Введение
Глава I. Институт предпринимательства в системе российского права
- Понятие и сущность предпринимательской деятельности
- Виды и формы предпринимательской деятельности
Глава II. Проблемные аспекты и тенденции развития предпринимательской деятельности
2.1. Проблемные аспекты развития предпринимательства в социальной сфере
2.2. Тенденции развития предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы
В рыночной экономике важным условием достижения предприятием успеха и условием его развития являются предпринимательство и предпринимательский стиль деятельности,
Предпринимательство — это поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов. Оно нацелено на получение прибыли сверх среднего уровня путем наиболее полного удовлетворения потребностей на основе достижения успеха и лидерства в той или иной сфере экономической деятельности — в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге. Неотъемлемой частью предпринимательства являются предвидение, обоснованный риск и стратегическое управление.
В силу этого предпринимательство становится активным фактором развития производства.
Индивидуальная предпринимательская деятельность является одним из основных рычагов развития экономики во всем мире. В последнее время в Российской Федерации предпринимательской деятельности уделяется особое внимание.
В России, индивидуальная предпринимательская деятельность выступает одной из приоритетных форм хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность граждан, зарегистрированных в соответствии действующим законодательством в качестве индивидуальных предпринимателей, постоянно требует совершенного законодательства.
Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из основных направлений экономической политики нашего государства. Развитие малого и среднего предпринимательства означает увеличение числа рабочих мест и в целом - эффективный путь решения многих социальных проблем.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности.
Предмет исследования – сущность и специфические особенности предпринимательской деятельности.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность, формы и тенденции развития предпринимательской деятельности в России.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
1) изучить понятие и сущность предпринимательской деятельности;
2) рассмотреть формы предпринимательской деятельности;
3) проанализировать проблемные аспекты развития предпринимательства в социальной сфере;
4) охарактеризовать тенденции развития предпринимательской деятельности.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Институт предпринимательства в системе российского права
- Понятие и сущность предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. (п. 1 ст. 2 ГК РФ)[1]. Предпринимательская деятельность является одним из видов отношений, регулируемых гражданским законодательством (наряду с имущественными и связанными с ними личными неимущественными отношениями). В силу этого на предпринимательскую деятельность распространяются общие принципы гражданского права:
свободы договора, неприкосновенности собственности, недопустимости вмешательства в частные дела и т.д.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в РФ на основе положений ст. 8 Конституции РФ[2], которые говорят о едином экономическом пространстве, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, множественности и равной защите форм собственности, включая частную, а также ст. 34, закрепляющей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Наряду с ГК РФ нормы, непосредственно касающиеся предпринимательской деятельности, содержатся в большом количестве законов и иных нормативных актов. Поскольку регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными правовыми методами, эти акты относятся не только к гражданскому, но и к административному, финансовому, аграрному и экологическому законодательству. В совокупности все нормы, касающиеся предпринимательской деятельности, получили название предпринимательского права.
Среди важнейших ФЗ, регулирующих предпринимательскую деятельность, следует назвать Законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»[3], «О банках и банковской деятельности»[4], «О защите конкуренции»[5], «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»[6],»О несостоятельности (банкротстве)»[7] и др. Отдельные блоки законодательства составляют нормы об ответственности за правонарушения в сфере П.д., нормы о налогообложении предпринимателей.
Одним из важнейших институтов, элементов гражданского общества является предпринимательство. Данный институт весьма специфичен и хотя мы далеки от того, чтобы говорить о нем как о самом главном и решающем факторе в формировании гражданского общества в России, тем не менее его роль и значение в данном процессе трудно переоценить. В самом деле, предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Предпринимательство наряду с этим играет определенную роль в преобразовании социально-стратификационной структуры общества, способствуя формированию и укреплению среднего класса. Объективно предпринимательство вовлечено в процесс реализации социальной политики и национальных проектов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения. Другими словами, налицо специфическая социокультурная составляющая нового общества. Здесь можно говорить и о предпринимательской культуре и предпринимательской идеологии.
Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Предпринимательство оказывает свое воздействие на социально-стратификационную структуру современного российского общества. Все эти факторы способствуют формированию чисто российского типа предпринимателя[8].
В современных российских условиях функционирование предпринимательства зависит от того, какое место в ценностной системе общества займут элементы новой экономической культуры, мотивы предпринимательской деятельности. Здесь возникает ментальная проблема перехода на новый уровень общественных смыслов и ценностей. В синтетическом, качественно новом, но сохраняющем позитивное значение старого, ценностном пласте культуры и следует искать духовные ориентации и нравственные ценности нового российского предпринимательства. Особую значимость приобретает социально ориентированный курс модернизации экономических оснований при наличии общей идеи, включающей ролевые функции предпринимательства в изменившихся социально-политических условиях.
Сложившаяся на сегодня в России макроэкономическая, институциональная и политическая среда такова, что позволяет использовать в основном только немногочисленные из имеющихся видов ресурсов. Другая особенность - это то, что специфические проблемы, характерные именно для бизнеса в России, связанные с неразвитостью или полным отсутствием условий для предпринимательства как такового. В этих условиях проблема разработки политики развития предпринимательства на государственном уровне должна состоять не только - и даже не столько - в изучении проблем и потребностей предпринимателей, а скорее в изучении имеющихся общеэкономических и политических возможностей.
Предпринимательство вносит свой вклад в развитие экономических отношений в обществе. По различным оценкам предприниматели в нашем обществе составляют не менее 10% работающего населения, их вклад весом в различных отраслях экономики современной России. Особенно он ощутим в торговле, общественном питании, в сфере бытового обслуживания, а также в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи и т.д. Предпринимательство создает предпосылки для оздоровления экономики, способствует созданию новых рабочих мест, развитию потребительского сектора, повышению конкуренции, обогащению рынка товарами и услугами, помогает решать ряд социальных проблем. Вместе с тем, оно оказывает серьезно влияние на формирование новой экономической культуры и нового экономического поведения населения[9].