Термин «экспертиза» идет от слова на латыни "expertus", что в переводе является сведущим. Любая экспертиза подразумевает под собой, что профессионал в определенной области науки на основе своих знаний и передовых технологий, ответит на все вопросы, которые вы ему зададите по предмету исследования.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что судебная экономическая экспертиза решает многие вопросы, которые возникают во время следствия. Её главной целью является получение знаний, которые можно использовать на практике, либо в суде. Именно поэтому существует очень много методик, которые нацелены на то, чтобы получить максимально точные и достоверные знания. Именно поэтому классификация судебно экономических экспертиз очень необычная и имеет определенные правила, нарушать которые нельзя, ибо это нарушит её целостность и объективность. Кроме того, такое исследование может быть нацелено еще и на то, чтобы выяснить обстоятельства какого-либо дела и факты этого дела. А для этого обязательно понадобятся специальные знания в определенной области у специалистов этого дела.
Понятие судебной экономической экспертизы заключается в том, что её назначает суд, а результаты исследования можно будет использовать в качестве доказательства.
Целью настоящей работы является изучение современного состояния понятия, значения и классификации судебной экономической экспертизы.
Предметом настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в рамках проведения судебной экономической экспертизы.
Объектом настоящей работы является судебная экономическая экспертиза. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Охарактеризовать понятие и значение судебной экономической экспертизы.
- Изучить понятие и сущность документальной ревизии.
- Выявить актуальные проблемы судебной экономической экспертизы.
- Определить отличия документальной ревизии от судебно-экономической экспертизы.
Методологическую основу исследования составили положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений.
Методологически значимым являлось положение общей теории судебной экспертизы о том, что разрабатываемые частные теории судебной экспертизы должны соотноситься с общей теорией судебной экспертизы, то есть иметь одинаковую структуру и логические следствия, проверяемые эмпирическим материалом, конкретизировать общие закономерности. В основу исследования положены следующие методологические подходы,:
1) системно-деятельностный, который автор рассматривает как органическое единство задач, вытекающих из следственной ситуации и задач расследования преступления, и экспертных задач судебно-экономических экспертиз, направленных на исследование свойств объекта экспертного исследования, что в конечном итоге, позволило провести систематизацию экспертных задач;
2) предметно-теоретический, основанный на систематизации знания об объекте и предмете судебно-экономической экспертизы.
1 Теоретические аспекты изучения судебной экономической экспертизы
1.1 Понятие и значение судебной экономической экспертизы
Для определения понятия судебно-экономической экспертизы следует понимать, что такое экспертиза. Это исследование, которое проводится «узким» специалистом в области науки, техники, искусстве или другой области, для получения компетентного ответа на поставленные заказчиком вопросы. Предназначение экономической экспертизы в том, чтобы выявить доказательства при рассмотрении дел экономической направленности в уголовном и гражданском судопроизводстве.
Исследования, которые проводятся в рамках экономической экспертизы, основываются на анализе финансово-хозяйственной документации объекта исследования. Основанная цель проведения такой экспертизы – это выявление сведений о совершённых объектом хозяйственных операций, а также о последствиях этих операций.
Экономическая экспертиза — род судебных экспертиз, направленных на изучение деятельности финансово-экономического характера, осуществляемой хозяйствующим субъектом, то есть анализ и оценка корректности финансовых операций, их отражение в учете, а также исследование кредитной, налоговой и других областей деятельности.
Экономическая экспертиза может проводится: [1]
- как в рамках уголовного процесса;
- так и в рамках гражданского процесса.
Поэтому, экономическая экспертиза:
- во время уголовного процесса регулируется правилами УПК РФ;
- проводимая в рамках гражданского процесса – ГПК.
Кроме того, общий закон, который регулирует порядок проведения любой судебной экспертизы – это Федеральный закон от 31. 05. 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
В уголовном процессе проводится только судебная экспертиза. Она назначается по решению суда, а также по постановлению следователя, специалиста дознания или прокурора. Итогом судебной экспертизы является заключение эксперта, которое является компетентным для суда. Суд применяет его для доказывания или опровержения фактов, которые имели место быть, и которые рассматриваются в рамках уголовного дела.
Судебная экономическая экспертиза может понадобиться, когда речь идёт о:
- мошенничестве – ст. 159 УК РФ;
- незаконном предпринимательстве – ст. 171 УК РФ;
- уклонении от уплаты обязательных налогов и сборов как гражданином, так и предприятием – ст. 198 и ст. 199 УК РФ;
- злоупотреблении полномочиями (дела о взятках) – ст. 201 УК РФ.
В гражданском процессе проводится внесудебная экспертиза, это исследование по желанию гражданина, участвующего в гражданском процессе. Итог – заключение специалиста. Она проводится по инициативе любого участника гражданского процесса. Оплачивается она им же.
Необходимость провести внесудебную экономическую экспертизу можно возникнуть при:
- расчёте возможного ущерба, при нанесении вреда здоровью действиями или бездействиями гражданина;
- расчёте ущерба при ДТП;
- поиске «серых» схем ухода организации от налогообложения;
- такую экспертизу может заказать учредитель организации, если он подозревает, что бухгалтер или наёмный руководитель обманывают его, укрывая средства;
- другие случаи, когда требуется произвести некоторые расчёты.
