Курсовая работа|Менеджмент

Экономико-математическое моделирование в управлении

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2003 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Управленческое решение как процесс. Необходимость моделирования процесса принятия управленческих решений

Глава 2. Экономико-математическое моделирования процессов принятия управленческих решений

Глава 3. Частные случаи экономико-математического моделирования в менеджменте на примере прогнозирования и планирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   

Менеджеру известно, что хорошо структурированные проблемы имеют многовариантные решения, элементы которых, а также связи между ними, хорошо изучены и могут быть выражены количественно. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и экономико-математических моделей.

Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.

Слабо структурированные проблемы, как правило, связаны с выработкой долгосрочных курсов действий, каждый из которых затрагивает многие аспекты деятельности организации и реализуется поэтапно. Например, определение стратегии технического перевооружения производства, совершенствование организации управления и т.п.

 Эти проблемы содержат наряду с хорошо изученными, количественно формализуемыми элементами также неизвестные или неизмеряемые компоненты, отличающиеся значительной неопределенностью.

Они решаются с помощью методов системно, анализа, сочетающих в себе сложные математические расчеты с большим объемом субъективных суждений руководителей и специалистов.

Неструктуризованные проблемы отличаются значительной неопределенностью и неформализуемостью как самих целей деятельности, так и возможных курсов действий.

Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотреть моделирование в управлении.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить управленческое решение как процесс.
  2. Выявить экономико-математическое моделирование процессов принятия управленческих решений
  3. Рассмотреть частные случаи экономико-математического моделирования в менеджменте на примере прогнозирования и планирования

Курсовая работа состоит из 3 глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

  

Глава 1. Управленческое решение как процесс. Необходимость моделирования процесса принятия управленческих решений.

Решения являются одной из важнейших составных частей процесса управления. Весь процесс управления представляет собой непрерывную цепь решений разной сложности и важности, различающихся по своему характеру, продолжительности влияния, затрагиваемым уровням и выполняемым функциям. Количество решений, вырабатываемых в каждом органе управления, чрезвычайно велико. Но есть общие черты решений, которые позволяют их определенным образом классифицировать.  Можно выделить два основных подхода к понятию “решение”. В первом решение представлено как результат акта выбора одной альтернативы из возможных, а “принятие решений” выступает в виде процесса выбора этой альтернативы. Так, Г. Саймон, делая в процессе решений акцент на финальный акт выбора среди альтернатив, выделял в этом процессе три фазы.

Первая характеризуется интеллектуальной активностью и поиском в окружающей среде условий, требующих решений, вторая - выработкой решений, т.е. определением возможных курсов действий, третья окончательной оценкой и выбором варианта решения. Во втором решение определяется как вся совокупность действий и мероприятий не только по принятию решений, но и по его реализации. Так, Б. Гурней выделяет четыре основных элемента, характеризующих решение. Во - первых, признаком решения является наличие выбора, когда принимающее решение лицо имеет несколько вариантов возможного поведения. Во-вторых, выбор должен быть сознательным, т.е. основанным на мыслительном процессе. Инстинктивный акт или необдуманное, импульсивное действие не является решением. В-третьих, выбор должен быть ориентирован на одну или несколько целей. И, в-четвертых, выбор должен завершаться действием, т.е. решение должно вызвать цепь целенаправленных действий по его осуществлению.  Второй подход более верен, так как решение есть органическое неразрывное единство принятия и реализации решения.

Место решений и их использование в процессе управления определяются соответствием принятых решений целям функционирования организации, для которой они принимаются. Необходимо выделить также такую черту управленческого решения, как его директивность и обязательность, которая как бы автоматически порождает действие управляемой системы по осуществлению принимаемых директив, команд, предписаний.

Одним из характеристик управленческого решения служит определение системы средств осуществления намеченной задачи, лиц, ответственных за соответствующие действия, и сроков исполнения решений. И, наконец, необходимо упомянуть о таком свойстве решений, как наличие системы правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, принятия, вступления в силу, внесения изменений и отмены.

Как уже говорилось, решения весьма многообразны и многочисленны. Поэтому необходима их классификация с целью упорядочить существующее множество решений и обнаружить тенденции их развития. В научной литературе используются самые различные критерии для классификации. Так, Б. Гурней классифицирует решения по признаку их важности и по признаку уровня принятия решения. Причем, автор сам подчеркивал относительность данных критериев.

Представляется более правильной классификация по критериям, свойственным всем видам управленческих решений, а не только отдельным из них. В качестве таких критериев можно назвать следующие: субъектно-объектные отношения, содержание решений, форма решений и время действия решений.

Субъектно-объектные отношения выражают не только общие черты, но и особенности различных систем управления.

Например, возможны разные субъекты управленческих решений и один объект управления. Допустимо также воздействие на один объект решений разного содержания и с неодинаковыми методами регулирования тех или иных явлений. Возможен такой вариант, что иногда объект, по которому принимается решение, может находиться в пределах соответствующей системы управления, либо быть шире ее и испытывать поэтому воздействие различных систем управления.

Другая разновидность решений, классифицируемых по субъектно- объектному признаку - решения, изданные субъектом, который одновременно выступает и как объект. Имеется в виду участие работников и его отдельных групп в подготовке и принятии тех или иных решений.  Вторым признаком классификации решений является разграничение их по содержанию. Здесь также есть несколько аспектов, один из которых охватывает сферы отношений, регулируемых этими отношениями. Можно выделить решения экономические, социальные, по организационным вопросам и др. [7, c 179]

По степени сложности различают простые, сложные и уникальные. В зарубежной литературе данная разновидность классификации решений довольно тщательно разработана Так, Г. Саймон выделяет два основных вида решения - программированные и непрограммированные. Первые отличаются элементами известного шаблона и повторяемости, что облегчает формализацию приемов их разработки и принятия и в меньшей степени требует творческих элементов. Для второй разновидности решений характерен выбор задач оригинального свойства, стратегического значения, основывающихся на оценке новых явлений и постановке неизвестных ранее задач. Здесь необходим прежде всего творчески - аналитический подход.  Решения различаются и по удельному весу содержащихся в них элементов, и по самой своей направленности, в зависимости от того, на какой стадии управленческого процесса они возникают и для решения какой задачи они предназначены. Здесь можно выделить решения постановочные, регулятивные, контрольные, организационные и т.д.

В целом, классификация решений по их содержанию помогает правильно подходить к оценке форм, методов и средств, необходимых для выполнения той или иной задачи, возникающей в процессе управления.  Третьим классификационным признаком решения служит форма. Различают письменную и устную форму решений. Преобладающей формой решений являются письменные решения. Эта форма является наиболее существенной, поскольку вносит элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации.

Таким образом, классификация решений по форме позволяет их разграничивать в зависимости от порядка разработки и принятия. Отсюда выделяют индивидуальные (единоначальные) и групповые (коллегиальные). Первая охватывает решения, принимаемые уполномоченными должностными лицами в пределах своей компетенции. Вторая включает решения, вырабатываемые совместно, это расширяет возможности углубленного анализа проблем и сопоставления разных мнений, увеличивает число обсуждаемых вариантов, уменьшает риск ошибки. Следующий признак классификации - отличие решений по времени действия. Постановка каждой задачи должна соизмеряться со средствами их выполнения и с предвидением реальных сроков осуществления. Поэтому решения по длительности могут существенно отличаться друг от друга. По времени исполнения различают оперативные, тактические, стратегические. Можно также выделить непрерывно действующие решения и решения с прерывным сроком действия, которые возникают лишь для осуществления определенных задач в определенный отрезок времени. И, наконец, можно выделить кратковременные или разовые решения, которые принимаются для осуществления какой-то конкретной задачи в пределах сравнительно большого отрезка времени. Как правило, это задача, решение которой влечет за собой постановки близких или аналогичных задач.

Глава 2. Экономико-математическое моделирования процессов принятия управленческих решений.

В классификации решений по времени действия выражается принцип их цикличности, определенная хронологическая последовательность, временные рамки которой неизбежно должны учитываться в процессе управления.

Надо отметить, что теория решений зародилась в годы второй мировой войны и была связана с методом исследования операций. Оптимальные решения выбираются из большого числа вариантов, отражающих ряд взаимосвязанных факторов. Впоследствии получают более широкое применение методы сетевого планирования и управления, теория игр и т.д. Наиболее ярким представителем теории решений является Г. Саймон, который разработал ее на основе современных исследований в области экономики, математики и психологии. Моделирование человеческой деятельности, по его мнению, открывает новые возможности для более гибкой и рациональной адаптации людей и организаций в меняющихся условиях. Цельность его концепции объясняется во многом строгой увязкой между собой таких элементов, как цель, динамичность внешней среды, организация и ее уровни, иерархия лиц, волевой момент, оценка и выбор альтернативы, критерии выбора и оптимизации, количественное выражение процессов управления, моделирование.

Теория решений направлена на создание логичной и всеохватывающей концептуальной схемы, опирающейся на разные науки и факты действительности и на разрешение технических задач. 

  1. Виханский О.С. Менеджмент. - М. : «Фирма Гардарика», 1996.-416 с.
  2. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленчес­кого персонала. — М.: МП «Сувенир», 1996
  3. Нуриев Р. М. Курс микроэкономики. — Москва: Норма,
  4. Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения. — Москва: ЮНИТИ, 2001.
  5. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент. — М.: МГУ, 1995.
  6. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. — Москва: Дело,
  7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.,2002
  8. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. – М.,2000
  9. Радугин А.А. Основы менеджмента.-М.: Центр,1998.-432 с.
  10. Ромащенко В. Н. Принятие решений: ситуации и советы. — Киев: Политиздат, 1990.
  11. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент — Москва: Интел синтез, 2000.
  12. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения — Москва: Интел синтез, 2002.
  13. Фатхутдинов Р.А. Управленческого решения — Москва: ИНФРА-М, 2001.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Менеджмент
2015 год 44 стр.
Курсовая Анализ коммуникационных процессов в организации
MrPowerPoint
Курсовая работа Менеджмент
2016 год 49 стр.
Курсовая Инструменты контроллинга в управлении организацией
Telesammit
Курсовая работа Менеджмент
2011 год 27 стр.
Курсовая Разработка инновационного проекта
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское