Курсовая работа|Право

Мононормы как социальный регулятор в присваивающей экономике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Nastasia

Год: 2011 | Страниц: 28

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ И ГЕНЕЗИС ПРАВА 

1.1. Причины и условия возникновения государства и права

1.2. Генезиса права в первобытном обществе

1.3. Обычное право как источник мононорм

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Регулятивная система первобытного общества

1.2. Мононормы в первобытном обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы: изучение процесса происхождения государства и права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.

Объектом исследования является социальные регуляторы в присваивающей экономике.

Предметом исследования являются исследования мононорм первобытного общества.

Цель исследования заключается в том, чтобы определить особенности мононорм как социальных регуляторов в присваивающей экономике.

Цель исследования обусловила задачи:

  • Сделать общую характеристику первобытно-общинного строя, причин и условия возникновения государства и права;
  • Рассмотреть генезис права в первобытном обществе;
  • Изучить обычное право как источник мононорм;
  • Определить регулятивную систему первобытного общества;
  • Изучить мононормы в первобытном обществе.

Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.

 

1.3. Обычное право как источник мононорм

Представляется, что процесс формирования обычного права идет параллельно - внутри и вне первобытных общностей. Такая общность (род, племя, большая патриархальная семья и т.д.) жила в условиях многобожия, поклоняясь духам и богам, в роли которых выступали, как правило, души умерших предков. Религия освящала обычай, которому следовали прошлые и нынешние поколения членов общности и которому должны следовать их потомки. В этих условиях обычай имел двойную основу. Так, вырастая из отношений данного общества, он, по существу, был его слепком. Одновременно поклонялась данная общность. При этом именно религиозная его основа была определяющей.

Двойственность основы обычного права в условиях его слитности обусловила ряд важных его особенностей. Так, сфера его действия распространяется не только на отношения между членами общности либо между общностями, но и на отношения людей с богами, или духами. Поэтому оно возникает как личное, а не территориальное право.

Тот факт, что обычай вырастает из внутриобщинных отношений, лежит в основе деления мира на «своих» и «чужих». Обычай защищает лишь «своих», не распространяясь на «чужаков». Поэтому те его нормы, которые действуют «внутри» общности, поначалу отнюдь не распространяются на отношения вне ее. Отсюда - две противоположные тенденции в развитии этих «внешних» отношений. Одна из них исходит из отождествления чужаков с врагами и допустимости захватнических набегов на них, грабежей и т.д. Другая тенденция отражает необходимость сосуществования с чужаками и урегулирования конфликтов с ними на основе сначала принципа талиона («око за око»), а позднее - компенсации за вред.

Здесь очевидны существенные различия как в сфере действия обычного права, так и в самой основе отношений внутри и вне традиционной общности. Если внутри ее сакральное по природе обычное право по существу беспробельно (в силу фактора слитности, в том числе с данной системой отношений), то в сфере межобщинных отношений наряду с правом используется и сила.

Две сферы действия обычного права - внутренняя и внешняя - в будущем найдут свое продолжение в разделении суверенитета государства на внутренний и внешний, а права - на национальное и международное. При этом в течение столетий элементами структуры последнего будут право войны и право мира.

С вытеснения родовой общины соседской общиной, а власти родового строя протогосударством в рамках обычного права постепенно складываются его нормы, имеющие территориальное действие.

По мере формирования государства обычаю постепенно придается писаная форма. Этому предшествует наработка приемов (или техники) установления обычного права и его декларирования. Необходимость такой техники объяснялась устной формой обычного права, а также его пониманием как явления несотворимого и неизменного. В самом деле, хотя раннеклассовое общество развивалось крайне медленно, сам факт его развития порождал противоречие между обычаем, который считался неизменным, и общественными отношениями, которые постепенно изменялись. Проблема обострялась тем, что устный обычай со временем мог стереться (деформироваться) в памяти народа.

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
  2. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Т. 1. Теория права. М., 2006.
  4. Лапаева В.В., Тумурова А.Т. Процессы генезиса права с позиций принципа формального равенства (по материалам юридико-антропологического исследования) // История государства и права. 2009. N 17. С. 8 - 16.
  5. Ломакина И.Б. Особенности субъектного состава обычно-правовых отношений в этнической среде (на примере коренных народов Сибири) // Правоведение. 2005. N 3. С. 144.
  6. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007.
  7. Муромцев Г.И. Обычное право в культурно-историческом контексте // История государства и права. 2010. N 13. С. 13 - 17.
  8. Нерсесянц В.С. К праву. О происхождении равенства (из неопубликованного) // История государства и права. 2009. N 17. – С. 12-16.
  9. Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2009.
  10. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.
  11. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
  12. Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 1999.
  13. Теория государства и права. Курс лекций /  Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.
  14. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малым. М., 2007.
  15. Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2007.
  16. Теория государства и права. Учебник. Под ред. Морозовой Л.А. Издательство: Эксмо. – 2010.
  17. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. М., 2003.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2016 год 23 стр.
Курсовая Принципы права
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 30 стр.
Курсовая Юридическая ответственность и ее виды
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское