отчетность ПАО «Сбербанк России».

 

Глава 1. Теоретические основы формирования системы страхования вкладов физических лиц

1.1 Сущность, цель, организационные основы системы страхования вкладов

Во всем мире сбережения населения имеют принципиально важное значение как один из основных источников ресурсов для эффективного и непрерывного процесса развития экономики. Посредником в трансформации сбережений граждан в инвестиции для реального сектора экономики традиционно выступает банковская система. Но банковские системы традиционно подвержены кризисам, последствия которых могут серьезно отражаться на финансовом состоянии всей экономики страны. Однако в таких ситуациях репутационные риски банков выше финансовых, поскольку восстановить доверие к банковской системе весьма проблематично.

В подобных условиях правительства многих стран мира вырабатывают системные меры и механизмы укрепления доверия сотрудничества финансового сектора с населением и предотвращения массового оттока депозитов граждан в периоды сложных экономических ситуаций.

Для России данная проблема доверия стоит достаточно остро, поскольку начиная с конца прошлого века и по сей день проблема недоверия к банкам усилилась мошенническими действиями различных финансовых пирамид и пр. В этих условиях государство разработало целый комплекс мер, способствующий формированию и укреплению доверия населения к банковской системе.

Ключевой мерой стало создание системы обязательного страхования вкладов физических лиц (далее – ССВ), законодательная база которой обеспечивается соответствующим Федеральным законом №177–ФЗ, принятом в 2003 году [16] (далее – Закон о ССВ). Основной целью Закона о ССВ стало формирование механизмов создания, финансирования и управления ССВ в России.

Более детальные аспекты Закона о ССВ включают: защиту прав и законных экономических интересов вкладчиков российских банков, укрепление доверия к отечественной банковской системе, стимулируют привлечение сбережений граждан в национальную банковскую систему.

Закон о ССВ заложил базовые принципы самой ССВ, которые применяются уже более 10 лет, в частности:

1) обязательное участие российских кредитных организаций в ССВ. На основе данного принципа помимо роста доверия граждан создаются одинаковые конкурентные условиях для всех кредитных организаций, что является еще один шагом к формированию развитых рыночных отношений во всех сферах экономической деятельности;

2) снижение рисков невозврата вкладов гражданам при наступлении финансовых проблем и, в т. ч. банкротства кредитных организаций;

3) аллокация рисков потери сбережений между кредитными организациями и вкладчиками. ССВ строится на основе защиты, в первую очередь, не крупных сбережений, а средних и мелких, что позволит защитить интересы большинства граждан;

4) гарантирование прозрачности деятельности ССВ для всех участников;

формирование накопительного характера Фонда обязательного страхования вкладов за счет постоянных (осуществляемых на регулярной основе) страховых отчислений банков — участников ССВ;

         5) высокая скорость выплат возмещений – в течение двух недель с момента возникновения страхового случая и др.

Соблюдение принципов со стороны всех участников ССВ призвано обезопасить российских граждан от потери своих накоплений вследствие реализации страховых случаев. Кроме того, выполнение принципов ориентировано на рост привлекательности банковских услуг для населения и формирование в России развитого рыночного института формирования долгосрочного источника инвестиций.

         Вместе с тем, современная ситуация такова, что на российском банковском рынке происходит серьезная чистка ненадежных кредитных организаций – таким образом Банк России пытается усилить финансовую устойчивость национальной системы в целом. Отечественная система в условиях серьезных внешних экономических и политических вызовов не может себе позволить существование на рынке ненадежных кредитных организаций: только за период с начала 2013 года по февраль 2016 года было отозвано 266 лицензий российских кредитных организаций [36].

         Поэтому на сегодняшний день все действующие банки включены в ССВ и только 7 кредитных организаций (в т.ч. 4 – небанковские) не имеют лицензии на работу со вкладами населения [27]. 

         С точки зрения долгосрочной стратегии развития российской экономики, определенной Стратегией развития финансового рынка до 2020 года [9], Закон о ССВ имеет принципиальное значение в создании стабильного источника финансирования экономики.

         Помимо отмеченных выше принципов, Закон о ССВ вводит понятие, определяет задачи функции Агентства по страхованию вкладов (далее – АСВ), определяет и обеспечивает выплаты возмещений вкладчикам, выступает регулятором системы взаимоотношений между всеми участниками ССВ в России.

         В свою очередь, к участникам ССВ относятся: вкладчики банков (физические лица и индивидуальные предприниматели); кредитные организации, допущенные к участию в ССВ; АСВ как главный регулятор эффективности ССВ; Банк России как мегарегулятор всех финансовых процессов в стране.

В соответствии с принятым Законом о ССВ и последующими изменениями, возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов (в этом банке), но не более 1,4 млн. рублей (для страховых случаев, наступивших после 29 декабря 2014 г.).

