Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что эффективность любых экономических преобразований в значительной мере зависит от надежности и стабильности финансово-кредитной системы.
Особенностью развития рыночных отношений в рассматриваемой сфере экономики России – быстрый рост сети коммерческих банков, фондовых и валютных бирж, инвестиционных, негосударственных пенсионных фондов, становление новых видов финансовых институтов, ускоренная перестройка платежной системы – происходили без достаточной правовой, организационной подготовки и не были подкреплены материально-техническими ресурсами. Новшества вводились поспешно при отсутствии правового регулирования. Многие необходимые для нормального цивилизованного функционирования финансово-кредитной системы законы, нормативные документы принимались с большим опозданием, либо наоборот, слишком быстро.
Для выявления преступления в финансово-кредитной системе (далее – ФЭС) правоохранительные органы часто используют бухгалтерскую информацию и взаимосвязи с контролирующими органами. При этом необходимо учитывать множество особенностей бухгалтерского дела. Данным фактором обусловлена актуальность выбранной темы для написаний курсовой работы.
Объектом исследования выступают экономические преступления. Предметом исследования процесс использования бухгалтерских документов при выявлении преступления. Основной целью курсовой работы является изучение проблем возникающих при использовании бухгалтерских документов при выявлении преступлений в ФЭС.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить виды экономических преступлений;
- рассмотреть меры, направленные на предотвращение экономических и налоговых преступлений;
- представить организацию взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов;
- исследовать порядок проведения и назначение экспертизы;
- проанализировать регламент работы бухгалтеров-экспертов;
- рассмотреть действия кредитных учреждений, направленные на противодействие отмыванию денежных средств.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе курсовой работы представлены основные теоретические аспекты преступлений в финансово-экономической сфере, при этом автором подробно изучены такие вопросы как понятие экономических преступлений, взаимодействие правоохранительных органов и контролирующих органов при расследовании преступлений.
Во второй главе представлены основные практические аспекты применения бухгалтерских документов при расследовании преступления в сфере экономики и налогов, при этом раскрыта следующая информация:
- использование результатов проверок ЦБР при выявлении и доказывании преступлений
- деятельность экспертных учреждений в раскрытии преступлений, совершающихся в ФКС
- использовании экономической информации при раскрытии преступлений обналичивающих организаций и совершаемых в отношении (с участием) кредитных организаций.
В заключении сделаны основные выводы по итогам проделанного исследования.
Информационной базой для написания курсовой работы является нормативно-правовые документы (кодексы, законы), учебники, периодическая литература.
- Теоретические аспекты преступления в финансово-экономической сфере
1.1 Меры направленные на предотвращение экономических и налоговых преступлений
Научно-практические работники выделяют ведомственный подход к определению экономической преступности, который объединяет три группы деяний экономической направленности:
I группа – «безусловно экономические»: преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 Уголовного кодекса (далее – УК РФ) [3]), преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ, кроме ст. ст. 288, 293 УК РФ [3]), а также провокация взятки или коммерческого подкупа, нарушение авторских и смежных прав, нарушение изобретательских прав.
II группа – «условно экономические»: преступления против собственности (гл. 21 УК РФ), преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28 УК РФ), преступления, квалифицируемые по ст. ст. 226, 293 УК РФ, а также и ряд других при условии, что они были совершены:
а) должностными, материально ответственными лицами, выполняющими на предприятиях, в учреждениях и организациях распорядительные или административно-хозяйственные обязанности; лицами, не наделенными указанными полномочиями, но имеющими доступ к предмету посягательства; лицами, выполняющими обязанности по охране имущества или объекта;
б) в процессе осуществления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в отношении: предприятий, учреждений, организаций и иных структур, не являющихся юридическим лицом, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы, и объединений граждан или юридических лиц, не являющихся юридическим лицом; физических лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность и официально зарегистрированных в качестве предпринимателей.
III группа – «попутно экономические»: преступные деяния, имеющие экономическую направленность только в случае их выявления при раскрытии экономических преступлений: подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта, неисполнение приговора суда, похищение или повреждение документов
Деятельность подразделений органов внутренних дел по профилактике экономических и налоговых преступлений в сфере экономики во многом осложняется многочисленностью ее объектов. В связи с чем возникает проблема, связанная с выбором из общего количества тех из них, которые наиболее нуждаются в оперативном обслуживании. Речь идет о ранжировании объектов и выделении из них наиболее важных, крупных налогоплательщиков (плательщиков сборов) и тех, которые в масштабах региона считаются градо- и бюджетообразующими предприятиями. Для проведения такой работы необходим тщательный предварительный анализ.
