Введение
Глава 1. Понятие продовольственной безопасности Российской
Федерации, законодательные и организационные основы ее обеспечения
1.1. Понятие и сущность продовольственной безопасности
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие продовольственную безопасность
1.3. Роль Федеральной таможенной службы России в обеспечении
продовольственной безопасности Российской Федерации
Глава 2. Организация деятельности таможенных органов в системе
обеспечения продовольственной безопасности
2.1. Таможенно-тарифное и нетарифное (запреты и ограничения)
регулирование в отношении продовольственной безопасности
2.2. Таможенное регулирование продовольственных товаров
в условиях ВТО
2.3. Влияние зарубежных санкций на продовольственную безопасность
России и реализация мероприятий по импортозамещению
Глава 3. Пути совершенствования организации и правового
регулирования деятельности таможенных органов при
обеспечении продовольственной безопасности
3.1. Анализ проблем правового регулирования и организации таможенного
контроля в рамках обеспечения продовольственной безопасности
3.2. Предложения по совершенствованию таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности, запретов и ограничений в
целях обеспечения продовольственной безопасности
3.3. Предложения по совершенствованию государственного регулирования
внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности
Заключение Список использованных источников
Приложение 1 Стоимость российского экспорта иимпорта сельхозсырья и продовольствия 2001-2018 гг., млн. USD
Актуальность темы исследования заключается в том, что обеспечение безопасности является первостепенной задачей государства. Особенно это касается обеспечения продовольственной безопасности, которая напрямую связана как с развитием экономики, внутригосударственного производства, здоровьем населения и самого его существования.
Данная проблема приобретает сегодня первостепенное значение в связи со следующими факторами: глобальной проблемой угрозы продовольственного кризиса как следствия ухудшения экологической обстановки, перенаселения, аномальных климатических условий в ряде государств; глобализации мирового сообщества и международной торговли; вступлением России в ВТО.
Однако, конкурентность продовольственных и сельскохозяйственных отраслей нашего государства вызывает справедливые опасения. Не смотря на различные мнения о состоянии продовольственного рынка, сегодня ясно одно, что предотвращение влияния, либо смягчение действия существующих угроз продовольственной безопасности, возможно только путем продуманного, основанного на стройной законодательной основе, государственного регулирования.
Развитие экономики Российской Федерации на современном этапе не- возможно без учета влияния на нее глобализации мировой экономики и внешних факторов, что является определяющим фактором при формировании экономической политики страны. И одним из рычагов воздействия на экономику страны является таможенное регулирование внешнеторговой деятельности, один из методов которого – таможенно-тарифное регулирование.
Однако, таможенное регулирование способно оказывать положительное или разрушительное воздействие на экономику страны, это зависит и от выбранных методов и комбинации применяемых инструментов регулирования. Так либерализация внешней торговли Российской Федерации и цен в 90-х годах привели к почти полному уничтожению целых отраслей народного хозяйства страны (легкой промышленности, сельского хозяйства), к импортной зависимости страны, сырьевой ориентации экспорта и структурных проблем в экономике, низкого уровня продовольственной безопасности страны. Это, в очередной раз, подтвердила сложная ситуация в экономике страны сложившаяся в связи с присоединением Крыма и положением в Украине, когда под видом санкций против страны фактически объявлена экономическая война.
Стремительный рост экспортных, импортных и транзитных потоков, которые перемещаются через таможенную границу, создание в 2010 г. Таможенного союза, а в 2015 г. – Евразийского экономического союза, в рамках которого проводится скоординированная, единая политика в отраслях экономики и единое таможенное регулирование, а также дополнительные риски связанные со снижением уровня таможенной защиты в результате вступление РФ в ВТО в 2012 г. потребовало создания единой системы таможенно-тарифного регулирования и дальнейшее ее совершенствование. В результате чего система взаимодействия при реализации таможенно-тарифных мер регулирования усложнилась, что требует ее детального исследования.
В этих условиях перед Российской Федерацией стоят сложные задачи по развитию и диверсификации экономики, созданию условий для структурных изменений в экономике, укреплению конкурентоспособности страны и реализации, заданного экономического курса на импортозамещение.
Существенную часть которых можно решить путем грамотного применения возможностей таможенно-тарифного регулирования и создания эффективно действующего механизма, способного обеспечить наиболее эффективное использование его инструментов.
Поэтому исследование механизма, правил и норм таможенно-тарифного регулирования, в том числе и зарубежного опыта, позволит найти пути повышения эффективности системы таможенно-тарифного регулирования, рационального сочетания его фискальных, защитных и регулирующих функций, более полного использования потенциала таможенно-тарифной политики Российской Федерации, что в итоге положительно скажется на развитии экономики страны, повышении продовольственной безопасности. Таким образом, актуальность темы исследования можно определить значимостью продовольственной безопасности для самого существования государства, а также реальностью угроз, которые в последнее время приобретают как новые формы, так и масштабы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе таможенно-тарифного государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы таможенного, административного, финансового и налогового права, устанавливающие прядок таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта продовольственных товаров. Целью дипломной работы является исследование государственного таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации для выявления существующих проблем и определения путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие продовольственной безопасности, а также развитие законодательного регулирование и действующее законодательство в сфере ее обеспечения;
- проанализировать правовой статус таможенных органов в системе обеспечения продовольственной безопасности;
- определить организацию таможенного контроля в рамках обеспечения продовольственной безопасности;
- провести анализ проблем правового регулирования и организации таможенного контроля в рамках обеспечения продовольственной безопасности;
- составить на основании анализа правового регулирования и практической деятельности предложения по совершенствованию организации таможенного контроля и правового регулирования взаимодействия органов исполнительной власти в целях повышения уровня обеспечения продовольственной безопасности.
