Введение
Глава 1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ как субъекта социального обеспечения
1.1. Этапы формирования системы пенсионного страхования в России
1.2.Пенсионный фонд Российской Федерации, его структура, задачи и функции
Глава 2. Основные направления деятельности, перспективы развития ПФР
2.1. Основные направления деятельности ПФР
2.2. Анализ деятельности ПФР за 2017-2018 год
Заключение
Список использованных источников и литературы
Пенсионный фонд Российской Федерации - важное звено государственной финансовой сферы. Он является материальной базой пенсионной системы РФ.
Пенсионный фонд РФ начал свое функционирование в 1991 г. Главной причиной его создания стала необходимость выделения важных общественных расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение их целевыми, самостоятельными источниками доходов.
Пенсионный фонд имеет огромное значение для экономики любой страны. Главная его цель - обеспечение заработанного человеком уровня жизненных благ посредством перераспределения и накопления финансовых средств. Средства Пенсионного фонда расходуются на компенсации пенсионерам, пособия для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным и другие социальные цели. На сегодняшний день в России 52 миллиона из 64 миллионов граждан, занятых в экономике, являются плательщиками пенсионных взносов.
Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ наглядно продемонстрировало полную невозможность дальнейшего его функционирования с сохранением распределительной формы пенсионного обеспечения в стране. Прогрессирующее старение населения, обострение демографической ситуации внесло существенные коррективы в вопросы дальнейшей эффективной деятельности пенсионной системы РФ в целом. Эти и другие предпосылки стали основными причинами необходимости реформирования российской пенсионной системы.
В своём развитии Пенсионный фонд Российской Федерации прошёл несколько этапов. Каждый из них предусматривал поэтапное реформирование существующей пенсионной системы.
Актуальность выбранной темы обусловлена коренными преобразованиями в российской пенсионной системе, реформированием её основополагающих механизмов, изменениями в самой структуре пенсионной системы РФ, сменой роли и ответственности субъектов правоотношений, которые неукоснительно ведут к формированию принципиально новой для страны комбинации гражданского и публичного права.
Целью курсовой работы является изучение Пенсионного фонда Российской Федерации как субъекта социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели, необходимо последовательное решение следующих задач:
- Изучить этапы становления Пенсионного фонда Российской Федерации
- Рассмотреть Пенсионный фонд Российской Федерации как субъекта социального обеспечения. ;
- Рассмотреть основные направления деятельности и перспективы развития Пенсионного фонда РФ;
Предметом курсовой работы является совокупность отношений, возникающих в реализации основных видов деятельности ПФ.
Объект исследования - Пенсионный фонд РФ
Методологической базой исследования являлись работы таких известных отечественных авторов, как Белова Н.А., Воронин Ю.В., Соловьёв А.К. и др.
Глава 1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ как субъекта социального обеспечения
1.1. Этапы формирования системы пенсионного страхования в России
За последние годы пенсионная система РФ пережила целый ряд существенных изменений и реформ, при этом процесс модернизации продолжается и сейчас.
Становление пенсионной системы в Российской Федерации происходило в условиях нестабильности, трансформирования общественных, политических, экономических отношений.
До 2002 года на территории России действовала распределительная пенсионная система. То есть пенсии выплачивались исключительно из страховых взносов, которые делали работающие граждане, все собираемые деньги шли только на текущие выплаты.
Сейчас пенсионное обеспечение в России осуществляется по распределительно-накопительной системе, которая начала функционировать с начала 2002 года. Новая схема предусматривала разделение трудовой пенсии на несколько частей – накопительную, страховую и базовую. После 2010 года пенсия стала состоять только из 2 частей – страховой и накопительной.
На страховую часть пенсии идет 16 % от фонда оплаты труда не более 568 тыс. руб. в год (текущие данные на 2013 год). Еще 6 % направляются на накопительную часть пенсии.
Этапы формирования системы пенсионного страхования в Российской Федерации условно можно классифицировать следующим образом:
1991- В этом году был создан Пенсионный фонд РФ.
1992-1994. В 1992 году вышел президентский указ «О негосударственных пенсионных фондах», который определял основные принципы работы НПФ. После этого в стране и начали появляться такие фонды. Через три года понятие «фонд» было введено в правовой оборот как некоммерческая организация.
1995- Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы. Одной из основных новых черт пенсионной системы стала персонализация получателей пенсии – Пенсионный фонд занялся фиксацией личных данных граждан для установления им пенсии. Теперь у каждого появился индивидуальный пенсионный счет, на котором отражалась информация о страховых взносах. Таким образом, можно было посмотреть, как на счете постепенно копится будущая пенсия.[1]
Тогда же появились и карточки обязательного пенсионного страхования, на которых указывался СНИЛС – номер лицевого счета гражданина. ПФР приступил к рассылке извещений (так называемых «писем счастья»), которые позволяли узнать данные своего пенсионного счета.
1998 – 2001. В 1998 году начал действовать ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который определил права НПФ. Кроме того, в этом законе был закреплен ряд понятий пенсионной системы и прописаны обязательства фонда перед участниками и вкладчиками.
В этом же году в тестовом режиме стал действовать персонифицированный учет при назначении пенсий, а в 2000-м эта практика была распространена уже на 22 региона.
В 1998 году определена программа очередной пенсионной реформы, ее законопроекты были одобрены президентом в конце 2001.
2002 - В России реализуется важная пенсионная реформа, которая существенно изменила сложившееся на тот момент положение вещей. Система переживает коренной перелом: переход от солидарной, «уравнительной» пенсии к распределительно-накопительной, индивидуализированной.
2004 - НПФ получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. Теперь каждый гражданин мог передать управление накопительной частью пенсии в НПФ, увеличив, таким образом, свой будущий доход. В это же время были ужесточены требования к самим негосударственным фондам – в частности, повышен размер имущества, служащего дл обеспечения уставной деятельности (с 2005 года до 30 млн. рублей, с 2009 – до 50 млн. рублей).
2005 - ПФР приступил к начислению дополнительных выплат ветеранам и инвалидам ВОВ, а также их вдовам. Начат федеральный регистр граждан, имеющих право получать государственную социальную помощь.
2007 - Начало действия программы по выплате материнского капитала. Получившие сертификат граждане теперь могут потратить всю сумму (или часть) на накопительную часть пенсии.