Привлекательность франчайзинга в современной России определяется его широким распространением в мировой практике, достаточно высоким уровнем прозрачности и комплексностью отношений, взаимовыгодных связей, что, в свою очередь, позволяет формировать гомогенную и единообразную сеть, обладающую эффективным распределением капиталовложений, создавать широкую систему сбыта продукции и услуг, усиливать конкурентные преимущества участников сети в отношении других участников в аналогичном сегменте рынка, обеспечивать возможность более быстрого выхода на внешний рынок с минимальным риском для новых участников системы. Соответственно, франчайзинг предоставляет более высокие шансы на успех, что делает его популярным способов организации бизнеса во всем мире.
Все это, таким образом, актуализирует проблему изучения особенности функционирования франчайзинговых организаций на современном этапе.
Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с изучением понятия, видов франчайзинговых организаций и особенностей их функционирования, рассматриваются в трудах многих современных ученых и исследователей.
Е.И. Голикова характеризует исторические аспекты развития и современное состояние франчайзинга. В.В. Колмаков, С.Ю. Коровин определяют особенности становления и функционирования франчайзинговых организаций в российских условиях. Таким образом, проблемы, связанные с изучением понятия, видов франчайзинговых организаций и особенностей их функционирования, достаточно широко освещены в теоретической литературе.
Объект исследования – франчайзинговые организации.
Предмет исследования – особенности функционирования франчайзинговых организаций.
Целью исследования является определение особенностей функционирования франчайзинговых организаций.
Задачи исследования:
- определить понятие, виды франчайзинговых организаций и особенности их функционирования;
- выделить преимущества и недостатки франчайзинговых организаций;
- рассмотреть социально-структурные параметры и организационную культуру Subway;
- исследовать особенности функционирования Subway как франчайзинговой организации.
Гипотеза. Особенности функционирования франчайзинговых организаций определяются тем, что ведение бизнеса по франшизе дает преимущества в работе по эффективной и проверенной схеме, легком и гарантированном выходе на рынок, ведении деятельности с минимальными рисками, получении информации о правильном ведении бизнеса.
1 Франчайзинговые организации: виды и особенности их функционирования, преимущества и недостатки
1.1 Понятие, виды франчайзинговых организаций и особенности их функционирования
Как социально-экономическое явление франчайзинг можно считать относительно новым явлением в экономике, хотя у него и имеется долгая история становления и развития.
История франчайзинга начинается с 1851 года. В США тогда промышленность только начинала развиваться, но должного уровня сервиса и масштабирования даже при наличии капитала добиться своими силами было попросту невозможно. У новых предпринимателей из колонистов не было возможности покорять всю территорию Америки из-за неразвитой инфраструктуры.
Новообразованное предприятие «Singer Sewing» занималось производством швейных машин в Бостоне. Оптимизировав процесс, удалось значительно увеличить объемы изготовления, но вот проблема сбыта оставалась нерешенной. И тогда владелец решил найти прямых дистрибьюторов, которые бы под вывеской компании продавали и обслуживали эти швейные машинки (одного бренда). Это была бы не полноценная франшиза, если бы дистрибьюторы с разных точек Америки не подписывали бы договор между собой на право обслуживания и продажи швейных машин «Singer Sewing».
После этого история развития франчайзинга продолжилась уже на стыке 19 и 20 веков. И продолжателем стал концерн General Motors. На тот момент их продукция продавалась только в собственных торговых точках. Но свободных оборотных средств было недостаточно для того, чтобы развивать дистрибьюторскую сеть по всей стране. Поэтому задачу сбыта они переложили на представителей, подписав при это определенный договор.
Но все вышеописанные форматы – это, скорее, не классический франчайзинг, а лишь углубленный формат дистрибьюторского сотрудничества. Полноценная работа независимого бизнеса под вывеской другого бренда началась во времена Великой Депрессии. К такому методу развития сетей прибегли нефтеперерабатывающие компании. Автозаправочные станции стали открываться бизнесменами под вывесками известных компаний. Там сохранялся и фирменный рекламный стиль, и единые цены по всем штатам, и единая форма персонала, и один и тот же продукт.
Лишь после производственной и нефтеперерабатывающей сферы тематика масштабирования бизнеса через франчайзинг перебросилась и на заведения общественного питания. А в 1951 году был открыт первый ресторан быстрого питания McDonald’s. Его владелец Ray Kroc, выкупивший право у братьев Макдональдов, тут же стал продавать франшизу по всей Америке. И во второй половине 20-го века в США начался настоящий бум по всем франшизам.
История франшизы в России и СНГ начинается лишь с 21-го века. До этого о таком понятии никто не знал. Единственным бизнесом по договору франчайзинга можно было назвать сеть кафе Баскин Роббинс (открытые в 1988 году после снятия запрета на ведение предпринимательской деятельности).
Отечественные предприниматели медленно прощупывали почву относительно таких принципов работы. В современной России первыми стали масштабировать бизнес по франчайзингу компании «1С», «Kodak», «Дока-Пицца». С 2005 года отечественным рынком активно заинтересовались иностранный ритейл. В частности:
- «Subway»;
- «Carlo Pazolini»;
- «Sbarro».
Отечественные компании в лице «2ГИС» и «Пятерочка» также стали масштабироваться по всей стране, привлекая сторонний капитал.
Их всех объединяли единые стандарты, ценовая политика, ассортимент, коммерческое предложение и стиль оформления. Для франшизы ключевым остается юридически оформленное право пользования торговой маркой. При покупке пакета оформляются и другие документы, включая инструкции к работе, техническое задание.