Введение
Глава 1. Теоретические вопросы исследования социальной безопасности молодежи в обществе
1.1. Понятие и подходы к изучению социальной безопасности
1.2. Механизмы и факторы обеспечения социальной безопасности молодежи на уровне государства, региона, территории, организации
Глава 2. Исследование социального самочувствия молодежи в контексте социальной безопасности
2.1. Мнение студентов КемГУ о социальной безопасности российской молодежи
2.2. Выводы и рекомендации о формировании социальной безопасности для молодежи
Заключение
Список использованной литературы
В XXI веке в России наблюдается противоречие между реализуемой политикой обеспечения социальной защиты молодежи, с одной стороны, и реальным состоянием социальной защиты молодежи – с другой. Данное противоречие возникает из-за отсутствия четкой и последовательной государственной политики по обеспечению социальной безопасности современной российской молодежи.
Цель исследования: оценить уровень социальной безопасности молодежи: сформулировать понятие и определить способы обеспечения.
Объектом исследования выступает молодежь.
Предметом исследования является безопасность как социальное явление.
Раскрытие темы обусловило необходимость решения ряда задач:
- Рассмотреть сущность понятия и подходов к изучению социального обеспечения.
- Проанализировать механизмы и факторы обеспечения социальной безопасности молодежи на уровне государства, региона, территории, организации.
- Изучить мнение студентов КемГУ о социальном обеспечении российской молодежи.
- Сформулировать выводы и рекомендации по формированию социального обеспечения молодежи.
Эти задачи будут решаться путем изучения и анализа научной и справочной литературы по теме исследования.
Глава 1. Теоретические вопросы исследования социальной безопасности молодежи в обществе
- Понятие и подходы к изучению социальной безопасности
Социальная безопасность является наиболее благоприятным состоянием и защитой общественных отношений и институтов, которые обеспечивают стабильную реализацию и развитие законных политических, экономических, духовных интересов отдельных лиц и социальных групп, исключают незаконные ограничения и насилие со стороны других социальных субъектов[1].
Объектами социальной безопасности являются личность, общество и государство в целом. Социальная безопасность является важной частью национальной безопасности.
Категория «социальное обеспечение» еще недостаточно изучена в науке и является предметом исследования ряда ученых. Социальное обеспечение все чаще анализируется в контексте глобализации вызовов и угроз национальным, экономическим и социально-политическим системам, которые сопровождают развитие современного мира.
Вопросам, связанным с социальной безопасностью и социологией безопасности посвящены работы И.Я. Богданова, Н.П. Ващекина, В.И. Добреньковой, В.Н. Иванова, В.Н. Кузнецова, В.К. Левашова, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко, Р.Г. Яновского и др.[2]. Вопросы подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности и социального обеспечения были затронуты в работах Л. А. Михайлова, В. П. Соломина, Е. Н. Боярова, Е. М. Ребко, Е. Ю. Молодцова, А.В. Старостенко, Е. М. Киселева, С. В. Абрамова, Т. А. Беспамятных, Г. И. Сопко и другие. Авторы и исследователи определяют социальное обеспечение человека как ключевое научное направление подготовки будущего бакалавра образования, поскольку только человек с культурой социального обеспечения может гармонично жить в современном мире.
Теоретическое понимание проблемы социальной защиты молодежи является междисциплинарным, что требует комплексного подхода к обозначению границ и особенностей его изучения, который можно условно разделить на четыре направления. Первое направление, на которое мы опирались, представлено в работах, посвященных общетеоретическим аспектам феномена безопасности (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. П. и др.). Локк, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель). Классическая социология XIX-начала XX веков изучает проблемы безопасности с концептуальных позиций позитивизма (О. Конте, Г. Спенсера) и марксизма (К. Маркса, П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановского и др.). Социология XX века. Проблемы социального обеспечения уже исследуются, применяя структурную и функциональную парадигму, где она понимается как социальная гармония (Э. Дюркгейм[3], П. Л. Лавров[4]), как безопасность «в социальности», по Ф. Теннису[5].
Понимание социальной безопасности, определяющее ее через особые чувства и состояния доверия к постоянству природного и социального мира, с которыми люди себя идентифицируют, было представлено в трудах Э. Гидденса[6], Н. Аберкромби и др.[7]
Ко второму направлению относятся работы, связанные с теоретико-методологическими подходами и концепциями, с анализом роли и места социальных институтов в обществе, проблемами институционализации (М. Вебер[8], Э. Дюркгейм[9], П. Бергер[10], П. Блау[11], Г. Блумер[12], Г. Спенсер[13], Н. Смелзер, Т. Парсонс[14], Д. Норт[15], Я. Щепаньский, П. Штомпка и др.)[16].
Большое значение в общетеоретическом и методологическом планах имеют исследования, связанные с работой по проблемам молодежи в рамках монопарадигмального подхода (Р. Бенедикт, К. Манхейм[17], К. Маркс, Г. Шельский, А. И. Шендрик[18], Ф. Энгельс, Э. Эриксон, С. Айзенштадт и др.) и относящиеся к третьему направлению.
Молодежь в них изучается преимущественно как объект влияния социальных институтов и структур. Ведущее место здесь отводится структурному функционализму, сыгравшему значительную роль в создании теорий межпоколенного взаимодействия (К. Манхейм), конфликта поколений (Д. Белл, Р. Мертон, Э. Фромм, С. Айзенштадт) и сексуальной революции (Г. Маркус, В. Райх), социальной мобильности и профессиональной социализации молодежи (А. С. Капто, А. С. Колесников, В. А. Мансуров, В. Н.Шубкин).
Российские социологи, выделяя специфические особенности молодежи как социально-демографической и социокультурной группы, акцентируют внимание на социальных статусных (объективных) и социально-идентификационных (субъективных) показателях. Так, в исследованиях В. Т. Лисовского, И. М. Ильинского, Г. В. Осипова, В. А. Ядова обосновывается социальная субъектность российской молодежи как группы социального резерва, определяются параметры ее социальной активности, а М. К. Горшков и Ф. Е. Шереги рассматривают ее как основной потенциал социальной структуры общества.
В свою очередь, Ю. А. Зубок, В. А. Чупров[19], А. И. Ковалева, В. Ф.[20] Левичева, А. Матуленис, Е. А. Гришина, Б. А. Ручкин акцентируют внимание на особенностях социализации, интеграции и социального самоопределения молодежи в условиях изменяющегося российского общества, на проблемах молодой семьи, на социальных различиях в доступе к институциональным ресурсам и каналам формирования молодежных идеологий, при этом особое внимание уделяется социальным и репродуктивным функциям подрастающего поколения.