Курсовая работа|Таможенное дело

Преобразование таможенных органов РФ в контексте современной административной реформы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2012 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

  • 1. Правовые основы становления и развития административной и организационной деятельности таможенных органов России (краткий ретроспективный анализ и современное состояние)
  • 2. Таможенные органы Российской Федерации и основные принципы их организации и деятельности
  • 3. Административно-правовое положение таможенных органов Российской Федерации

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

  • 1. Цели, задачи и функции таможенных органов Российской Федерации
  • 2. Проблемные аспекты деятельности таможенных органов Российской Федерации
  • 3. Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Переход экономики страны к рыночным отношениям положил начало двум взаимосвязанным процессам: возрождению таможенной политики как органичной составной части внутренней и внешней политики государства, выраженной в выработке единой системы согласованных экономических, политических и организационных мер по развитию внешнеэкономических связей страны; и созданию таможенных органов Российской Федерации как института регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватного по своим функциям новым социально-экономическим условиям.

Новые реалии существования России как самостоятельного государства, активного участника международных торговых отношений, сохранение курса на «открытость» российской экономики и ее интеграция в систему мирохозяйственных связей, либерализация всех форм внешнеэкономической деятельности, потребовали создания разветвленной, многоуровневой системы таможенных органов, способной одновременно разрабатывать стратегию развития таможенного дела и непосредственно воплощать в жизнь механизмы таможенно-правового регулирования внешнеэкономических связей, защищать экономические интересы и безопасность страны, способной обеспечить наиболее эффективное взаимодействие таможенных органов различного уровня и функциональной направленности, имеющей выработанные механизмы адаптации к изменяющимся внешним условиям.

Существующая в настоящее время система таможенных органов не в состоянии в полной мере создать условия максимального содействия внешнеэкономической деятельности, обеспечить защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства.

Таможенные органы вынуждены осуществлять таможенное дело в условиях дублирования организационных функций в управляющих звеньях, вменения несвойственных функций исполнительным звеньям.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления как «региональное правотворчество».

В настоящее время продолжается поиск наиболее совершенной модели административно-правого статуса таможенных органов, эффективных и рациональных форм и методов их деятельности, позволяющих обеспечить поступательное экономическое развитие России в условиях усиливающейся интеграции национальной экономики в региональный и мировой хозяйственные комплексы, активного движения финансовых ресурсов. Сложность решения поставленной задачи обусловлена особым местом таможенных органов в системе органов исполнительной власти Российской Федерации, стоящими перед ними задачами и разнообразием функций, ими выполняемыми.

Решение этой задачи возможно лишь на основе глубокого а                                                                                                                                                                                                                                                                                                                нализа действующего законодательства, осмысления подходов выработанных правовыми доктринами и ведущими правоведами, изучения правоприменительной практики таможенных органов.

В настоящее время все сильнее появляется дисбаланс существующей правовой основы деятельности таможенных органов и новых задач экономического развития Российского государства. Поиск рациональной модели системы органов исполнительной власти в сфере таможенного дела, оптимизация их функций, форм и методов управления, представляют в этой ситуации важное направление научного анализа административно-правовых аспектов управления в таможенной области.

Вышеуказанные обстоятельства обуславливают особую актуальность поиска, предпринятого в настоящей работе, новых подходов совершенствования правовых и теоретических основ административно-правового статуса таможенных органов России и их системы в целом.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования таможенных органов Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие формирование, полномочия и деятельность таможенных органов Российской Федерации, а также основные тенденции развития административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.

Целью исследования является комплексный, на основе норм и принципов административного права, анализ института таможенных органов в Российской Федерации в условиях глобализации внешней торговли и структурной перестройки экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни российского общества; исследование основных концепций организации и функционирования таможенных органов в России, их правовой статус, полномочий, системы, а также выявление возможностей для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучить правовые основы становления и развития административной и организационной деятельности таможенных органов России; 2) рассмотреть таможенные органы Российской Федерации и основные принципы их организации и деятельности; 3) охарактеризовать административно-правовое положение таможенных органов Российской Федерации; 4) изучить цели, задачи и функции таможенных органов Российской Федерации; 5) проанализировать проблемные аспекты деятельности таможенных органов Российской Федерации и сформулировать основные направления их совершенствования.

Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания.

 

 ГЛАВА I. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Правовые основы становления и развития административной и организационной деятельности таможенных органов России (краткий ретроспективный анализ и современное состояние)

Первая книга по истории таможенной политики Российского государства вышла в Санкт-Петербурге в 1886 году (Лодыженский К. История русского таможенного тарифа). В ней проводилось систематическое исследование таможенной политики России, начиная со сборов, взимаемых с товаров, в Древней Руси. На сегодняшний день исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных трудах таких авторов, как Д.И.Менделеев, Е.Осокин, Н.Н.Шапошников, А.И.Потяев, Л.Н.Марков, Ю.Г.Кисловский, А.Н.Козырин.

Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет. Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства. В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси [4, С.12].

Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.  Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела. Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров.

Оплотом развития предпринимательства на Руси были города, вокруг которых появлялись торговые и промышленные поселения. «Русские купцы в ноябре отправлялись вглубь страны, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год».

В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств. Однако подобные меры нельзя рассматривать как последовательную таможенную политику Древнерусского государства. Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке.Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано.  В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

Таможенная служба в России в конце XVI века – начале XVII века была «верной» или «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на «веру», в связи с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного».

Начало совершенствования организации таможенного дела относится к концу первой четверти XVIII века, когда в 1718 году была образована Коммерц-коллегия, которой была подчинена служба таможенных бурмистров. С 1720 года таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами. Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя.

А вторая половина XVIII века ознаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики. На протяжении XIX века торгово-промышленная политика ведущих промышленных стран мира колебалась то в сторону усиления, то в сторону ослабления протекционизма. Россия в этом отношении не представляла исключения, причем на ее таможенно-протекционистской политике в первой четверти XIX века особенно сильно сказывалось влияние международных конфликтов, не раз переходивших в открытые военные столкновения.

События первой мировой войны и 1917 года практически разрушили таможенную систему России [7, С.8].

В 20-х годах ХХ века были принятые первые Таможенный тариф (1924) и Таможенный кодекс (1928), закрепившие основы таможенного дела и статуса таможенных органов на несколько десятилетий. Однако уже в 30-х годах наметилась тенденция к снижению роли таможенного дела. В 1932-1934 годах был детально регламентирован ускоренный пропуск через границу грузов обобществленного сектора и порядок централизованного осуществления расчетов по таможенным пошлинам. Были ликвидированы таможенные склады для временного хранения экспортных и импортных грузов и сокращено число таможенных служащих.  Сложившаяся к концу 30-х годов структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 80-х годов. В период 30-60-х годов XX века СССР практически был изолирован от внешнего мира, что, естественно, сказывалось на торговых и таможенных отношениях. Только в 60-х годах началось реформирование таможенной системы. В 1961 году был принят новый Таможенный тариф, а в 1964 – новый Таможенный кодекс. Следующее реформирование начало осуществляться в 80-х годах ХХ века, и фактически закончилось только в начале нового века, уже в России.

Проведенный исторический анализ позволил выделить следующие особенности развития таможенных органов в России:

  • таможенные органы возникли как органы, обеспечивающие пополнение государственных доходов, и только лишь в конце XVIII в., с учреждением таможенной пограничной стражи, таможенные органы приобрели правоохранительную функцию;
  • становление единой системы таможенных органов в России связано с учреждением министерств в 1802 г. Управление таможенным делом во всей стране было сосредоточено в Министерстве финансов (первоначально через Департамент внешней торговли, затем - Департамент таможенных сборов). Окончательно система таможенных органов в дореволюционной России сложилась к концу XIX в. В нее входили Департамент таможенных сборов Министерства финансов, таможенные округа, таможни, таможенные заставы и посты, таможенные пункты. Они находились в подчинении гражданского ведомства, органа исполнительной власти -Министерства финансов и выполняли не карательную, а фискальную функцию. Сложившаяся система таможенных органов сохранилась до 1917 г.
  • в советский период (почти на всем его протяжении) за таможенными органами признавали незначительную роль в механизме государства. Они входили в состав гражданских ведомств - Наркомата финансов, Наркомата промышленности и торговли, Наркомата, затем Министерства внешней торговли. Таможенные органы преимущественно осуществляли фискальную функцию. Главной задачей в деятельности таможен в этот период являлся контроль за соблюдением принципа государственной монополии внешней торговли. Правоохранительный аспект деятельности таможенных органов заключался лишь в борьбе с административно-наказуемой контрабандой и административно-правовыми нарушениями таможенных правил.

Анализ работы таможенных органов показал, что их эффективная деятельность зависит от совершенной правовой базы, применяемой ими в своей работе, единообразного применения и толкования нормативных положений, целенаправленной организации их деятельности.

Таким образом, таможенные органы России имеют длительную многовековую историю, свои сложившиеся традиции. Однако лишь одновременно с возникновением качественно нового государства - современной Российской Федерации - они и по закону и по существу трансформировались в правоохранительные органы, вся деятельность которых, в первую очередь, направлена на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Совместно с другими правоохранительными органами таможенные органы осуществляют правоохранительную деятельность, значение которой в условиях построения

  1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (ред. от 16.04.2010)  //Собрание законодательства РФ, 12.2010, N 50, ст. 6615
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011)// "Российская газета", N 269, 29.11.2010.
  3. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 20.06.2011) "О Федеральной таможенной службе"// Российская газета", N 167, 02.08.2006.
  4. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 N 7 (ред. от 19.03.2010) "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне"// "Российская газета", N 72, 08.04.2005.
  5. Агабалаев А.И. Организационно-правовые основы деятельности таможенных органов Российской Федерации. М., 2009.
  6. Бондаренко Н. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД: учебное пособие. М., 2009.
  7. Булатов А.К. Таможенные органы Российской Федерации: административно-правовой статус. М., 2007. С.39.
  8. Волков Р.С. Мировой опыт таможенного регулирования // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 1. - С.17-22.
  9. Горчак М.О. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности в условиях присоединения России к ВТО. М., 2009.
  10. Граве А.В. Таможенное право. М., 2011.
  11. Давыдович И.В. Обеспечение законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. М., 2008.
  12. Иванов М.К. Совершенствование деятельности таможенной службы России на современном этапе :социологический анализ. М., 2009.
  13. Зябкин В.М. Таможенные органы в механизме Российского государства: теоретико-правовой аспект. М., 2009.
  14. Князева О.А. Административно-правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации. Люберцы, 2009.
  15. Самойлов А.В. Административно-правовой статус и совершенствование деятельности таможенной службы в условиях административной реформы. М., 2008.
  16. Сванидзе Г.К. Административно-правовой статус служащих таможенных органов. М., 2010.
  17. Сорокина М. Таможенные органы Российской Федерации (понятия и признаки) // Власть. - 2009. - N 5. - С.65-67.
  18. Трунина Е.В. Таможенная проверка - новая форма таможенного контроля // Рос. юстиция. - 2011. - N 1. - С.68-72.
  19. Управление таможенным делом / Под общей редакцией д-ра физ.-мат. наук, профессора В. В. Макрусева, д-ра полит. наук, профессора В. А. Черных. М., 2011
  20. Федасова Ю.В. Административно-правовая организация таможенной службы Российской Федерации. М., 2008.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское