Курсовая работа|Административное право

Понятие и особенности административной ответственности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2012 | Страниц: 32

ВВЕДЕНИЕ

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 
  2. СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   

Актуальность работы. Система и структура общественных отношений в Российской Феде­рации в последние десятилетия претерпели значительные изменения. Резкая смена политического, социально-экономического строя, к сожалению, по­влекла ряд нежелательных негативных явлений, среди которых рост еже­годно совершаемых преступлений и административных правонарушений.

Российское общество переживает серьезный кризис, нуждается в системе правовых норм, упорядочивающих деятельность государственных органов по охране правопорядка, ибо это явля­ется если не главным, то весьма существенным условием существования са­мого правового государства. Такая ситуация вызывает всеобщую обеспокоен­ность, диктует настоятельную необходимость повышения значимости про­блемы до общегосударственного уровня. Административная деликтность в современной России представляет опасность для существующего правопо­рядка. Защита общественных отношений от административных правонаруше­ний становится одной из важнейших задач государства.

Состояние административной деликтности в российском обществе не дает оснований для ее благоприятного прогноза. Возрастающий вал адми­нистративных правонарушений в стране следует расценивать как показа­тельный симптом глубоких социальных недугов. Ухудшение административно-деликтной обстановки в стране, увеличивающийся разрыв между уровнем правонарушений и отстающим социальным контролем над ними предполагают изменение государственной политики в рассматриваемом направлении деятельности органов исполнительной власти. Решение обо­значенной проблемы видится в разработке стратегии противодействия ад­министративной деликтности.

Необходима разработка концепции государственной политики по противодействию административ­ным правонарушениям и механизма ее реализации.

Основным средством противодействия административной деликтности был и остается институт административной ответственности. С его по­мощью осуществляется юрисдикционная защита общественных отношений от административных правонарушений, являющихся самым распространен­ным видом противоправного поведения. Современное понимание административной ответственности предполагает учет как традиционных взглядов на этот правовой институт, так и обстоятельств, связанных с условиями его функционирования. Административная ответствен­ность является сложным социальным и правовым феноменом.

Объектом исследования является система об­щественных отношений, складывающихся в процессе установления и реа­лизации института административной ответственности в современном рос­сийском праве.

Предмет исследования - теоретические, органи­зационно-правовые и прикладные проблемы института административной ответственности.

Целью настояще­го исследования является анализ института административной ответственности в условиях правового демократического государства, научный анализ механизма ее реализации.

В интересах достижения цели исследования в диссертации решались следующие задачи:

  • охарактеризовать понятие и признаки административной ответственности;
  • соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности
  • актуальные проблемы административной ответственности.

Степень научной разработанности темы. Изучение проблем административной ответственности находится в центре внимания научной общественности. Значительный вклад в исследование рассматриваемой проблемы внесли ученые-административисты А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, И.А. Галаган, А.А. Демин, А.И. Елистратов, М.И. Еропкин, А.П. Клюшниченко, Л.В. Коваль, Ю.М. Коз­лов, Ф.Е. Колонтаевский, Н.М. Конин, А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, М.Я. Саввин, Н.Г. Салищева, В.Е. Севрюгин, П.П. Сергун, В.Д. Сорокин, С.С. Студеникин, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, О.М. Якуба, Ц.А. Ямпольская и др.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 Основным средством противодействия административной деликтности был и остается институт административной ответственности. С его по­мощью осуществляется юрисдикционная защита общественных отношений от административных правонарушений, являющихся самым распространен­ным видом противоправного поведения[1].

Современное понимание административной ответственности предполагает учет как традиционных взглядов на этот правовой институт, так и обстоятельств, связанных с условиями его функционирования. Существует взаимосвязь ад­министративной ответственности с государством, государственной властью, государственным принуждением, принятыми в обществе ценностями, воз­можностями государства и другими факторами, которые оказывают влияние на формирование административно-деликтных норм и их реализацию. Административная ответствен­ность является сложным социальным и правовым феноменом.

