Введение
Глава 1 Методологические основы изучения проблемы развития пенсионного права в Российской Федерации
1.1 Сущность, содержание и основные этапы реформирования пенсионной системы
1.2 Основные цели, задачи, принципы новой пенсионной реформы
Глава 2 Проблемы и пути совершенствования пенсионного права в Российской Федерации
2.1 Проблемы реализации пенсионного права в Российской Федерации
2.2 Пути совершенствования пенсионного права в России
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых ресурсах и рациональном использовании имеющихся средств. Наиболее важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.
На сегодняшний день основополагающей задачей, стоящей перед Правительством РФ, в условиях хронического дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и текущего дефицита федерального бюджета, является успешная реализация новой программы «Стратегия развития пенсионной системы РФ». Именно от того, насколько успешно и результативно будут проводиться мероприятия, намеченные в рамках данной стратегии, мы сможем говорить о решении комплекса макроэкономических проблем. Основная цель, поставленная в рамках реализации данной программы – увеличение уровня пенсионного обеспечения граждан за счет создания трехуровневой модели пенсионной системы. Это даст возможность последовательно сократить бюджетно-финансовую зависимость пенсионной системы от государственного бюджета и обеспечит взаимосвязь формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения на долгосрочную перспективу. В этой связи изучение особенностей развития пенсионного права в настоящее время является актуальным.
Цель исследования – изучить особенности развития пенсионного права в Российской Федерации.
Задачи:
- Раскрыть методологические основы изучения проблемы развития пенсионного права в Российской Федерации.
- Проанализировать основные проблемы в развитии пенсионного права в Российской Федерации.
- Выявить пути совершенствования пенсионного права в Российской Федерации.
Объект исследования – пенсионное право.
Предмет исследования – развитие пенсионного права в Российской Федерации.
Методы исследования: анализ теоретических источников, синтез и обобщение, исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, эмпирический и диалектический методы.
Методологическая основа исследования. В исследовании использованы научные труды и публикации Т.Н. Беликовой, Л.П. Иноземцевой, Н.М. Каспарьянц, Л.Н. Минаевой, И.В. Сиваковой, А.В. Стремоухова и других. В научных трудах Т.Н. Беликовой, Л.П. Иноземцевой, Н.М. Каспарьянц, Л.Н. Минаевой и др. дана правовая оценка реформированию системы пенсионного обеспечения в России. А.Р. Фатхудинов, С.А. Чирков и др. раскрыли роль Пенсионного фонда РФ в осуществлении пенсионного обеспечения граждан. И.В. Сиваковой, А.В. Стремоуховым, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлевой и др. проанализированы проблемы развития пенсионного права в России. Н.А. Лиман, Ю.В. Терентьевой и др. определены основные пути совершенствования пенсионного права в Российской Федерации.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1 Методологические основы изучения проблемы развития пенсионного права в Российской Федерации
1.1 Сущность, содержание и основные этапы реформирования пенсионной системы
Разработка эффективной модели пенсионной системы является приоритетной задачей государства стремящегося выполнять свои обязательства перед населением. Кроме того, деятельность пенсионной системы и перспективы ее развития затрагивают социальную, экономическую и политическую сферы жизни общества. На протяжении последнего десятилетия пенсионная система России претерпевала серьезные изменения, что было обусловлено макроэкономическими вызовами и тенденциями демографического развития.
Реформа пенсионной системы Российской Федерации, стартовавшая 1 января 2002 г., применительно к развитию ее законодательной базы, прошла два этапа. Р.О. Юрчик отмечает, что в ходе первого этапа (2002 – 2009 гг.): сформированы основные институты современной российской пенсионной системы и осуществлен полный переход на индивидуальный (персонифицированный) учет пенсионных прав граждан, охватывающий всех работающих граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и всех получателей трудовых пенсий (в настоящее время эта учетная система включает свыше 100 млн. лицевых счетов); восстановлены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не существовали на протяжении всего 2001г. [29, с. 85].
При этом, отмечает С.А. Чирков, на первом этапе пенсионной реформы страховые взносы были восстановлены не в полноценном, самостоятельном виде, а в качестве вычета из единого социального налога; в систему обязательного пенсионного страхования, функционирующую по солидарному принципу, когда выплата трудовых пенсий их сегодняшним получателям обеспечивается за счет страховых взносов, уплачиваемых в настоящий момент за работающих граждан, была дополнена накопительным компонентом (после завершения переходного периода из 28 процентных пунктов страхового тарифа, уплачиваемых работодателем за каждого своего работника, два процентных пункта тарифа в отношении мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения и шесть процентных пунктов тарифа в отношении работников 1967 года рождения и моложе не направлялись на обеспечение выплаты пенсий, а капитализировались в целях их последующего размещения на финансовом рынке и формирования пенсионных накоплений застрахованных 23 лиц) [25, с. 59].
С 1 января 2005 г. в связи с принятием решения о существенном снижении величины единого социального налога (с 35,6 до 26%, в том числе в Пенсионный фонд РФ с 28 до 20%) работники, родившиеся до 1967 г., были освобождены от обязательного участия в накопительном компоненте пенсионной системы; государственные пенсии разделены на два типа: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Трудовая пенсия по старости могла с учетом участия работника в накопительном компоненте пенсионной системы состоять из трех самостоятельно рассчитываемых частей [2]:
а) базовой – устанавливаемой в твердой сумме, дифференцируемой в зависимости от возраста пенсионера, наличия у него определенной группы инвалидности или степени ограничения способности к трудовой деятельности, числа нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении у пенсионера, а также проживания в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Финансировалась базовая часть трудовой пенсии за счет ассигнований, выделяемых из федерального бюджета Пенсионному фонду РФ;
б) страховой – устанавливаемой в персональной сумме для каждого пенсионера, дифференцируемой в зависимости от величины страховых взносов, уплаченных за него его работодателем в Пенсионный фонд РФ, и от ожидаемого периода выплаты пенсии. Финансировалась страховая часть трудовой пенсии за счет страховых взносов (за исключением той их части, которая направлялась для формирования пенсионных накоплений работника);
в) накопительной – также устанавливаемой в персональной сумме для каждого пенсионера, дифференцируемой в зависимости от величины той части страховых взносов, которая направлялась на формирование пенсионных накоплений, от величины инвестиционного дохода от размещения этих взносов и от ожидаемого периода выплаты пенсии.