Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования инвестиционной привлекательности региона
1.1.Сущность и содержание инвестиционной привлекательности региона
1.1.1. Понятие инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата
1.1.2. Факторы инвестиционной привлекательности региона
1.1.3. Исследование и оценка инвестиционной привлекательности
1.1.4. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности
1.2.Терреториальный маркетинг как инструмент формирования инвестиционной привлекательности
1.2.1. Понятие территориального маркетинга
1.2.2.Основные концепции территориального маркетинга
Глава 2. Территориальный маркетинг Санкт-Петербурга как институт инвестиционной привлекательности региона
2.1.Анализ и оценка инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга
2.2.Оценка и анализ территориального маркетинга Санкт-Петербурга
2.3. Маркетинговые исследования и разработка маркетинговой стратегии привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. Рекомендации по развитию и поддержанию инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Россия отличается разнообразием природных, экономических и социальных условий для развития разного рода проектов. Потенциальный инвестор, обладая достоверной и полной информацией, может найти для себя подходящий объект для инвестирования. Каждый регион разрабатывает стратегию развития, в рамках которой планирует и прогнозирует свое развитие: разрабатываются экономические, социальные и инвестиционные стратегии.
На сегодняшний день Санкт-Петербург постепенно изживает себя как туристический центр России, а следовательно появляется объективная необходимость развития различных секторов экономики. Для того, чтобы темпы такого развития были высоки, необходимо привлекать в экономику инвестиции не только внутри, но и во вне. Каждый регион проводит активную политику в области формирования инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий для инвестирования.
Для достижения такой цели регион может использовать различные инструменты современной экономической науки, менеджмента и маркетинга. За счет экономических мер происходит формирование условий и рисков инвестирования, грамотный менеджмент органов власти позволяет сформировать благоприятный налоговый и правовой климат в регионе. Инструменты маркетинга обеспечивают регион не только известностью, но так же позволяют сформировать благоприятный имидж в любых целях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что текущая экономическая ситуация в стране всерьез заставляет задуматься над экономическим и социальным развитием регионов в новых, инновационных направлениях, а для этого необходимо привлечение большого объема финансов в экономику. Для разработки эффективных мер по привлечению инвестиций и формированию инвестиционной привлекательности, регион должен научиться применять современные методы и инструменты маркетинга для достижения цели. Маркетинг, как эффективный экономический инструмент уже проявил себя в некоторых отраслях и доказал свою значимость. Для благоприятного и успешного развития региона необходимо проанализировать существующую маркетинговую инвестиционную стратегию Петербурга, определить её слабые стороны и предложить рекомендации по совершенствованию для достижения более высоких результатов.
Предметом исследования выступает территориальный маркетинг, а объектом – Санкт-Петербург, как инвестиционный регион. Цель работы можно определить как изучение возможности реализации инструментов и методов территориального маркетинга как составляющей инвестиционной привлекательности региона на примере города Санкт-Петербург.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
- Изучить сущность и теоретическое содержание категории «инвестиционная привлекательность» региона;
- Определить роль маркетинга в формировании инвестиционной активности;
- Провести оценку и анализ инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга;
- Изучить и проанализировать эффективность реализации маркетинговой стратегии Санкт-Петербурга в области формирования инвестиционной привлекательности;
- Обобщить результаты анализа и дать рекомендации по совершенствованию маркетинга Санкт-Петербурга, как региона инвестирования.
Теоретико-методолгической базой исследования стали монографии, научные и учебные издания, материалы периодических изданий, посвященные вопросам региональной экономики, маркетинга территорий, финансов, инвестиций и пр., а так же необходимая для понимания настоящей темы специальная литература и источники, прежде всего связанные с методикой оценки инвестиционной привлекательности и методам инновационного маркетинга территорий. Для решения поставленных задач в работе применялись такие общенаучные методы как измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, наблюдение, аналогия и некоторые другие, а так же методы маркетинга, менеджмента и финансового анализа.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные, результаты анализа и индикаторов различных аналитических агентств, международных и отечественных финансовых и инвестиционных организаций.
Структура исследования предполагает наличие введения, двух глав, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список использованных источников и приложения.