Основные компетенции эксперта-экономиста:[2]
- Исследованием первичных бухгалтерских и кассовых документов;
- Исследованием регистров бухгалтерского учета; регистров налогового учета;
- Исследованием бухгалтерской и налоговой отчетности с пояснительными записками;
- Исследованием уставных и иных распорядительных документов (приказов), договоров и актов сверок по их исполнению; выписок регистрирующих органов и реестров (по ценным бумагам, долям собственников);
- Исследованием иных документов и сведений, позволяющих раскрыть действительную причину возникновения спорных ситуаций, занимается эксперт-экономист.
Финансовая, налоговая и бухгалтерская экспертизы проводятся в рамках гражданских и уголовных процессов с целью решения следующих задач:
- установление нарушений в процессе документальной фиксации сведений о финансовых операциях, в процессе организации, распределения и использования предприятием доходов, денежных средств (фондов);
- установление искажений в налоговом и бухгалтерском учете и анализ их воздействия на размер налогооблагаемой базы;
- выявление фактов отклонений, нарушений в финансово-кредитной сфере;
- определение кредитоспособности заемщика, т.е. его способность своевременно и в полном объеме осуществить возврат заемных средств;
- определение направлений расходования целевых средств;
- установление налогооблагаемой базы, исчисление и уплата налогов и иных обязательных взносов и платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды;
- выявление соответствия между налогооблагаемой базой, суммой налоговых отчислений и между нормами отечественного законодательства;
- расчет долей учредителей (акционеров) в имуществе хозяйствующего субъекта, определение суммы денежных средств, которые причитаются участнику общества в случае выходя его из состава, а также размера дивидендов акционерам по результатам финансового года;
- иные ситуации, разрешение которых требует участия специалиста в области экономических наук.
Несудебная экономическая экспертиза производится в непроцессуальной форме. Она может назначаться по запросу адвоката (защитника). Также запросить несудебную финансовую экспертизу могут иные физические и юридические лица, заинтересованные в ее проведении. Акт несудебной бухгалтерской экспертизы (или иначе он называется актом экспертного исследования) выносится по итогам проведения как раз таки несудебной экономической экспертизы. Предъявление второй стороне с целью заключения мирового соглашения для избежания судебного разбирательства, приобщение в качестве иных документов по ходатайству стороны и решению суда являются основными, но исчерпывающими формами использования результатов несудебной экономической экспертизы.[3]
Судебная экономическая финансовая экспертиза обладает процессуальным характером и назначается в рамках уголовных, гражданских, арбитражных дел. При этом субъект экономической судебной экспертизы, то есть эксперт-экономист, назначается органами суда или следствия. Эксперт обязан опираться на теоретическую базу, в основе которой лежит комплекс юридических и экономических знаний, измененный и обобщенный для целей правосудия.
Итоговым документом при проведении судебной экономической бухгалтерской экспертизы является заключение эксперта, которое выступает как самостоятельный вид судебного доказательства. Экономические экспертизы подразделяются на бухгалтерские и финансово-экономические. Такое разделение экономических экспертиз зависит от направления исследования и решаемых вопросов. Следует заметить, что подобное разделение носит условный характер. Анализ судебной и экспертной практики показывает, что в процессе проведения одного экспертного исследования разрешаются одновременно как бухгалтерские, так и финансово-экономические вопросы.
Процедура рецензирования экспертного экономического заключения независимым экспертом представляется возможной.
1.2 Понятие и сущность документальной ревизии
Документальная ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершения в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Цель ревизии — осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Специальными случаями проведения ревизии являются тематические проверки, проводимые соответствующими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции: финансовыми, налоговыми, таможенными и др.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений и исполнение смет; - использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- операции с основными средствами, нематериальными активами и связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
Документальные ревизии проводят:
а) контрольно-ревизионное управление Минфина России и его местные органы;
б) органы внутриведомственного финансового контроля;
в) ревизионные комиссии общественных организаций и акционерных обществ.
Под контрольно-ревизионными органами Минфина России понимаются: контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации, Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору.
Главное управление федерального казначейства Минфина России и управления федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации взаимодействуют с правоохранительными органами в рамках своей компетенции.
Для проведения ревизии выделяется конкретное лицо — ревизор (или группа ревизоров). Ревизор должен быть высококвалифицированным специалистом, имеющим, как правило, высшее экономическое образование и практический стаж учетной работы. Он должен знать законодательство, постановления, иные нормативные акты, а также методические материалы по организации бухгалтерского учета и составления отчетности, формы и методы бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, порядок проведения документальных ревизий и проверок, порядок организации документооборота, документального оформления и отражения в бухгалтерском учете хозяйственных средств и их движения, план и корреспонденцию счетов, основы экономики, организации производства, труда и управления, трудовое, хозяйственное и налоговое законодательство.
Работа ревизора предполагает определение его прав и обязанностей, границ контрольной деятельности, правовой ответственности и наличие у него методик проверки соответствующих объектов.