Теоретической основой исследования выступили труды ведущих ученых России и Ближнего зарубежья в сфере финансового, таможенного права: Н.М. Артемова, Г.В. Арупоняна, К. Андерсона, О.Ю. Бакаевой, К.А. Бекяшева, M.E. Верстовой, Д.Б. Винницкого, Б.Л. Габричидзе, Е.Ю. Грачевой, В. Г. Драганова, С.В. Запольского, И. И. Землянской, Е.А. Имыкшеновой, M.B. Карасевой, С.В. Кивалова, А.Л. Козырина, И.И. Кучерова, Е.У. Латыповой, А.Ф. Ноздрачева, С.Г. Пепеляева, Г.В.Петровой, И.В. Рукавишниковой, Э.Д Соколовой, В.Г. Свинухова, А. Струт, А.С. Трошкиным, С.В. Халипова, Н.И. Химичевой, B.X. , М.С. Чеботаревой, Шавшиной, Р.А. Шепенко и др.
Нормативно-правовая и статистическая основа исследования – Федеральные законы РФ, приказы Министерства финансов РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы, опубликованные в научных и периодических источниках, данные Федеральной Таможенной службы, прочие документы открытого доступа. При решении поставленных задач применялись методы системного анализа и системного синтеза.
Были использованы методы статистической обработки информации, сравнительного и экспертного анализа, а также графические и табличные приемы представления информации.
Глава 1. ПОНЯТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГПНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность продовольственной безопасности
В настоящее время вопросы обеспечения продовольственной безопасности являются ключевыми для любого государства, поскольку продовольственная безопасность государства представляет собой мощный геополитический фактор и главный инструмент обеспечения устойчивости социально-экономических процессов.
На сегодняшний день проблема продовольственной безопасности приобрела первостепенность в связи со следующими событиями: ухудшением экологической обстановки, сменой природно-климатических условий в мире, перенаселением и, как следствие, угрозой продовольственного кризиса.
Сущность продовольственной безопасности (с англ. «food security») страны заключается в регулярном обеспечении каждого человека страны необходимым для его жизни и деятельности продовольствием.
Впервые термин был введен в широкое употребление в 1974 г. в Риме на Всемирной конференции по проблемам продовольствия, которую организовала Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (далее – ФАО). Исследованиями продовольственной безопасности на межгосударственном уровне занимались такие ученые, как Ким Андерсон, Анна Струтт.
В 1990 г. К. Андерсон отмечал: «Продовольственная безопасность – это обеспечение доступа всех людей и во все времена достаточным количеством пищи для активного, здорового образа жизни»[1]. В его понимании она включает в себя два элемента: питательные и безопасные пищевые продукты; гарантированная способность приобретать эти продукты социально приемлемыми способами (например, не прибегая к уборке мусора, воровству и т.д.).[2]
Отечественные же авторы стали изучать сущность и проблемы обеспечения продовольственной безопасности с середины 1990-х гг., что было вызвано значительным сокращением собственного производства сельскохозяйственных продуктов и ростом потребления импортного продовольствия.
Так, М.С. Чеботарева определяет продовольственную безопасность как «состояние экономики страны, при котором гарантируется стабильное обеспечение перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем, населения – достаточным количеством безопасных и полноценных продуктов питания с учетом получаемых доходов, а также относительная независимость от импорта сырья и продовольствия»[3].
А.И. Алтухов трактует продовольственную безопасность как: «способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность»[4].
Н.С. Оглуздин отмечает, что это: «степень обеспеченности населения страны экологически чистыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства по научно обоснованным нормам и доступным ценам при сохранении и улучшении среды обитания»[5].
В общем виде продовольственная безопасность представляет собой такое качественное состояние экономики страны, при котором в государстве имеется продовольствия в достаточном количестве, а население располагает возможностью его свободно приобрести. И как следствие, продовольственная безопасность достигается путем обеспечения физического и экономического доступа к безопасному и достаточному продовольствию.
Важнейшей государственной задачей в области производства и потребления продуктов агропромышленного комплекса стала задача достижения продовольственной безопасности страны.
В зависимости от субъектов, решающих проблему, и выполняемых функций отечественные авторы различают разные уровни продовольственной безопасности.
Так, А.С. Трошиным предложены семь: глобальный, субрегиональный, межгосударственный, государственный, местный, групп населения, семейный (домашние хозяйства)[6].
В.И. Бельский выделяет три основных уровня: международный, внутриэкономический и семейный[7]. А в международной практике в основном используется двухуровневая (мировой и национальный уровни) система продовольственной безопасности.
Основной, наиболее важный уровень – мировой. Проблемы продовольственной безопасности на данном уровне, как уже отмечалось ранее, решают международные организации и специализированные органы (ФАО, ВТО, Комитет по продовольственной безопасности и др.). Основная функция таких организаций – это разработка мероприятий по содействию стабилизации экономик государств, в целях обеспечения необходимого уровня жизни населению.
Все уровни иерархии продовольственной безопасности взаимосвязаны между собой. Одним из вариантов решения продовольственной проблемы можно считать согласованные действия субъектов всех уровней иерархии, при условии решения конкретных задач каждым субъектом по отдельности.