Курсовая работа|Право

Реализация права на судебную защиту местного самоуправления: традиции и новеллы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 31

Цена: 1 100
Купить работу

Введение

Глава 1. Реализация права на местное самоуправления посредством судебной защиты

1.1 Негативные явления, препятствующие осуществлению конституционного права на местное самоуправление

1.2 Совершенствование судебной защиты для обеспечения деятельности муниципальных образований и частные задачи исследования

Глава 2. Теоретические и методические основы

2.1 Понятийно-категориальный аппарат исследования

2.2 Нарушение прав местного самоуправления и способы их устранения в механизме судебной защиты

Заключение

Список использованных источников

Действующая Конституция Российской Федерации[1] содержит достаточное количество норм об основных правах человека и гражданина, о государственных механизмах их осуществления, соблюдения и защиты. При этом Основной Закон признает местное самоуправление самостоятельным видом публичной власти и закрепляет конституционно-правовые гарантии надлежащего осуществления деятельности органов местного самоуправления независимо и обособленно от системы органов государственной власти. Хотя в Конституции Российской Федерации и предусмотрена определенная специфика права самостоятельного решения населением муниципального образования вопросов местного значения, в гл. 8 Основного Закона не нашли отражения особенные полномочия органов местного самоуправления в контексте осуществления этого права с целью обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем права и свободы человека в первую очередь должны быть осуществлены и соблюдены органами местного самоуправления. И Конституция, и законодательство Российской Федерации признают преимущество непосредственных форм осуществления демократии на уровне местного самоуправления. Однако несовершенные федеральное, региональное и местное законодательство, сложное экономическое состояние муниципальных образований и недостаточность финансовых ресурсов в местных бюджетах способствуют тому, чтобы многие конституционные гарантии становились декларативными и переставали работать.

В Конституции РФ местное самоуправление также не только признается, но и гарантируется правом на судебную защиту (ст. 133). В то же время российская Конституция не конкретизирует, каким образом реализуется данная гарантия. Очевидно, речь должна идти не только о гарантии судебной защиты местного самоуправления как объективно-правового конституционного принципа, но и как субъективного права на осуществление местного самоуправления. Вопрос о субъекте права на осуществление местного самоуправления предшествует вопросу о том, кто вправе обращаться за защитой этого своего нарушенного права и в каких пределах данное право подлежит судебной защите. Этот вопрос в полной мере относится и к судебной защите прав местного самоуправления средствами конституционного судопроизводства. Конституция же оставляет определенный простор для ответа на все эти вопросы.

Целью настоящей работы выступает изучение реализации права на судебную защиту местного самоуправления.

Предметом настоящей работы являются общественные отношения в сфере реализации права на судебную защиту местного самоуправления.

Объектом настоящей работы является судебная защита местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1.Выявить негативные явления, препятствующие осуществлению конституционного права на местное самоуправление.

  1. Проанализировать направления совершенствование судебной защиты для обеспечения деятельности муниципальных образований и частные задачи исследования.
  2. Охарактеризовать понятийно-категориальный аппарат исследования.
  3. Изучить нарушение прав местного самоуправления и способы их устранения в механизме судебной защиты.

 

 Глава 1. Реализация права на местное самоуправления посредством судебной защиты

  • Негативные явления, препятствующие осуществлению конституционного права на местное самоуправление

 В российском конституционном праве муниципальным субъектам предоставлено лишь общее средство конституционно-судебной защиты их прав местного самоуправления на федеральном уровне - жалоба на нарушение конституционных прав или общая конституционная жалоба (ст. 125 ч. 4 Конституции РФ). Специальных конституционно-судебных средств защиты, таких, как, например, известная германскому Основному закону муниципальная конституционная жалоба, российские муниципалитеты не имеют.

Предметом конституционной жалобы в Российской Федерации является только закон: согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ именно закон подлежит проверке на конституционность. В связи с этим как недопустимые отклоняются жалобы, если они, по мнению Конституционного Суда РФ, в своей основе направлены не против положения закона, а против его применения соответствующим судом.

В то же время понятие "закон" по смыслу ч. 4 ст. 125 Конституции и п. 3 ст. 3, гл. XII Закона о КС РФ нуждается в дополнительной интерпретации и не раз являлось предметом толкования самого Конституционного Суда РФ. Это толкование было направлено на то, чтобы охватить понятием "закон" все нормативные правовые акты, которые по своей природе выполняют роль первичного правового регулятора прав и свобод, имеют непосредственную связь с Конституцией и в этом своем значении приравниваются к формальному закону. Соответственно, Конституционный Суд РФ в своих решениях последовательно развивал идею широкого понимания закона как предмета обжалования нарушения конституционных прав. Суд отнес к закону и такие постановления Правительства РФ, которые приняты на основе специального указания закона во исполнение возложенного на Правительство полномочия по вопросу, не получившему содержательной регламентации в законе, и Правительство осуществило непосредственное правовое регулирование общественных отношений; в этом случае постановление Правительства подлежит проверке в единстве с законом, содержащим соответствующее поручение. В мировой практике подобные акты исполнительной власти охватываются понятием делегированного законодательства (delegated legislation).