Гипотезу данного исследования можно сформулировать следующим образом: эффективный территориальный маркетинг в значительной степени влияет на инвестиционную привлекательность региона.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования инвестиционной привлекательности региона.
1.1.Сущность и содержание инвестиционной привлекательности региона.
1.1.1. Понятие инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата.
Инвестирование, как стратегический финансовый процесс, постоянно ставит в центр внимания общества свои задачи и цели – это обусловлено многогранностью инвестиционного процесса, большим числом точек соприкосновения с экономикой, определяющих степень влияния на неё. Инвестирование определяет процесс экономического роста конкретного субъекта (предприятия, страны, региона, города). Не смотря на большую социально-экономическую важность инвестиций, в науке не существует единого подхода к определению сущности и экономического содержания инвестиций.
Понятие «инвестирование» имеет множество определений и трактовок, в зависимости от того, какой подход применяется в изучении данной категории финансов. В общем виде определение выглядит следующим образом: «Инвестирование– это вложение средств, капитала в программы, проекты, предпринимательское дело, имущественные объекты, ценные бумаги»[1]. На данный момент в работах российских экономистов принято работать с наиболее полным пониманием инвестиций и инвестиционного процесса.
К примеру, Аскинадзи В.М., Максимова В.Ф. и Петров В.С. трактуют понятие инвестиции как любой вид имущества и имущественных прав, которые являются вложениями в объекты инвестиционной деятельности, с целью извлечения прибыли или получения иного положительного эффекта[2].
Аналогичной точки зрения придерживается Ковалев В.И, определяя инвестиции как целенаправленное вложение капитала во всех его формах в различные объекты на определенный срок для достижения собственных целей[3].
Важно отметить, что в последние годы, определение инвестиций расширилось, за счет расширения числа объектов инвестирования. Кроме того, целью инвестирования становятся не только конкретные экономические выгоды, но и возможный эффект (как положительный, так и отрицательный), производимый на различные сферы жизни.
Сегодня инвестиции – это дефицитный ресурс, особенно их нехватка отражается на инвестировании в национальную экономику. Как уже отмечалось выше, сегодня объектами инвестирования могут быть как предприятия, так и страны, или отдельные регионы. Использование эффективного инвестиционного инструмента позволяет улучшать условия жизни, совершенствовать различные социальные институты, модернизировать и обновлять производство, проводить структурную перестройку экономики, улучшать отдельные социально-экономические показатели.
Любой инвестор, прежде чем совершать финансовые вливания в конкретный объект, проводит его тщательное изучение и дает оценку его экономическому положению. Кроме того, инвестор изучает и оценивает инвестиционную привлекательность региона, в котором находится и ведет (или планирует вести) свою деятельность определенный объект. Инвестиционная привлекательность формируется на основе анализа институциональных особенностей экономического положения региона: развитость инфраструктуры, возможность привлечения квалифицированной рабочей силы, экономическая развитость, наличие необходимого инженерного обеспечения и пр.
Инвестиционная привлекательность региона основывается, прежде всего, на состоянии инвестиционного климата. Некоторые исследователи проводят параллель между этими понятиями, считая, что инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат по сути одно и то же[4]. Анализ научной литературы показывает, что последние теоретические исследования в области инвестиционной привлекательности, сосредоточены, главным образом, именно в области установления и формирования определений ключевых инвестиционных понятий. Однако, вопрос разделения или объединения понятий «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность», остается дискуссионным, и предполагает формирование трех подходов классификаций по количественной и качественной характеристике охватываемых элементов инвестиционной привлекательности или климата.
Первый подход[5] (Максимов И.Б., Игонина Л.Л., Ткаченко И.Ю.. и др.) предполагает отождествление понятий «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность», которое в общих чертах можно сформулировать как совокупность внутренних условий (экономических, социальных, политических) и рисков, формирующих определенную степени привлекательности финансовых вложений. Факторы формирования инвестиционной привлекательности конкретного объекта могут быть самыми различными. В соответствии с подходом Лахметкиной Н.И.[6], классификацию основных факторов можно представить в виде схемы на рисунке 1.
