Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав, принадлежащее гражданину от рождения и пожизненно. Каждому из нас гарантируется социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных основным законом государства - Конституцией РФ[1] (п.1, п.2, п. 3, ст. 39).
Пенсионное обеспечение военнослужащих в России имеет глубокие исторические корни. В течение столетий, с учетом военно-политической обстановки, экономических возможностей и возрастающей роли русской армии по защите Отечества, система пенсионного обеспечения постоянно совершенствовалась, изменялась законодательно и, как следствие, оказывала решающее влияние на качество службы в русской армии.
В современной России, как и в любом другом правовом государстве, социальная поддержка и обеспечение достойного уровня жизни военных пенсионеров и членов их семей является приоритетной задачей. Пенсионное обеспечение этой категории граждан осуществляется в общей системе государственного пенсионного обеспечения.
Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами России, а также иностранными гражданами, в силовых ведомствах, структурах, службах, формированиях и органах РФ, создаваемых в соответствии с федеральными законами в целях обороны и безопасности нашей страны и решения специфических задач.
К таким ведомствам, структурам, службам, формированиям и органам относятся: Вооруженные Силы РФ (ВС РФ), Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ), Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия,создана 05.04.2016 г.), Служба внешней разведки РФ (СВР РФ), Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), Федеральная таможенная служба (ФТС России), Федеральная налоговая служба России (ФНС России), Генеральная прокуратура РФ (ГП РФ), Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН, упразднена 31.5.2016 г. Передана в МВД РФ), Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), органы судебной системы РФ, а также специальные формирования, создаваемые в мирное и военное время.
Законы и нормативные акты о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривают возможность назначения пенсий, проходившим военную службу в перечисленных выше ведомствах, структурах, службах и формированиях, по контракту или по призыву в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, матросов, сержантов и старшин, включая службу в Объединенных Вооруженных Силах Союза Независимых Государств (ОВС СНГ).
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена особенностями правового регулирования социальной защиты военнослужащих и членов их семей, их правового статуса, периодически возникающими проблемами при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения, предоставления государственных гарантий, компенсаций, льгот и социальной поддержки.
Практическое значение для автора работы состоит в том, что в процессе исследования будут расширены и закреплены теоретические знания по дисциплине «Право социального обеспечения», полученные в ходе обучения в колледже. В дальнейшем эти знания станут основой для более глубокого изучения и их профессионального применения на практике.
Объектом исследования работы является система пенсионного обеспечение военнослужащих и членов их семей в нашей стране.
Предмет исследования – общая правовая база и порядок назначения пенсий военнослужащим и членам их семей, виды пенсий, особенности их назначения и выплаты.
Цель и задачи работы - рассмотреть федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, образующие систему пенсионного обеспечения, виды пенсий, порядок их назначения и выплаты военнослужащим и членам их семей.
В качестве метода исследования в работе за основу был взят системно-структурный метод исследования нормативной базы, а также трудов ученых в области "Право социального обеспечения".
Теоретическую основу курсовой работы составили труды ученых в области «Право социального обеспечения», таких как: Тютюнов Н. В., Ефремов А. В., Чупрова Е. В., Белянинова Ю. В., Корякин В. М., Скулакова О. В., Тресков В. И. и др.
Нормативно-правовая база работы включает: Конституцию Российской Федерации, законодательство о социальном обеспечении военнослужащих, постановления, относящиеся к рассматриваемой проблематике.
Структурно работа состоит из: введения, двух глав (Глава 1 - два параграфа, Глава 2 - 3 параграфа), материалы судебной практики (Приложения №1 и №2) заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 ПОНЯТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
В российском законодательстве закреплен принцип системности федеральной государственной службы, куда относится и военная служба. Тем не менее, существуют отличия в выплате денежного содержания и в порядках назначения, исчисления, а также размерах пенсий гражданским и военным служащим.
Неотъемлемой частью общей системы социального обеспечения граждан Росси является социальное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. Необходимость рассмотрения социального обеспечения этой категории граждан обусловлена тем, что перечисленные выше ведомства, структуры, службы и формирования представляют собой социальную сферу с рядом характерных ей черт и особенностей.
Правовой статус военнослужащих в нашем обществе определяется возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья военнослужащих, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различных факторов. В этой связи военнослужащим предоставляются предусмотренные законом социальные гарантии и компенсации.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» 2 (п.1, п. 2, ст.1, в ред. от 03.04.2017) граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, который включает совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также
Для военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, в условиях чрезвычайного положения или в районах вооруженных конфликтов, статус военнослужащих регулируются законами и иными нормативными правовыми актами, учитывающими специфику службы в указанных условиях, зачастую связанных с опасностью для жизни военнослужащих.
На примере ВС РФ (наиболее многочисленная и сложная система) можно говорить об особой организации, структуре и других силовых ведомств и структур РФ, решающих стоящие перед ними специальные задачи.
Присущие им дисциплина, строгая централизация и соподчиненность людей, жесткая регламентация деятельности, наличие системы военного законодательства превращают эти ведомства, структуры и службы в особый государственный институт, существование и функционирование которого отличаются постоянством, устойчивостью и целостностью.
Основным видом социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы и их семей, является пенсия. Пенсионное обеспечение - форма материального обеспечения граждан со стороны государства в установленных законом случаях.
Под пенсией понимается ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет средств федерального бюджета в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим определенного возраста, либо имеющим определенную выслугу лет, инвалидам, а также семьям, потерявшим кормильца.
Законодательством четко определены условия назначения пенсии, категории граждан, имеющих на них право, размеры и надбавки. По сравнению с другими категориями граждан, пенсии и пособия военнослужащих и членов их семей отличается повышенными размерами. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, высокая значимость их воинского труда для государства.
Контроль за исполнением законности в отношении военных пенсионеров возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды, правоохранительные органы и органы военного управления. Надзор за исполнением законности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.