Введение
Глава 1. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
1.1. Условия возникновения права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца
1.2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца
Глава 2. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
2.1. Размер базовой части пенсии по случаю потери кормильца
2.2. Размер страховой части пенсии по случаю потери кормильца
Заключение
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы
Актуальность представленной темы исследования обусловлена потребностями современных преобразований, происходящих в российской экономики.
В процессе коренной перестройки механизма функционирования хозяйственной системы, которая повлекла за собой в начале реформ общенациональное падение производства, произошло, в первую очередь, резкое сокращение взносов в Пенсионный фонд РФ, за которым последовало их быстрое обесценение, что в свою очередь, обусловило снижение уровня пенсионного обеспечения. Необходимость жизнеобеспечения пенсионеров стала серьезной экономической проблемой для государства.
В России насчитывается порядка 40 млн пенсионеров по старости, инвалидности, потере кормильца, и их число постоянно увеличивается. Поэтому все большее общественное значение приобретают вопросы социальной защиты самых уязвимых слоев населения: оптимизация пенсионного законодательства, регламентация тарифов страховых отчислений, индексация пенсий и прочие, так как речь идет о наиболее важной сфере жизнедеятельности общества – о создании достойных условий жизни для престарелых, инвалидов и т.д.
Переход к рыночной экономике определил необходимость перехода к системе пенсионного страхования, а именно к изъятию пенсионных взносов из доходов (как правило, из заработной платы) работающего населения. В современной России пенсионное страхование модернизируется в направлении развивающихся рыночных принципов. Вся существующая система социального, в том числе и пенсионного, обеспечения в условиях современного рынка строится на заработной плате наемного работника.
Вышеизложенное обусловливает необходимость исследования закономерностей движения общественно-экономической системы защиты нетрудоспособного населения.
Степень разработанности темы. Исследованием трудовой пенсии по случаю потери кормильца в качестве вида социального обеспечения в различное время занимались такие авторы, как: Н.В. Апросичева, Г.Д. Долженкова, Т.Е. Зырянова, М.В. Лушникова, А.М. Лушников, Г.В. Сулейманова, А.П. Толмачев и пр.
Теоретической основой исследования выступили работы В.А. Ершова, К.О. Кутеповой, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, А.А. Мадатова, А.А. Новикова, А.Г. Степанова, И.А. Толмачева.
Целью представленной работы является комплексное исследование правовой природы пенсии по случаю потери кормильца.
На достижение указанной цели направлено решение следующих основных задач:
- определить условия возникновения права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца,
- рассмотреть круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца,
- исследовать размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования будут полезны для работников структурных подразделений пенсионной системы России. Положения настоящей работы представляют интерес для дальнейших исследований в сфере пенсионного обеспечения, а равно для преподавания учебной дисциплины «Право социального обеспечения».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
1.1. Условия возникновения права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца
Реализация конституционного права человека на социальное обеспечение по возрасту, в случаях инвалидности, потери кормильца и в других установленных законом случаях (ст.39 Конституции РФ) происходит в правоотношениях по выплате и доставке пенсий. В них удовлетворяются объективные потребности престарелых и нетрудоспособных членов общества в средствах существования в виде пенсий.
Объектами видовых правоотношений по выплате и доставке пенсий являются соответственно:
1) трудовые пенсии (по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
2) социальные пенсии (по инвалидности, по случаю потери кормильца, в связи с достижением установленного законом возраста).
В отличие от трудовых пенсий, все виды социальных пенсий предоставляются нетрудоспособным лицам за счет средств федерального бюджета. Это означает, что право на них не зависит от участия человека в прошлом в какой-либо профессиональной деятельности и от уплаты единого социального налога и обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Правоотношение по выплате трудовой пенсии по случаю потери кормильца - это урегулированное нормами права социального обеспечения недоговорное обязательство публично-правового характера, возникающее между Пенсионным фондом России и нетрудоспособными иждивенцами застрахованного лица, по поводу частичной компенсации им дохода, утраченного в связи с его смертью или безвестным отсутствием.
Пенсия по случаю потери кормильца представляет собой социальные выплаты членам семей умершего кормильца, направленные на компенсацию заработка или иных видов доходов, за счет которых умерший кормилец содержал нетрудоспособных членов своей семьи.
В соответствии со ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях» право на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, которые при его жизни находились у него на иждивении, а также в некоторых случаях иные члены семьи, занятые уходом за детьми, братьями или сестрами умершего кормильца.
Таким образом, законодательство устанавливает три основных условия назначения пенсии по случаю потери кормильца:
1) наличие родственных отношений – пенсия назначается только членам семьи;
2) нетрудоспособность члена семьи;
3) нахождение на иждивении у умершего.
Необходимо отметить, что потерей кормильца в соответствии с законодательством признается не только смерть кормильца, но и признание его умершим в установленном законом порядке вследствие безвестного отсутствия в течение пяти лет или более.
В соответствии со ст. 45 Гражданского кодекса РФ гражданин объявляется умершим по решению суда, если о нем нет никаких сведений в течение пяти лет или по истечении шести месяцев, если он пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью, либо при обстоятельствах, дающих основания предполагать его гибель. Если лицо объявляется умершим по решению суда, то днем его смерти считается день вынесения соответствующего судебного решения.
Основаниями для государственной регистрации факта смерти являются:
1) соответствующий документ в установленной законодательством форме, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;
2) решение суда о признании гражданина умершим, которое может быть принято судом, если гражданин безвестно отсутствует в течение пяти лет или более;
3) документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».