Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы, связанные с обеспечением социальной (общественной) безопасности , имеют очень важное значение как для общества, государства, так и для каждого человека. В современный период происходит ряд деструктивных процессов в отношениях между различными группами людей, сформированными по религиозному, территориальному, национальному и иным признакам. Этот путь признан современными исследователями ведущим к гуманитарной катастрофе.
Кроме того, в последние годы в нашей стране большую обеспокоенность общества вызывает высокий уровень преступности, и, как свидетельствуют статистические данные о состоянии преступности в России, криминальная ситуация продолжает оставаться сложной.
Политика государства по поддержанию общественной безопасности в значительной степени перестала быть эффективной. С другой стороны, дестабилизация правовых отношений создала угрозу процессам экономического, социально-политического и духовно-нравственного развития страны. Кроме того, произошел значительный рост опасных форм преступности (в особенности терроризма). Проблемы обеспечения безопасности в России затрагиваются лишь в последние годы, и разработка подходов к их решению зачастую носит разрозненный характер.
Очевидно, что проблемы обеспечения общественной безопасности можно решать лишь на основе системного анализа с учетом полного спектра криминогенных опасностей, угрожающих личности, обществу и государству. При формулировании перспектив и целей развития социальных отношений необходимо учитывать роль стабильности для развития социальных отношений современного общества.
Таким образом, обеспечение безопасности общественных отношений имеет важное значение и является обязательным условием не только нормального существования каждого в отдельности индивида, но и общей социальной стабильности в стране и поэтому входит в число важнейших функций государства.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с преступлениями против общественной безопасности.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, иные источники, материалы судебной практики, регламентирующие преступления против общественной безопасности.
Цель работы – выполнить комплексный анализ преступлений против общественной безопасности.
В соответствие с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие преступлений против общественной безопасности;
2) рассмотреть виды преступлений против общественной безопасности;
3) дать уголовно-правовую характеристику объективных признаков составов преступлений против общественной безопасности;
4) рассмотреть уголовно-правовую характеристику субъективных признаков составов преступлений против общественной безопасности;
5) проанализировать особенности квалификации составов преступлений против общественной безопасности.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, а также такие частные методы, как уголовно-статистический, историко-сравнительный, сравнительно-правовой, формально-логический, метод толкования закона.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
§ 1. Понятие преступлений против общественной безопасности
В юридической литературе последних лет все чаще исследуются вопросы обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, поскольку общественная безопасность сегодня приобрела статус глобальной проблемы, актуальной для всего мирового сообщества.
Незаконная международная торговля наркотическими и другими психотропными веществами, ослабление контроля над распространением ядерного, химического, биологического и иного оружия массового поражения, политический, национальный экстремизм, расширяющиеся акции информационной «войны», дезориентирующие мировую общественность, стремительный рост количества террористических актов, случаев захвата заложников - все это приводит к этническим конфликтам, распаду межгосударственных связей, становится фактором, дестабилизирующим процессы демократического развития нашего государства[1].
Данные факторы, естественно, негативно влияют на состояние обеспечения общественной безопасности Российской Федерации.
Проблемы обеспечения общественной безопасности России органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами становления гражданского общества, демократии, что требует их осмысления в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Одним из основных условий нормального развития человека и общества является безопасность всех и каждого, т. е. защищенность определенного состояния общественных отношений, обеспечивающая прогрессивное развитие общества в конкретно-исторических условиях от опасностей, источником которых являются противоречия внешнего и внутреннего происхождения.
В соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности[2].
Преступления против общественной безопасности — это предусмотренные ст. 205—227 гл. 24 УК противоправные умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на условия защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, на сложившиеся правила общежития и причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда жизни, здоровью человека, его собственности. Система преступлений против общественной безопасности включает: преступления, связанные с нарушением условий защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства (ст. 205-211, 215'-2153, 227 УК); преступления, связанные с нарушением общественного порядка (ст. 212-214 УК); преступления, связанные с нарушением правил безопасности при ведении работ, а также обращения взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий, ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 215, 216-221 УК); преступления, связанные с незаконным оборотом и использованием оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222—226 УК)[3].
Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве системы общественной безопасности, сложившихся правил общежития.
Общественная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства[4].
Расширение сферы применения информационных технологий породило новую совокупность угроз общественной безопасности России, а именно угроз ее информационно-правовому обеспечению.
Совершенствование системы обеспечения общественной безопасности имеет целью формирование системы защиты жизненно важных интересов личности и общества, создание условий для эффективного ее функционирования. Организационная структура системы обеспечения общественной безопасности, как органическая часть единой государственной системы национальной безопасности Российской Федерации, представляет собой основанную на разделении компетенции и функций и объединенную с помощью коммуникационных связей совокупность субъектов управления. Она отражает механизм их взаимодействия, оптимальность построения и функционирования и обеспечивает завершенность того или иного управленческого цикла. Сложный характер обеспечения общественной безопасности предполагает не только соответствующую организационную структуру, но и адекватную ей систему субъектов управления, наделенных необходимыми административными, информационно-правовыми и др. полномочиями. Реализация, в частности, информационно-правовых полномочий субъектами управления и образует, по существу, информационное обеспечение организации деятельности органов местного самоуправления (муниципалитетов) по обеспечению общественной безопасности.
Органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти, занимают особое место в системе обеспечения общественной безопасности и наделены определенными полномочиями в исследуемой нами сфере. Органы местного самоуправления являются основным звеном системы обеспечения общественной безопасности на местах и по своему правовому статусу призваны обеспечивать защищенность и создавать необходимые условия жизнедеятельности граждан в пределах своих муниципальных образований.
Понятие «безопасность», имея историко-философские корни, видоизменялось в своем содержании, однако не теряло своей сущности, которую можно отождествить с основной (типической, устойчивой) его характеристикой - обеспечением безопасности жизнедеятельности человека и общества от различного рода опасностей или угроз[5].
Составной частью родового понятия безопасности является понятие «общественная безопасность», употребляемое в юридической литературе и в официальных документах сравнительно недавно для характеристики состояния, при котором защищены различные жизненно важные интересы страны, до минимума снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз и обеспечиваются возможности для прогрессивного развития личности и общества.