Анализ оперативной обстановки на территории РФ свидетельствует об определенных положительных изменениях на основных направлениях борьбы с преступностью. МВД РФ, его подразделениями на местах принимаются меры по активизации профилактической деятельности. Положительную оценку у населения получило проведение широкомасштабных профилактических мероприятий в регионах с наиболее сложной криминологической обстановкой. Увеличилось количество своевременно предотвращенных и пресеченных преступлений и других правонарушений. Несколько улучшилось информирование населения о способах самозащиты от противоправных посягательств.
Вместе с тем, как в силу объективных факторов, так и причин субъективного характера влияние профилактических мер, осуществляемых органами внутренних дел, на состояние и уровень преступности остается недостаточным. Основная нагрузка по организации и проведению общей и индивидуальной профилактики ложится на участковых уполномоченных полиции.
Объектом исследования является организация деятельности участковых уполномоченных полиции.
Предметом исследования выступают такие стороны объекта, как сущность и значение института участковых уполномоченных полиции; характеристика профилактической функции; правовое регулирование профилактической деятельности участковых уполномоченных; практика (информационное и организационное обеспечение) их деятельности по профилактике административных правонарушений и преступлений.
Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических и практических вопросов организации деятельности участковых уполномоченных полиции, направленных на дальнейшее совершенствование этого направления их работы.
Для достижения этой цели автор поставил и предпринял попытку разрешить следующие научно-исследовательские задачи: проанализировать задачи, функции, обязанности и права участковых уполномоченных полиции; изучить элементы организации работы участкового уполномоченного полиции на административном участке; охарактеризовать основные направления деятельности участкового уполномоченного по осуществлению его административных функций (на основе анализа и обобщения практики конкретного ОВД).
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания.
1. Задачи, функции, обязанности и права участковых уполномоченных полиции
На всех этапах развития Российского государства служба участковых уполномоченных полиции занимала и занимает важное место в системе ОВД. Прототипами современного участкового уполномоченного полиции были - околоточный надзиратель, квартальный надзиратель, уездный надзиратель. Данные полицейские чины осуществляй территориальный надзор, т.е. одну из важнейших функций как городской, так и уездной полиции. От них полицмейстерами и исправниками всегда и совершенно неуклонно требовались твердые знания своих обязанностей и точное, а главное, честное исполнение долга.
Оценивая в целом процесс формирования института участковых уполномоченных полиции, можно сделать вывод, что необходимость в нем была обусловлена следующими основными факторами: разбросанность, значительная удаленность от районных центров сельских и недостаточная интегрированность городских поселений; неразвитость или отсутствие различных видов связи (транспортной, телефонной, телеграфной и иной) удаленных участков с районными центрами; слабая социальная и пространственная мобильность населения, вызывавшая почти полное совпадение трех основных сфер жизнедеятельности человека - труда, быта и досуга. Такое совпадение давало возможность их одновременного "охвата" одним участковым представителем полиции[1].
Особенности современного института участковых уполномоченных полиции определяются универсальным характером этой должности. В отличие от других сотрудников ОВД (полиции), являющихся специалистами узкого профиля, участковые уполномоченные - универсалы. Универсальность знаний, умений и навыков, которыми должен обладать участковый уполномоченный, обусловлены многофункциональностью его деятельности.
Деятельность участковых уполномоченных полиции регламентирована Приказом МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. от 12.04.2007) "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.11.2002 N 3936)[2]. Кроме того, участковые уполномоченные милиции осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ[3], Федеральным законом «О полиции»[4] (до принятия данного ФЗ - Законом «О милиции»[5]), федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, приказами Министерства внутренних дел РФ.
Начиная с момента становления, должность участкового уполномоченного имела существенные отличия по сравнению с представителями других служб и подразделений милиции в системе ОВД.
В отличие от сотрудников иного подразделения (криминальной милиции либо аппаратов по борьбе с организованной преступностью), решающих, как правило, лишь специальные задачи ОВД, участковые уполномоченные работают по всем направлениям их деятельности. Кроме того, обязаны оказывать содействие должностным лицам других государственных органов: органам ФСБ, таможенным органам, учреждениям здравоохранения, ветеринарного надзора, природоохранительным органам, а также депутатам. Отсюда вытекает комплексность и многофункциональность деятельности участковых уполномоченных. В этом главная особенность данного института.
Из этого следует, что задачами участкового уполномоченного является:
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- предупреждение преступлений и административных правонарушений;
- раскрытие преступлений;
- оказание помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов;
- контроль за состоянием законности, учетно-регистрационной и исполнительной дисциплины на вверенном участке;
- контроль за оперативной обстановкой на вверенном участке и принятие мер по её нормализации;
- привлечение граждан к участию в охране общественного порядка и установления доверительных отношений с ними.
Названными задачами предопределяются функции и основные направления деятельности участковых уполномоченных милиции.