Число факторов, в зависимости от целей широты охвата сторон исследуемого объекта может отличаться. Например, при обследовании градообразующего предприятия, будет целесообразно учесть инфраструктурную доступность, для прогнозирования результатов деятельности некоторых предприятий важно дать оценку маркетинговой стратегии и эффективности планируемых маркетинговых мероприятий.
Рисунок 1. Основные факторы инвестиционной привлекательности предприятия (инвестиционного климата).
Второй подход[7] (Максимова В.Ф., Киселева С.П. и др.) предполагает разделение указанных понятий на две различные категории. Разница между ними заключается в первую очередь в том, что «климат» – это объективно сформировавшиеся условия, а «привлекательность» - это субъективные отношение субъектов инвестирования. В связи с этим возникает новая область разделения: какое из понятий выступает базовым, определяющим. Первая группа сторонников данного подхода считает, что исходным понятием является «инвестиционный климат», который наряду с инвестиционной привлекательностью, включает в себя инвестиционные риски, инвестиционный потенциал, инвестиционную активность.
Обширно освещен данный вопрос в работах Гришиной И.В., Игониной Л.Л. и Липсиц И.В., которые полагают, что между инвестиционной привлекательность и активностью существует причинно-следственная связь, которая заключается в том, что привлекательность стимулирует активность и наоборот. Инвестиционная привлекательность выступает многофакторным, обобщенным признаком, а инвестиционный климат напротив, является результативным признаком[8]. На основе этой точки зрения можно сделать выводы, что эту связь можно выразить как функцию соответствующего аргумента.
Вторая группа сторонников подхода основывает свои исследования на заключении, что основной всех инвестиционных процессов выступает инвестиционный климат, который предопределяет инвестиционную привлекательность. Еврохина Е.В., Есина О.И. в своих работах позиционируют инвестиционную привлекательность региона как продукт воздействия инвестиционной политики на инвестиционный климат, при этом понятие инвестиционная привлекательность трактуется шире, чем понятие климата[9].
Изучение описанных выше подходов к дифференциации понятий инвестиционной привлекатнльгости и климата, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, для удобства рассмотрения нашей темы данные понятия необходимо разделить, а во-вторых, в своих дальнейших теоретических и практических исследованиях основываться на том, что оптимальная инвестиционная политика позволяет повысить инвестиционный потенциал и снизить сопряженные с инвестициями риски, и, как следствие, увеличить инвестиционную привлекательность региона, или объектов инвестирования в частности.
Литвинова В.В. в своей статье «Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона» определяет инвестиции как «интегральную среду инвестирования»[10]. Оценка такой среды базируется на анализе инвестиционной привлекательности региона в долгосрочной перспективе (5 лет и более). Динамика ряда формирующих показателей, отражает изменение не только общей привлекательности, но позволяет провести детальный анализ всех направлений образования привлекательности. Как не сложно понять, привлекательность для инвестиций – это частный результат понятия инвестиционный климат, который может быть как положительным так и отрицательным.
Инвестиционный климат представляет собой совокупность экономических, социальных, правовых, инфраструктурных и иных факторов, сформированных определенным государством или его уполномоченными органами, которые оказывают решающее воздействие на расчет эффективности предполагаемой инвестиции и степени ее риска. Инвестиционная же привлекательность является качественным показателем, который служит для определения стратегического направления организации инвестиционных потоков в течение достаточно продолжительного периода времени. Она включает в себя инвестиционный климат, геополитические, институциональные характеристики региона инвестирования, специфические риски и т.д. Иными словами, инвестиционный климат принципиально возможно оценить в некоторых абсолютных показателях, которые основываются на реальной оценке факторов (например, уровень налогообложения, таможенные платежи и сборы, плата за инженерное обеспечение, средний уровень зарплаты и т.д.). Инвестиционную же привлекательность оценить в абсолютных значениях невозможно, так как входящие в нее факторы не имеют абсолютных оценок (например, уровень коррупции, криминальной преступности, риски смены политической власти и т.д.) Конечно, имеются определенные показатели, с помощью которых возможно оценивать некоторые факторы (например, преступность в количестве зарегистрированных преступлений на 100 тыс. жителей), но и эти данные сами по себе не являются основанием для введения реальных абсолютных оценочных параметров инвестиционной привлекательности.