Согласно ст. 97 Закона о КС РФ реализация права на подачу жалобы связана с выполнением двух условий. Во-первых, конституционные права и свободы заявителя должны быть затронуты законом. В случае подачи жалобы муниципальным субъектом обжалуемый закон должен затрагивать соответственно, собственное право субъекта на осуществление местного самоуправления. Производство по конституционным жалобам в Российской Федерации функционирует, таким образом, как конкретный нормоконтроль.

Во-вторых, закон должен быть применен в отношении заявителя в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде. Предполагается ли тем самым исчерпание средств судебной защиты в его немецком понимании? Статья 97 Закона о КС РФ не дает однозначного ответа на этот вопрос. В ней буквально говорится только о завершении рассмотрения дела в суде. А это может означать завершение производства по делу как в суде первой, так и в судах последующих инстанций. В практике Конституционного Суда после реформы Закона о КС РФ 2010 г.[2] рассмотрение дела в суде считается завершенным с момента вступления в силу судебного решения по делу заявителя. Таким образом, исчерпание средств правовой защиты не является условием допустимости жалобы.

Какие именно конституционные права и свободы человека и гражданина могут считаться затронутыми и подлежат конституционно-судебной защите по данной категории дел - вопрос, не имеющий однозначного ответа в практике Конституционного Суда РФ. Не вызывает сомнения тот факт, что речь идет о правах и свободах человека и гражданина, закрепленных в главе 2 Конституции РФ. Кроме того, затронутыми могут оказаться также и конституционные права граждан из других частей Конституции РФ, как, например, право граждан на осуществление местного самоуправления, предусмотренное в ч. 2 ст. 130 гл. 8, Конституционный Суд РФ, не давая тому развернутого обоснования, в своей практике исходит из широкого понимания прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что именно благодаря такой широкой интерпретации конституционных прав и свобод оказалась в принципе возможной конституционная жалоба муниципальных субъектов на нарушение их права на осуществление местного самоуправления.

Указанный подход к толкованию прав и свобод человека и гражданина с отнесением к ним права на местное самоуправление, закрепленного в ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, предопределяется тем обстоятельством, что это право, в свою очередь, берет начало в ст. 32 Конституции РФ и выводится из общих политических прав граждан. Подобным обоснованием можно объяснить и тот факт, что Конституционный Суд РФ распространяет все принципы и критерии ограничения прав и свобод, содержащиеся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и непосредственно затрагивающие закрепленные в ст. 32 права граждан, также на право местного самоуправления[3]. Более того, решения Конституционного Суда РФ по жалобам на нарушение права местного самоуправления показывают, что затронутое право зачастую трактуется еще шире. Заявители могут также ссылаться, и это было признано Конституционным Судом допустимым, на нарушение основ конституционного строя (ст. ст. 3, 12 Конституции РФ), которые гарантируют местное самоуправление как объективное конституционное право, а также на все конституционные права и гарантии местного самоуправления, содержащиеся в ст. ст. 130 - 133 гл. 8 Конституции РФ.

Такое широкое толкование прав, отстаиваемых в конституционной жалобе в защиту права местного самоуправления, не только вступает в определенное противоречие с предусмотренными в Законе о КС РФ условиями допустимости жалобы на нарушение конституционных прав в части установления факта затронутости права, но и приводит на практике к смешению различных видов конституционного производства. Спор о субъективном конституционном праве гражданина в делах по конституционным жалобам фактически смешивается со спорами об объективном праве местного самоуправления, разрешение которых должно осуществляться в рамках абстрактного нормоконтроля.

Нарушение конституционных прав должно быть в жалобе в достаточной степени обосновано, только в этом случае можно говорить о соблюдении условий допустимости жалобы. Достаточная степень обоснованности нарушения является оценочным понятием и трактуется в конституционно-судебной практике неоднозначно. Причем Конституционный Суд признает не соблюденным критерий допустимости не только тогда, когда оспариваемыми положениями не затрагивается и, соответственно, не нарушается защищаемое право заявителя или эти законоположения не были применены в конкретном деле в отношении заявителя, но и когда факт нарушения права представляется Суду неосновательным. Анализ отказных определений показывает, что в них зачастую не проводится различие между критериями допустимости и обоснованности жалобы. В результате как недопустимые отклоняются также те жалобы, в которых подтверждается затронутость права заявителя оспариваемыми нормами, но Суд в процессе конституционного истолкования нормы закона снимает неопределенность в вопросе о том, нарушено ли право, констатируя отсутствие нарушения[4]. Однако в данном случае представляется уместнее говорить о несоблюдении заявителем критерия обоснованности жалобы, а не критерия ее допустимости. При этом речь должна идти не о принятии отказного определения в соответствии с п. 2 ст. 43 Закона о КС РФ, а о рассмотрении дела по существу с вынесением итогового постановления, в котором констатировалось бы отсутствие неопределенности в вопросе о конституционности, т.е. необоснованность жалобы, и подтверждалось бы соответствие оспариваемых законоположений Конституции.