Так, основные меры по профилактике экономических и налоговых преступлений подразделениями БЭП осуществляются в приоритетных сферах (отраслях) экономики [14, с. 120]:
1) в кредитно-финансовой сфере;
2) в сфере топливно-энергетического комплекса;
3) в лесопромышленном и агропромышленном комплексе;
4) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
5) в социально-бюджетной сфере;
6) в сфере добычи и оборота водных биоресурсов;
7) в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) во внешнеэкономической сфере.
Комплексный анализ состояния оперативной обстановки на этих объектах позволяет определить:
- зависимость предпринимательской, торговой, финансовой и иной деятельности от государственных структур, включая органы местного самоуправления;
- наличие на объектах экономики и предпринимательской деятельности возможностей противоправного обогащения;
- благоприятные условия для нелегального бизнеса, приносящего большие доходы;
- объекты, находящиеся под криминальным влиянием организованных преступных сообществ и отдельных лиц, в том числе должностных [15, с. 72].
Необходимо иметь в виду, что осуществление подразделениями БЭП и НП профилактики рассматриваемых видов преступлений на конкретных объектах предусматривает не только выявление и устранение криминогенных факторов, но и выявление лиц, склонных к совершению экономических и налоговых преступлений, для оказания в их отношении профилактического воздействия. В этом случае рассматриваемая разновидность профилактики действительно носит комплексный характер, включая в себя оба направления.
В рамках этой профилактической деятельности решаются следующие основные вопросы:
- какие мероприятия, в какой последовательности и с использованием каких возможностей (негласные сотрудники, подразделения оперативно-розыскной информации, оперативно-поисковые подразделения и др.) следует осуществить в целях выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности, для их нейтрализации;
- как, кем и когда должен быть осуществлен контроль за принятием мер реагирования со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, органов власти и управления;
- как обеспечить недопущение совершения преступлений лицами, состоящими на профилактическом учете и продолжающими занимать руководящие и материально ответственные должности на обслуживаемых объектах, каковы дополнительные источники, из которых могут быть получены данные об их образе жизни и поведении;
- когда, кому, какие и в отношении кого из лиц, проходящих по ДОУ, целесообразно провести дополнительные оперативно-розыскные, оперативно-профилактические, оперативно-аналитические и информационно-поисковые мероприятия.
Как уже было отмечено, одной из целей профилактической деятельности является пополнение бюджетов всех уровней. Сокращение объемов поступлений в доходную часть бюджетов зависит и от ненадлежащей организации деятельности подразделений БЭП и НП. Нередко отдельные налогоплательщики, в том числе и крупные, вступают в коррупционные отношения с сотрудниками налоговых и таможенных органов, которые, применяя неправомерные льготы к таким налогоплательщикам, содействуют уводу в теневой оборот части налогов и сборов.
В сфере налогового администрирования основная работа подразделений ЭБиПК должна быть сконцентрирована на своевременном выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности, связанных с занижением налоговых претензий, незаконным возмещением налога на добавленную стоимость (НДС), разблокировкой расчетных счетов предприятий, организаций, предпринимателей. Непременным условием противодействия коррупции в сфере реализации законодательства о налогах и сборах является устранение правового нигилизма населения и создание для граждан различных механизмов доведения информации до органов внутренних дел и их специализированных подразделений.
Освещение в средствах массовой информации фактов задержания коррумпированных чиновников производит достаточно высокий профилактический эффект и положительно влияет на имидж органов внутренних дел. В этих целях необходимо регулярно проводить брифинги, круглые столы и другие общественные мероприятия с участием предпринимателей, представителей средств массовой информации и иных заинтересованных лиц.
Одним из основных направлений деятельности подразделений БЭП и НП по профилактике экономических и налоговых преступлений является индивидуальная профилактика, которая предполагает выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказание на них воздействия в целях недопущения преступлений.
Лица, в отношении которых необходимо индивидуальное профилактическое воздействие с постановкой их на учет, выявляются, как правило, из числа следующих субъектов:
- высказывающих намерения либо желания или уже осуществляющих подготовительные действия к занятию криминальным бизнесом;