Статистика работы данного Закона о ССВ с учетом того, что он работает более 10 лет, показывает, что государство в лице АСВ выполняет принятые обязательства и уровень доверия населения к банковской системе растет, в т. ч. и за счет того, что есть уверенность в возмещении суммы вклада. 

Если брать статистику по изменению самой суммы возмещения, то с начала действия закона и по состоянию на 2015 год она изменилась существенно (рис. 1) в пользу вкладчиков. 

Рисунок 1 – Динамика страхового возмещения по вкладам в соответствии с ФЗ № 177 [27]

 Особая роль в российской системе ССВ отведена АСВ как основному регулятору всех ее процессов: обеспечение непрерывного функционирования ССВ, эффективное управление ликвидационными процедурами в несостоятельных кредитных организациях, реализация мер по предупреждению банкротства системно значимых банков и др.

Выполнение всех функций АСВ в сложных экономических условиях, начиная с 2088 и по 2015 гг. позволило сохранить относительную стабильность отечественной финансовой системы. 

Вообще, участие АСВ в предупреждении банкротства банков строится на трех базовых принципах [21; 24 и др.].

Во-первых, рыночная направленность деятельности. АСВ оказывает помощь не собственникам банков как кредитным организациям как важнейшим субъектам экономики, обеспечивающих трансформацию ресурсов населения в инвестиции для реального сектора.К неэффективным собственникам АСВ применяет определенные меры, заключающиеся либо в ограничении в правах, либо совсем отстраняются от дел.

Во-вторых, работает принцип избирательности в осуществлении воздействия: финансово оздоровить все проблемные банки государство в лице АСВ не сможет, поэтому помощь предоставляется исключительно тем кредитным организациям, которые обладают социальной и экономической значимостью для России в целом или для конкретного региона, то есть воздействие оказывается на ключевые проблемные точки, влияющие на стабильность банковской системы.

В-третьих, базовым принципом является определение экономической целесообразности активного вмешательства. Вмешательство государства возможно только в тех случаях, когда скорое банкротство банка обойдется обществу дороже, чем попытка его восстановления. При этом никаких твердых гарантий оказания помощи банкам государство не дает – принципы рыночной ответственности не должны размываться.

Вообще, основой для принятия решения о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент вкладчиков, получающих полное возмещение.

В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения [25]. В России при принятии Закона о ССВ размер страховой выплаты составлял 1,34 доли ВВП на душу населения [25]. Если оценить данный показатель по состоянию на 01. 01.2016 г., то он составит порядка 0,85 доли ВВП при отношении 1,4 млн. руб. к 1,65 млн. руб. (доля ВВП на душу населения в 2015 году составила 25 400 долл. США или порядка 1,65 млн. руб. по данным Росстата).

Другими словами, по сравнению с развитыми странами в России страховая сумма выплат почти в 2 раза ниже необходимого уровня ВВП на душу населения и составляет 1,4 млн. руб. Справедливости ради, надо заметить, что эта сумма выросла в 14 раз (рис. 1) за период деятельности АСВ и Закона о ССВ, но она все равно остается недостаточной.

 Интересным моментом является и то, что российская практика показала, что стопроцентный возврат вкладов на деле приводит к безответственности как самих банков, так и вкладчиков [30]. Банки стараются привлечь клиентов заоблачными процентами, которые они не смогут выплатить, а вкладчики, пользуясь работой Закона о ССВ, сознательно идут на риск и выбирают банк не по степени надежности, а по уровню того, насколько высоки процентные ставки по вкладам. Это в итоге приводит к тому, что в момент прекращения банками своей деятельности, ССВ может оказаться не в состоянии выполнить все обязательства, и вкладчики могут потерять сбережения (свыше установленного ограничения).

Другими словами, уровень доверия как главный стратегический ориентир страдает больше всего в подобных ситуациях.

Для выполнения всех принятых обязательств, ССВ должна обладать достаточными ресурсами. Ключевыми параметрами, от которых зависит быстрое возмещение вкладов по факту реализации страхового случая, выступают размер резерва и величина взносов в ССВ.

В соответствии решением Совета директоров АСВ с 2008 года, ссылаясь на Закон о ССВ, была установлена ставка страховых взносов в Фонд обязательного страхования вкладов (далее – Фонд ССВ) в размере 0,1% от расчетной базы за период расчета (ежеквартально).