В отношении земельных законов муниципальная конституционная жалоба в ФКС является субсидиарной, поскольку она может быть направлена в земельный конституционный суд[5]. Оговорка о субсидиарности устанавливает примат подсудности муниципальной жалобы земельному конституционному суду только в том случае, когда общины и объединения общин обращаются в связи с противоречием земельных законов ст. 28 ОЗ. В случае же подачи муниципальной конституционной жалобы на федеральные законы клаузула о субсидиарности не может быть применена.

Кроме того, при подаче муниципальной конституционной жалобы, как и в случае с общей конституционной жалобой, должны быть исчерпаны все иные способы правовой защиты (предлож. 1 ч. 2 § 90 Закона о ФКС). Это означает, что для обжалования нарушения, допущенного в подзаконных актах, необходимо сначала обращаться за защитой в административный суд.

Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.) // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4466.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Российская газета. 2005. 12 января.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1391.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
  6. Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 45. Ст. 5742.
  7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 06.02.2019) // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Устав муниципального образования "Сосновское сельское поселение", принятый решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от 25 февраля 2016 г. N 141. URL: http://www.sosnovskoe-nk.ru (дата обращения: 23.050.2020).
  9. Устав Новокузнецкого городского округа (принят Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 7 декабря 2009 г. N 11/117) (с изм. и доп. от 05.03.2019). URL: http://admnkr.ru/munitsipalitet/normativnye-dokumenty/normativnaya-baza-za-2019-god. (дата обращения: 23.05.2020).
  10. Fiedler Kristina. Verfassungsgerichtsbarkeit im Bundesstaat, Frankfurt 2006, S. 105.
  11. Schlaich Klaus / Korioth Stefan. Das Bundesverfassungsgericht. 8. Aufl., 2010, Rn. 191; Starke aaO S. 320.
  12. Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. 2-е изд. М.: Статут, 2018. С. 56.

14 Коваленко Н.В. Обеспечение муниципально-правового статуса личности органами местного самоуправления в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2015. 209 с.

  1. Мошкина Н.А. Роль органов местного самоуправления в защите прав и свобод человека // Административное и муниципальное право. 2016. N 12. С. 1019 - 1025.
  2. Тепляшин И.В., Власов В.А. Общественный контроль в сфере реализации алкогольной продукции: состояние, проблемы, предложения // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2018. N 4(77). С. 122
  3. Шагиева Р.В. Актуальные проблемы права: Учебник / Под ред. Р.В. Шагиевой. М.: Норма; ИНФРА-М, 2019. С. 121.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. N 8.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2017. N 2.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2016. N 11.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2019. N 2.
  8. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2018 г. N 310-КГ18-8636 по делу N А14-9514/2017 // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru (дата обращения: 23.05.2020).
  9. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2017. N 5 - 6.
  10. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (утв. Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011. N 145) // Вестник Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. N 8.
  11. Постановление по курскому делу (п. 3 абз. 3 и 4 мотивировочной части) Конституционный Суд РФ переносит на ограничения права местного самоуправления правила и требования к установлению пределов ограничений прав, содержащиеся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. См. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" // СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4943 (далее - Постановление по курскому делу)).
  12. Определение Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 830-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан М.А. Зурабова и Г.З. Имагожева на нарушение их конституционных прав Законом Республики Ингушетия "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Ингушетия "О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в Республике Ингушетия" // ВКС РФ. 2010. N 6
  13. Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 1999 г. N 4-О "По жалобе гражданки И.В. Петровой на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" // ВКС РФ. 1999. N 2 (далее - Определение по жалобе Петровой).
  14. Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. N 78-О "По ходатайству Высшего Арбитражного Суда РФ об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда РФ от 14 января 1999 года по жалобе гражданки И.В. Петровой на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" // ВКС РФ. 2004. N 5 (далее - Определение о разъяснении Определения по жалобе Петровой).
  15. Определение Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N 556-О-Р "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П по делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса РФ" // ВКС РФ. 2008. N 6.
  16. Решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 5 июня 2014 г. N М-767/20142-980/20142-980/2014~М-767/2014. URL: https://sudact.ru/regular/doc/P0caQTtUqLgW/?regular-txt=Решение+Павлово-Посадского+городского+суда+Московской+области+ (дата обращения: 23.05.2020).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2016 год 23 стр.
Курсовая Принципы права
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 30 стр.
Курсовая Юридическая ответственность и ее виды
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское