ВВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ В ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ
1.1 Основные понятия теории управления инновационными проектами
1.2 Классификация инноваций на предприятиях питания
1.3 Сущность, функции и характеристики мобильных приложений для ресторанов
2 РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В РЕСТОРАНЕ «СТРАТОСФЕРА» ПРИ ГОСТИНИЦЕ «RADISSON SVO»
2.1 Характеристика ресторана «Стратосфера»
2.2 Характеристика внедряемого мобильного приложения
2.3 Экономическая оценка внедрения мобильного приложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Индустрия питания в настоящее время является одной из наиболее ликвидных отраслей экономики Российской Федерации. За 2018 год количество предприятий общественного питания увеличилось на рекордные 24 % в сравнении с предыдущим периодом, говорится в исследовании маркетингового агентства «Маркет Аналитика». Статистика 2GIS сообщает о динамике в 30 % по стране. Основными драйверами роста выступили возросшая потребительская активность, улучшение экономической ситуации в стране и пропаганда средствами массовой информации культуры питания вне дома [25].
Эксперты связывают это в первую очередь с тем, что большое внимание уделяется питанию, растет уровень жизни большей части населения, что увеличивает значительное количество потенциальных клиентов, которым необходимо заинтересовать. Таким образом, использование инновационных технологий в сфере общественного питания является залогом успеха. В развитых странах от доли валового внутреннего продукта до 85 % приходится на долю новых знаний, которые воплощаются в инновационных производственных и управленческих технологиях.
Владельцы ресторанов знают, что всего 20% постоянных посетителей способны им обеспечить 80% прибыли (правило Парето). А чтобы удержать постоянных посетителей и привлечь новых в условиях жесткой конкуренции стильного интерьера и качественной вкусной еды уже не достаточно. Здесь и приходят на помощь инновации в ресторанном бизнесе – интересные маркетинговые шаги, ради которых клиентам хочется еще и еще приходить именно в этот ресторан.
Например, несколько лет тому назад удачной инновацией в ресторанном бизнесе считались вызов такси из кафе или бронирование столиков по телефону. Чуть позже самыми модными становились рестораны, в которых можно сделать заказ с доставкой на дом, а также заведения в которых в различных конкурсах можно было выиграть скидку на обслуживание или, к примеру, ужин на двоих [25].
Использование инновационных технологий позволяет предприятиям выйти на мировые рынки и быть наиболее конкурентоспособными. Поэтому в настоящее время инвесторы уделяют большее внимание инновациям, чем слияниям компаний, смене стиля руководства, поиску новых возможностей снижения издержек. Внедрение инноваций в производственный процесс позволяет увеличить выручку компаний, ускорить рост сети общественного питания, они являются основой для создания конкурентного преимущества, привлечения инвесторов и потребителей. Современный ресторанный бизнес в целях привлечения потенциальных потребителей широко использует современные инновации в области информационных технологий, управления персоналом, гостевых услуг и маркетинга [24].
Таким образом, формирование инновационной модели управления бизнесом является актуальным и выступает основным условием для обеспечения высокой конкурентоспособности предприятий сферы общественного питания.
Объект исследования: предприятие индустрии питания – ресторан «Стратосфера» при Radisson SVO.
Предмет исследования: мобильные приложения, применяемые при обслуживании гостей на предприятиях питания.
Целью написания курсовой работы является разработка бизнес-плана по внедрению мобильного приложения при обслуживании гостей на предприятиях питания.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия теории управления инновационными проектами; с маленькой буквы
- изучить классификацию инноваций на предприятиях питания;
- дать характеристику ресторану «Стратосфера» при Radisson SVO;
- провести SWOT-анализ;
- разработать и экономически обосновать инновационное предложение по созданию мобильного приложения.
При написании работы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы;
- метод анализа и синтеза;
- системный анализ;
- сравнительный анализ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ В ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ
1.1 Основные понятия теории управления инновационными проектами
На сегодняшний день внедрение инноваций рассматривается организациями как один из самых эффективных способов повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Необходимо отметить также, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития.
Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80 % прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций [22]. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современных предприятий.
В настоящее время отмечается отставание многих отечественных предприятий от иностранных компаний в техническом и технологическом развитии, что затрудняет возможность конкурировать с зарубежными производителями. Однако при этом у российских предприятий имеется возможность применить достижения мировой управленческой науки, разработав инновации, которые позволят им сравняться с зарубежными организациями в технологическом и управленческом плане. Также к преимуществам иностранных компаний можно отнести большой опыт в применении современных производственных технологий, превосходство в производительности труда, основанное на применении новейших технологий производства, значительный опыт в использовании управленческих технологий. Выше перечисленное дает представление об основных направлениях деятельности, которые необходимо совершенствовать российским предприятиям при вступлении в ВТО.
На современном этапе развития рыночных отношений одной из основных целей любого предприятия является устойчивое развитие, что подразумевает улучшение экономических показателей, совершенствование деятельности в области социальной ответственности бизнеса и экологическое обеспечение окружающей среды и выпускаемой продукции. Постоянное совершенствование перечисленных параметров будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности предприятия в целом, что становится все более актуальным во всех отраслях промышленности в связи с возрастающей конкуренцией и постоянно изменяющихся требованиях потребителей к качеству продукции.
Положительная динамика большинства показателей инновационной деятельности обусловлена развитием подходов к изучению инноваций, их сущности и видов.
Понятие «инновация» характеризует новую продукцию или услугу, технологию их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-технической, производственной, правовой, социальной и других сферах. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей лиц, принимающих решение по измерению, анализу и синтезу инновации как продукции или услуги. Анализ литературных источников (см. табл. 1), посвященных изучению инноваций, показал, что ученые рассматривают это понятие применительно к конкретной формальной ситуации, в зависимости от объекта и предмета своего исследования, преимущественно касающихся нововведений в области техники и технологий.
Активное применение термина «инновация», как самостоятельное, так и для обозначения совокупности родственных понятий («инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.) отмечено в переходной экономике России.