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1-3: Москва. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант»
  2. Инструкция Банка России от 02.04.2010 г. № 135-И « О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
  3. Инструкция Банка России от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков»
  4. Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ на период 2016 -2018 годов (утв. Банком России)
  5. Положение Банка России от 06.08.2015 г. № 483–П «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов»
  6. Положение Банка России от 10.02.2003 г. № 215–П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»
  7. Положение Банка России от 26.03.2004 г. № 254–П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности»
  8. Положение Банка России от 28.12.2012 г. № 395–П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций (Базель III)»
  9. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008г.№2043-р «Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года».
  10. Указание Банка России № 2005-У от 30.04.2008 г. «Об оценке экономического положения банков»
  11. Указание ЦБ РФ № 3277–У от 11.06.2014 г. «О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»
  12. Указание ЦБ РФ от 22.07.2015 № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций»
  13. Федеральный закон от 02.12.1999 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
  14. Федеральный закон от 22.12. 2014 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
  15. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  16. Федеральный закон РФ от 23.12.2003г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изм. и доп.).

 Основная литература

  1. Банковский менеджмент: Учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016, 554 с.
  2. Белотелова Н.П. Стратегия развития банковской системы РФ в условиях глобализации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3. С. 89-95.
  3. Бухтик М.И. О роли и месте агентства страхования вкладов в оздоровлении банковской системы России // Вестник Томского государственного университета. – № 2 . – 2011. – с. 116-118.
  4. Дмитриев И.В. Направление повышения доверия в банковском секторе и развития системы страхования банковских вкладов граждан в России / И.В. Дмитриев // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 1. - с. 158-163.
  5. Дьяченко Е., Босых А. Правовое регулирование банковского вклада в России и ЕС // Теория и практика общественного развития. -№ 18. – 2014. – с. 114-117.
  6. Жарковская Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка. Учебник. М: Издательство «Омега-Л», 2015, 384 с.
  7. Тавасиев А.М. Банковское дело: Учебник /Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: Юрайт, 2013, 656с.
  8. Такушинова М. Резервы и перспективы совершенствования системы страхования депозитов // TerraEconomics. – Том 11, № 4, ч. 3. – 2013. - с. 133-138.
  9. Турбанов А.В. Система страхования вкладов: текущее состояние и перспективы развития // Деньги и кредит. – № 9. - 2005. с. 5 – 10.

 

Интернет-ресурсы

  1. Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Сбербанк России» за 2015 год – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/ras (дата обращения 28.04.2016)
  2. Годовой отчет Государственной Корпорации «Агентство по страхованию вкладов» за 2015 год - [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: asv.org.ru/agency/annual/2015/2015_.doc(дата обращения 05.05.2016)
  3. Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Сбербанк России» за 2015 год – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/ras (дата обращения 28.04.2016)
  4. Годовые отчеты ПАО «Сбербанк» - [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual-reports (дата обращения 25.04.2016)
  5. Д. Борисяк АСВ повысило взносы для банков - [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL:  http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/04/12/637421-asv-povisilo (дата обращения12.04.2016)
  6. Данные об объемах привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц - [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/4-2-1a_15.htm&pid=pdko_sub&sid=dpbvf (дата обращения 27.04.2016)
  7. Директива Европейского Союза о системах гарантирования депозитов от 16 апреля 2014 № 2014/49/ЕС - [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.asv.org.ru/documents_analytik/analytics/international/329435/
  8. Зубков И., Маркелов Р. Допинг-рубль: страховка по вкладам выросла до 1,4 миллиона, а банки получили триллион» - [Электронный ресурс]Режим доступа – URL: http://rg.ru/2014/12/22/banki.html (дата обращения 25.04.2016)
  9. Методика оценки финансовой устойчивости системы обязательного страхования вкладов - [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.asv.org.ru/legislation/docs/098.doc (дата обращения 01.05.2016 г.)
  10. Об утверждении перечня системно значимых кредитных организаций: Информация Банка России от 20.10.2015 // http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=20102015_100129ik2015-10-20t10_01_03.htm (дата обращения 28.04.2016)
  11. Полный список банков, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России в период с 1991 по 2016 гг. //http://www.banki.ru/banks/memory/?PAGEN_1=6 (дата обращении 02.05.2016)
  12. Рейтинг банков по объему депозитов населения на 1 января 2016г. – [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.riarating.ru/banks_rankings/20160203/630008681.html (дата обращения 07.05.2016)
  13. Стратегия развития Сбербанка на период 2014-2018 гг. - [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: http://www.sberbank.com/portalserver/content/atom/contentRepository/content/ru_SberbankDevelopmentStrategyFor2014-2018.pdf?id=11d45d56-9f97-4678-8807-d37c96795b7c (дата обращения 25.04.2016)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Страхование
2016 год 59 стр.
Диплом Комплекс рекламных средств страховой компании
diplomstud
Дипломная работа Страхование
2012 год 79 стр.
Дипломная Разработка механизма страхования рисков
Telesammit
Дипломная работа Страхование
2012 год 97 стр.
Диплом Финансовая устойчивость страховых организаций

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское