В настоящее время терроризм является основной социально-политической проблемой, в связи с тем, что его масштабы приобретают на сегодняшний день действительно глобальное значение. В борьбе с терроризмом Россия прилагает все усилия, чтобы избежать тех опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.
По мнению экспертов, терроризм и террористическая деятельность превратились в политический инструмент, а их виды и формы в научном смысле гораздо шире по сравнению с тем, как они трактуются действующим российским законодательством. Эти явления теперь не ограничиваются актами насилия и запугивания, а организацией террористических актов. В связи с развитием информационных технологий, гаджетов и телекоммуникационных сетей терроризм проник в информационное пространство. Радикалы используют СМИ, блоги, социальные сети, мессенджеры для продвижения своих идей, формирования нарративов, диверсий, а также для информационно-психологических операций[1].
По данным МВД, в 2019 году количество зарегистрированных преступлений террористического характера увеличилось на 7,6% по сравнению с 2018 годом – до 1806. Такие данные содержатся в отчете МВД России о состоянии преступности за год. Из террористических преступлений 1109 преступлений (61,4%) были раскрыты органами внутренних дел, и только 22 преступления были раскрыты сотрудниками СК. Вероятно, остальные преступления были раскрыты в ФСБ, хотя в отчете об этом ничего не говорилось.
Количество террористических преступлений, предварительное расследование которых было завершено в 2019 году, составило 844 (+12,8%). Из преступлений террористического характера 124 (14,7%) расследованы органами внутренних дел (-31,1%), 332 - Следственным комитетом (+32,8%). Остальные, опять же, вероятно, расследовались ФСБ (388 «террористических» преступлений).
Отдельно Министерство внутренних дел подсчитало количество зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. По данным МВД, по статье 205.2 УК РФ (Публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) из этих преступлений зафиксировано 212 (+25,4%), из которых 120 были выявлены ФСБ, остальные – МВД[2].
Таким образом, возникла необходимость не только выявления, задержания и физической ликвидации ячеек террористов, но и информационного противодействия террористической деятельности, а также совершенствования организационно-правовой базы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации функций органов внутренних дел по противодействию терроризму.
Предметом исследования являются организационные формы и особенности деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом.
Целью настоящего исследования является анализ места и роли органов внутренних дел в борьбе с терроризмом.
Эта цель может быть определена в виде следующих основных задач:
- Рассмотреть нормативно-правовую регламентацию противодействия терроризму в России.
- Проанализировать сущность должностных функций органов и служб, противодействующих терроризму в РФ.
- Исследовать полномочия и задачи, возложенные на органы внутренних дел в рамках предупреждения, противодействия терроризму и минимизации последствий террористических актов.
- Провести анализ мероприятий по противодействию терроризму в Российской Федерации .
- Разработать мероприятия по совершенствованию организационно-правовых основ противодействия терроризму в РФ.
Данные задачи будут решены путём изучения и анализа нормативно-правовой, статистической и учебно–методической литературы по теме исследования.
Информационная базы исследования представлена нормативно-правовыми актами, статистическими данными, а так же трудами ученых-теоретиков: И.Р. Асатуллина, С.А. Воронцова, Т.А. Гандалоева, В.В. Козлова, Т.А. Крякиной, В.А. Колокольцева и др.
В процессе достижения цели и реализации задач исследования автор использовал общенаучные, частно-научные и специальные методы научного познания, прежде всего, диалектико-материалистический, а также системный, структурно-функциональный, социологический, правовое прогнозирование и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Исследование выполнено на 47 страницах.
ЧАСТЬ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РФ
-
Нормативно-правовая регламентация противодействия терроризму в РФ
Терроризм является одним из проявлений экстремизма, формой политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия.
Правовой основой противодействия экстремизму и терроризму является правовое обеспечение в сфере борьбы с экстремизмом. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности закреплены не только в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 2 декабря 2019 года)[3], определяющим организационно-правовые основы противодействия экстремистской деятельности и ответственность за ее реализация, но и в иных законодательных актах. Прежде всего, необходимо назвать Конституцию Российской Федерации, предусматривающую равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, право на свободу передвижения, свободу определения национальной принадлежности и пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, активное и пассивное избирательные права. По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных гл. 1 и 2 Конституции РФ[4].
В России имеется достаточно большое количество международных актов, конвенций, законов, указов и распоряжений, регулирующих деятельность государства в сфере противодействия терроризму и экстремизму. Президент России утвердил Стратегию противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегию национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года и Концепцию обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, направленные на активное противодействие экстремизму и терроризму в России.
Уголовный кодекс РФ[5] в ст. 205.2, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 предусматривает уголовную ответственность соответственно за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[6] в гл. 5, 17, 19, ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности.
Значительная часть норм Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ст.9, 11, 13, 14, 15)[7] направлена на закрепление ответственности различных субъектов за осуществление экстремистской деятельности. В них рассматриваются основные положения ответственности общественных и религиозных объединений, иных организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а так же ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской и террористической деятельности.
Правовую основу противодействия терроризму составляют также и международные акты, например:
- Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) (ETS N 90);
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15.06.2001);
- Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.);
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята 21.12.1965 Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН);
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
- «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»[8];
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[9];
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»;
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009)[10];
- Приказ Минюста РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 25 ноября 2010 г. N 362/810/584 «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма»;
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
Отдельные нормы, связанные с противодействием терроризму в конкретной сфере деятельности содержат и иные законодательные акты, к примеру:
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г N 35 ФЗ «О противодействии терроризму»[11];
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»;
- Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»;
- Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»;