Деятельность любой фирмы, так или иначе, связана с вложением ресурсов в различные виды активов, приобретение которых необходимо для осуществления основной деятельности этой фирмы. Но для увеличения уровня рентабельности фирма также может вкладывать временно свободные ресурсы в различные виды активов, приносящих доход, но не участвующих в основной деятельности. Такая деятельность фирмы называется инвестиционной, а управление такой деятельностью – инвестиционным менеджментом фирмы.
Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время – время укрупнения субъектов рыночных отношений и передела собственности. Инвестиции представляют собой применение финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала (капиталовложений).
Осуществление инвестиций – протяженный во времени процесс. Поэтому для наиболее эффективного применения финансовых ресурсов предприятие формирует свою инвестиционную политику. Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей предприятия. Именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к долгосрочной тенденции экономического развития и адаптации к ней.
Важнейшей формой управления финансами предприятия должны стать решения, суть которых сводится к формированию достаточных для развития предприятия финансовых ресурсов, поиску новых источников финансирования на денежном и финансовых рынках, использованию новых финансовых инструментов, позволяющих решать ключевые проблемы финансов: платежеспособность, ликвидность, доходность и оптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования. Основная цель анализа - выявление и оценка тенденций развития финансовых процессов на предприятии. Менеджеру эта информация необходима для разработки адекватных управленческих решений по снижению риска и повышению доходности финансово-экономической деятельности предприятия, инвестору - для решения вопроса целесообразности инвестирования, банкам - для определения условий кредитования предприятия.
Любой инвестиционный проект, являясь инновационным, требует учета различного рода факторов, которые могу оказать влияние на финансово-экономические показатели. Учитывать эти факторы предоставляется возможным при создании бизнес-плана инвестиционного проекта. В этом и заключается актуальность данной темы.
Курсовая работа проводится на материалах общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие Измерительные технологии.
Для проведения анализа в качестве отчетного периода принимается 2010 год, прошлого периода – 2009 год.
Методами исследования являются сбор информации, сравнение и ана-лиз.
Для исследования используются законодательные и нормативно-методические документы, специальная научная литература, электронные ре-сурсы, а также внутренние документы и отчетность ООО НПП «Измерительные технологии».
Объект исследования - ООО НПП «Измерительные технологии».
Предмет исследования – инвестиционный бизнес-план ООО НПП «Измерительные технологии».
Целью курсовой работы является бизнес-план инвестиционного проекта на примере ООО НПП «Измерительные технологии».
Для этого поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бизнес-плана инвестиционного проекта;
- разработать бизнес-план инвестиционного проекта на ООО НПП «Измерительные технологии»;
- на основе плана оценить эффективность инвестиционного бизнес-плана Общества
1. Теоретические аспекты бизнес-плана инвестиционного проекта
1.1. Инвестиционный бизнес-план
Бизнес-план является неотъемлемой частью делового планирования. Необходимость разработки инвестиционного бизнес-плана российскими предприятиями вызвана рядом причин:
- адаптацией зарубежного опыта разработки инвестиционных проектов к отечественным условиям с обязательной типизацией методологии и документов, используемых в области бизнеса.
- необходимостью программного обеспечения разработки и анализа инвестиционных проектов;
- оценкой бизнес-плана участниками проекта с позиций возврата вложенных средств и получения прибыли.
Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать последовательность действий для его успешного воплощения. От правильности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта [7].
Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов - центральный этап инвестиционного планирования, включающий следующие виды работ:
- развитие концепции и дальнейшую разработку основного содержания проекта;
- установление деловых контактов и изучение целей участников;
- структурное планирование;
- организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;
- получение одобрения на продолжение работ.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на прединвестиционной фазе.
Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.
Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модернизацию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах [5].
Венчурные предприятия, выпускающие продукцию при повышенном риске, систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, современных технологий и т.п.
Если предприятие, наметив рост производства продукции или освоение новой техники, не имеет для этого достаточных мощностей, то оно может использовать бизнес-план, чтобы привлечь капитальные вложения либо новых партнеров, инвесторов, кредиторов, спонсоров. Для этого может быть подготовлено краткое описание бизнес-плана, называемое бизнес-предложением.
Бизнес-план инвестиционного проекта - это план (программа) реализации целей и путей достижения организуемого проекта производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), исходя из намеченных технико-экономических показателей.
В нем, как правило, приводится обоснование и оценка возможностей проекта, определяются доходы и расходы, потоки реальных денег, источники финансирования, анализируется рентабельность и окупаемость, безубыточность и другие показатели. Это и один из предынвестиционных этапов деловых проектов, их основная и неотъемлемая часть. Служит он основанием для предоставления кредита и является средством анализа проекта на его реализуемость и эффективность [14].
В инвестиционном проектировании выделение бизнес-плана в самостоятельный раздел (этап, документ) связано с переходным периодом в экономике, необходимостью адаптации зарубежного опыта разработки проектов к отечественным условиям, типизацией методологии и документации в этой области бизнеса.
При технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов бизнес-план необходим:
- инвестору - для определения целесообразности (эффективности) вложения капитала;
- предпринимателю - для выработки программы действия и руководства в процессе реализации проекта;
- государственным органам - для регулирования и контроля кредитных взаимоотношений.
По существу, это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам, необходимый им для оценки экономической эффективности намечаемых проектом мероприятий, реальности получения ожидаемой прибыли, возврата кредитных вложений.
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается в целях обоснования:
- текущего и перспективного (стратегического) развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
- возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, возврата заемных средств;
- предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
- целесообразности оказания мер государственной поддержки [11].
Бизнес-план инвестиционного проекта требует определенной конкретизации по отношению к принятому решению, видам собственности, юридической форме, источникам финансирования, видам выпускаемой продукции, целям производства на вновь строящемся объекте, внедрению новой техники и технологии на действующих предприятиях, использованию материальных и трудовых ресурсов, увеличению прибыли, освоению рынка и др. Но прежде чем начать его разработку, необходимы данные о спросе и предложении, производственная, финансовая и другая информация.
Информация о спросе и предложении позволяет определить, почему и кому, в каких объемах данная продукция (работы, услуги) будет реализовываться (продаваться). К тому же потребитель (покупатель) приобретает не просто продукцию или услугу. а совокупность их определенных качеств и преимуществ, которые могут разрешить его проблемы. Если производитель выпустит свою продукцию в соответствии с требованиями потребителя и сделает это лучше, чем конкуренты, то может достигнуть ожидаемых результатов, скажем, увеличить прибыль. Необходимые данные можно получить из отчетов и публикаций, в результате собственных наблюдений и маркетинговых исследований, участия в выставках, ярмарках и торгах.
Таким образом, разработке бизнес-плана должен предшествовать значительный объем работ по сбору и обработке достоверной исходной информации, четкое определение цели и задач будущего проекта. Существуют и используются два основных способа получения информации: из установленной отчетности и путем выполнения соответствующих наблюдений. В большинстве случаев они комбинируются. Если обобщающие количественные оценки базируются на информации, содержащейся в отчетности (бухгалтерской, статистической, оперативной), то более детальные и качественные можно получить путем непосредственных наблюдений, тестирования и т.п., т.е. в результате реального отображения сегодняшней ситуации [15].
Большую часть производственной информации можно получить на предприятиях (фирмах и т.п.), выпускающих такую же или аналогичную продукцию. Так, с ее помощью можно составить перечень всех производственных операций, способов их выполнения; список требуемых ресурсов (сырья, материалов, инструментов и т.п.), спецификацию оборудования, их поставщиков и условия поставки; потребность в трудовых ресурсах по специальностям и квалификации; обеспеченность производственными площадями, возможность их аренды, покупки и т.д.; накладные и другие расходы.
Для всесторонней оценки финансового состояния объекта требуется финансовая информация, на основании которой инвестор мог бы судить о необходимых средствах и прибыльности проекта, способах получения денег (кредиты, выпуск акций и т.д.). Важной является и информация о ценах и затратах, но она часто составляет коммерческую тайну изготовителя.
В свою очередь цель осуществления проекта должна быть конкретной, вызывать ощущение реальности. Она, например, может иметь количественную определенность (скажем, увеличить на определенную величину объем производства, прибыль или снизить издержки и т.д.), разбиваться на несколько конкретных задач, решаемых количественно во времени (по годам, кварталам или даже месяцам), либо устанавливать конкретные сроки достижения намеченных целей и решения задач [5].
Не менее важным и ответственным является представление бизнес-плана потенциальным инвесторам (его презентация). Представляя его, разработчик (предприятие, фирма и т.п.) старается продать проект, а для этого он должен быть привлекательным и, прежде всего, отпечатан хорошо читаемым шрифтом, в нем должны быть наглядно представлены и качественно выполнены схемы и графики. Конфиденциальная информация может быть опущена, а в случае необходимости представлена дополнительно. Инвестора могут интересовать и другие данные, например процент (доля) продаваемого пакета акций, его общая цена, минимальный объем инвестиций, условия предоставления капитала (акции обыкновенные, привилегированные, долговые обязательства с гарантиями, заем и т.д.).
Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта. Бизнес-план (в переводе с английского - план предпринимательской деятельности) получил распространение в российской практике начиная с 90-х годов, когда переход к рыночному механизму инвестирования потребовал изменения принципов финансирования капитальных вложений. Развитие новой модели инвестиционного планирования было вызвано, с одной стороны, сокращением государственных инвестиций, обусловившим необходимость поиска альтернативных источников финансирования, причем на возвратных началах, с другой стороны - задачами достижения соответствия разрабатываемых проектов международным нормам.
Международные финансовые организации выделяли кредитные ресурсы российским предпринимателям только при наличии проработанного бизнес-плана. Отсутствие опыта разработки бизнес-планов у большинства предпринимателей серьезно осложняло поиск потенциальных инвесторов.
В российской экономике стали возникать структуры (государственные, коммерческие и смешанные), предлагающие услуги по разработке бизнес-планов.