Преобразования в экономике России, становление рыночных отношений, изменение форм собственности и другие экономические и социальные процессы повлекли за собой появление новых составов преступлений в сфере экономики. Наряду с традиционными хищениями, взяточничеством, мошенничеством, которые также значительно видоизменились, появились такие преступления, как незаконная коммерческая деятельность, уклонение от уплаты налогов, махинации в сфере кредитно-финансовых отношений, перекачка государственных средств в коммерческие структуры и другие.
Изменения, произошедшие в России, естественно, привели к включению в Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. новых составов преступлений, объединенных в главным образом в трех главах - 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» и 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
В России, наряду с другими социально-экономическими реформа, была проведена и реформа налогового законодательства, что не могло не найти своего отражения в уголовном законодательстве, путем введения составов налоговых преступлений.
Все сказанное свидетельствует об особой актуальности темы работы.
Объектом исследования являются урегулированные нормами уголовного законодательства общественные отношения, возникающие в связи с совершением налоговых преступлений.
Предметом исследования выступают нормы уголовного закона (ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ) и налоговое законодательство России, как их бланкетное содержание.
Цель настоящей работы - провести юридический анализ преступлений, посягающих на уплату обязательных налоговых платежей.
Задачи работы: 1) дать характеристику составов налоговых преступлений по УК РФ 1996 года; 2) дать криминологическую характеристику налоговой преступности; 3) проанализировать основные направления предупреждения налоговой преступности в России.
Глава 1. Общая характеристика законодательства об ответственности за налоговые преступления в России и в зарубежных странах
- Понятие налоговых преступлений и их место в системе норм уголовного права России
Включение норм об ответственности за уклонение от уплаты налогов обусловлено особой общественной опасностью данных преступлений. Как отмечают исследователи, общественная опасность налоговых преступлений определяется высокой значимостью налогов в хозяйственной деятельности общества[1], общественная опасность налоговых преступлений заключается в причинении вреда бюджету государства в части его формирования от сбора налогов с юридических и физических лиц вследствие неуплаты налоговых платежей лицами, обязанными законодательством платить налоги с установленных объектов налогообложения[2].
По мнению И.Н. Соловьева, общественная опасность налоговых преступлений определяется тем, что они причиняют существенный ущерб налоговой, финансовой, экономической безопасности государства, препятствуют плановому поступлению налогов в бюджет, чем подрывают нормальное функционирование экономики. Недополучение налоговых платежей бюджетами различных уровней приводит к задержкам в выплате заработной платы, пенсий, дотаций, сворачиванию социальных программ, научных исследований. Опасность заключается и в том, что в случае успешного осуществления преступного посягательства у виновного лица появляются денежные средства, имеющие фактически нелегальное происхождение. Соответственно возникает потребность, во-первых, в сокрытии источника получения таких средств (то есть легализации или «отмывании»), а во-вторых, в использовании этих денежных средств, в корыстных целях, в том числе в рамках предпринимательской деятельности.
Таким образом, значимость норм, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, очевидна. Не случайно ст. 57 Конституции закрепляет положение, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта конституционная обязанность человека и гражданина имеет особый публично-правовой характер, что обусловлено самой природой современного российского государства. Налог необходимое условие существования государства, поэтому зафиксированная в Конституции РФ обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.[3]
Несмотря на значительное совершенствование уголовного законодательства, в том числе и относительно преступлений, относимых к числу налоговых, уточнения объективных и субъективных признаков ранее существовавших преступлений, тем не менее в науке уголовного права по- прежнему продолжается дискуссия по целому ряду вопросов, относительно уголовно-правового регулирования отношений в сфере налогообложения.
Прежде чем начать изучать признаки налоговых преступлений, необходимо дать определение, что же является налоговым преступлением и уяснить круг общественно опасных деяний, которые следует относить к их числу.
Внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ изменения в УК РФ не решили всех проблем связанных с определением понятия «налоговое преступление», с пониманием места налоговых преступлений в системе уголовного права страны. Остались также дискуссионными вопросы относительно эффективности положений, закрепленных в статьях, предусматривающих ответственность за налоговые преступления.
Эти вопросы являются предметом научной дискуссии не только в России, но и во многих зарубежных странах. На сентябрьской встрече в 2003 г. членов Совета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Люксембург и Швейцария заблокировали все попытки дать определение понятия «налоговое преступление», которое было бы обязательным для всех стран - членов ОЭСР.[4]
До сегодняшнего дня, к сожалению, так и нет единого подхода к определению видовой принадлежности налоговых преступлений в национальном уголовном законодательстве. По-прежнему существуют разные точки зрения о том, какие составы преступлений необходимо относить к числу налоговых.
Впервые понятие «налоговые преступления» обнаруживается в Законе РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», где в ст. 2 говорилось, что задачами федеральных органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.[5]
Одна из первых попыток определения налоговых преступлений была предпринята А.Г. Котом. Он определял их как предусмотренные и запрещенные законом общественно опасные умышленные деяния, совершаемые специальным субъектом-налогоплательщиком, посягающие на установленный порядок налогообложения.[6]
Однако в настоящее время данное определение неприменимо, так как по современному уголовному законодательству субъектом налогового преступления может являться не только налогоплательщик. В частности, в ст. 199.1 УК речь идет о налоговых агентах. Аналогичную позицию занимает и И.И. Кучеров, который также обращает внимание на то, что субъектом налоговых преступлений налогоплательщики являются не всегда (он имеет в виду, что налогоплательщиком по ст. 199 УК является организация- налогоплательщик, а уголовную ответственность несут физические лица).
По мнению A.B. Пирогова, налоговое преступление - это умышленно совершенное посягательство на установленные законодательством общественные отношения по уплате налогов путем неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налогового платежа при наличии возможности его уплатить, влекущее за собой недофинансирование бюджетов различных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов. В данном определении нашли отражение деяние и последствия совершенных преступлений.
И.Н. Соловьев определяет налоговые преступления как общественно опасные деяния, совершенные в сфере налогообложения юридических и физических лиц и запрещенные законом под угрозой наказания.[7]
Некоторые авторы предлагают использовать для характеристики преступлений в сфере налогообложения понятие «налоговые преступления» и «уклонение от уплаты налогов». При этом, уклонением от уплаты налогов являются «любые общественно опасные, противоправные и уголовно наказуемые умышленные деяния субъекта, которые позволяют последнему избежать или в той или иной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов»[8].
И. Кучеров использует понятие «преступления в сфере налогообложения», в число которых он включает собственно «налоговые преступления» и преступления «против порядка налогообложения»[9]. К налоговым преступлениям он относит деяния, запрещенные ст.ст. 198 и 199 УК РФ, а к преступлениям против порядка налогообложения - запрещенные ст.ст. 173 и 170 УК.
Ряд авторов, наряду с налоговыми, выделяют группу иных преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства. К их числу они относят регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170 УК), лжепредпринимательство (ст. 173 УК), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК), незаконную банковскую деятельность (ст. 172 УК).
К числу преступлений «против порядка налогообложения» исследователи относили и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). В основу этого легло включение в предмет преступления таможенных платежей, разновидностью которых является налог на добавленную стоимость.[10]
Понятием «налоговые преступления» охватывается группа преступлений, так или иначе, прямо или косвенно причиняющих вред отношениям, связанным с уплатой и исчислением налогов и (или) сборов и уменьшающих доходную часть бюджета РФ и бюджетов иного уровня. При этом они могут совершаться как путем уклонения от уплаты налогов самими налогоплательщиками, так и налоговыми агентами, а также путем сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
Видовым объектом налоговых преступлений следует считать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного законом порядка исчисления и уплаты налогов и (или) сборов.