В настоящее время в ряду юридической ответственности наиболее распространенной является административная ответственность. Данная позиция определяется не только общим многомиллионным количеством фактов привлечения к ней, но и тем, что субъектами правоприменения в этой сфере являются многочисленные органы, должностные лица и коллегиальные органы административной юрисдикции.

Нельзя не учитывать также, что правовой нигилизм, о чем свидетельствуют результаты изучения право­применительной практики, наиболее характерен для административно-деликтных отношений.

Административная ответствен­ность была и остается мерой государственного принуждения. Данный при­знак является наиболее существенным для понимания института админист­ративной ответственности. Этот вид юридической ответственности - одна из форм выражения государственной власти. Государство в целях защиты своих интересов устанавливает определенные правила поведения, а также ответственность за их нарушение. Ответственность была, есть и будет в руках государства и его органов специфическим приемом государственного принудительного воздействия на поведение людей.

Административная ответственность всегда влечет для виновного ли­ца отрицательные последствия, ограничение имущественных или мораль­ных интересов: она является государственным осуждением совершенного противоправного действия (бездействия). Любое правонарушение по своей сути антиобщественно, направлено против установленных и охраняемых государством общественных отношений. Применение мер административ­ной ответственности - прерогатива государственных органов и их компе­тентных коллегиальных органов, судей и должностных лиц. Реализуя свои административно-юрисдикционные полномочия, они тем самым дают отрицательную оценку совершенному деянию и личности правонарушителя.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

Давая характеристику административным правонарушениям, законодатель в КоАП РФ[2] не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Мы же считаем возможным говорить об общественной опасности административных правонарушений (хотя степень этой опасности в большинстве случаев меньше, чем у преступлений). Примерами здесь могут быть административные правонарушения: посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения и др.

Административная ответственность обладает чертами, свойственными юридической ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного вида юридической ответственности:

  1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;
  2. административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;
  3. поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;
  4. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;
  5. существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств[3];
  6. в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В условиях построения правового государства пред­почтительными должны быть альтернативные административно-правовые санк­ции. При этом в полной мере может быть реализован важнейший принцип -индивидуализация административной ответственности.

Существенное значение в реализации основных положений института административной ответственности призваны играть ее принципы. Основными принципами административной ответ­ственности и порядка ее применения являются законность и индивидуали­зация ответственности.

Итак, административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». С учетом этого определения можно называть следующие признаки административного правонарушения:

  • деяние - акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
  • антиобщественный характер - посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;
  • виновность - аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ);
  • противоправность - ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом[4].

Важно понятие наказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ).

Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. - № 237.
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп.)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. и доп.)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  4.  
  5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2008.
  6. Бровко Н. В. «Административное право», учебник для вызов, «Март», Москва – Ростов-на-Дону, 2008.
  7. Макарейко Н.В. Административное право. М.: Высшее образование, 2009.
  8. Максимов И.В. Система административных наказаний: понятие и признаки // Государство и право. - 2005. - N 4. - С.18-27.
  9. Осинцев Д.В. Административная ответственность и ее превращенные формы // Рос. юрид. журнал. - 2012. - N 5. - С.148-160.
  10. Серков П.П. Административные правонарушения: квалификация и назначение наказаний. Научно-практическое пособие. М.: «Норма», 2010.
  11. Слепченко Е.В. Административное судопроизводство: понятие, единство и дифференциация // Рос. юстиция. - 2009. - N 3. - С.51-56.
  12. Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону:Феникс, 2009.
  13. Устинкин С. Административная реформа в условиях модернизации публичного управления / С.Устинкин, С.Каптерев, А.Мартынов // Власть. - 2009. - N 12. - С.48-51.
  14. Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 38 стр.
Курсовая Принципы деятельности полиции в РФ
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 33 стр.
Курсовая Иммиграционный контроль
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 30 стр.
Курсовая Административно-правовой статус сотрудника полиции
diplomstud
Курсовая работа Административное право
2015 год 35 стр.
Курсовая Контроль над соблюдением миграционного законодательства
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское