1 Роль и значение таможенно-тарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и РФ.
1.1 Понятие таможенного – тарифного регулирования, его элементы и его применение при ввозе автотранспортных средств в Российскую Федерацию.
1.2 Основные формы и принципы таможенно-тарифного регулирования автотранспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза и РФ
1.3 Нормативная правовая основа таможенно-тарифного регулирования автотранспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза и РФ
2 Деятельность ООО «Мир Машин» по осуществлению таможенно-тарифного регулирования автотранспортных средств перемещаемых через таможенную границу РФ.
2.1 Общая характеристика организации, правовая основа деятельности.
2.2 Внешнеэкономическая деятельность организации
2.3 Анализ деятельности ООО «Мир Машин» по таможенному оформлению и таможенному контролю автотранспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ юридическими лицами
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию таможенных операций
3.1 Проблемы, возникающие при импорте легковых автомобилей физическими и юридическими лицами
1 Роль и значение таможенно-тарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и РФ
1.1 Понятие таможенного – тарифного регулирования, его элементы и его применение при ввозе автотранспортных средств в Российскую Федерацию
Под таможенно – тарифным регулированием необходимо понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) государственных нормативов внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, которые должны способствовать защите отечественных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров. а также быть источником дохода для федерального бюджета. [27, с. 25].
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее – таможенная граница) [21, с.152].
Функции таможенно-тарифного регулирования: протекционистская и фискальная [16, с.43].
Задачи ТТР:
- Защита национального производителя
- Баланс, равный торговый баланс
- Пополнение доходов бюджета.
- Регулирование спроса и предложения (желаемое количество по лучшей цене).
- Обеспечение устойчивого экономического роста.
- Достижение стабильности экономики страны.
В соглашении ЕАЭС от 29 мая 2014 г. сказано, что элементы ТТР ЕАЭС:
- Единый таможенный тариф ЕАЭС;
- Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
- Единые правила определения страны происхождения [21, с. 74].
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Новая редакция Единого таможенного тарифа ЕАЭС которая утверждена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.
Нетарифные методы регулирования ВЭД – совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности.
Меры нетарифного регулирования классификационной системы ГАТТ: [13, с. 96].
- Количественные ограничения и сходные административные меры
- Меры финансового характера
- Ограничительная практика правительственных органов
- Таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и общепринятые нормы
- Технические барьеры в торговле
Согласно ст. 46 «Меры нетарифного регулирования» Договора о ЕАЭС от 10.10.2014 в торговле с третьими странами ЕАЭС применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Методы представляют собой средства исполнения порядка перемещение товар через таможенную границу союза, и их нахождение на таможенной территории. Порядок совершение таможенный операция, порядок исчисление и уплаты, взыскание и обеспечение таможенный платежей, сбор. Порядок проведение таможенного контроля и порядок соблюдения запретов и ограничений. Принципы:
1) законности;
2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов [23, с. 89].
Все перемещаемые через таможенную границу движимые товары условно можно разделить на: товары, товары для личного пользования, перемещаемые в торговом обороте, транспортные средства. Так, бывшие в употреблении товары для личного пользования, ввозимые физическими лицами, прибывающими в государство член Евразийского экономического союза на постоянное место жительства, освобождаются от уплаты таможенных платежей независимо от веса и таможенной стоимости при одновременном выполнении следующих условий:
- ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию таможенного союза из страны проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство член Евразийского экономического союза;
- такие товары приобретены до даты прибытия на постоянное место жительства в государство член Евразийского экономического союза.
При этом способ перемещения не играет важной роли. Товары могут перемещаться в несопровождаемом или сопровождаемом багаже, либо быть доставлено перевозчиком в адрес физического лица. Есть исключение, такое как получение товаров в международном почтовом отправлении (МПО). Статус физического лица не играет важной роли, законодательство разрешает получать без уплаты таможенных платежей товары, пересылаемые в МПО, только в количестве, не превышающем 100 евро или 31 кг веса, полученные в течение календарного месяца. К большому сожалению, встречаются случаи, когда свои вещи граждане пересылают посылками по 1530 штук, и не могут их получить, т.к. таможенные платежи составляют 4 евро за 1 кг веса товара [15, с. 97].
Данные правила распространяются только для ввоза товаров личного пользования в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами ЕАЭС.
Перемещение товаров для личного пользования участниками Государственной программы из государств, являющихся членами ЕАЭС, а именно, Беларуси, Армении, Кыргызстана, Казахстана производится без таможенного декларирования и без проведения таможенного контроля. Предназначение товаров определяет таможенный орган исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах, количества товаров и характера, частоты пересечения физического лица и перемещения им товаров через таможенную границу. Эта норма препятствует возможности перемещения товаров в целях, которые не относятся к личному пользованию [27, с. 39].
Кроме того, вышеупомянутым Соглашением установлен перечень товаров, которые не могут относится к товарам для личного пользования, а следовательно , они должны быть продекларированы в общем порядке с применением декларации на товары, уплатой таможенных платежей и сборов, предоставлением документов о соблюдении запретов и ограничений. В перечень таких товаров включены в частности: двигатели внутреннего сгорания (за исключением двигателей для водных судов), котлы центрального отопления, косилки (кроме косилок для газонов, парков или спортплощадок), машины или механизмы для обмолота, машины для заготовки сена, уборки урожая, разного рода машины, механизмы, оборудование (в соответствии с классификационным кодом по ТН ВЭД ЕАЭС), к примеру, деревообрабатывающие станки, сверлильные станки; моторные транспортные средства (специального назначения), кроме используемых для перевозки грузов или пассажиров; транспортные средства промышленного назначения самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами; тракторы, прицепы для перевозки автомобилей [13, с. 45].
Участники Государственной программы могут рассчитывать на льготу по уплате таможенных платежей для ввозимых товаров для личного пользования в следующем случае:
- товары относятся к товарам для личного пользования;
- товары для личного пользования которые были в употреблении в употреблении;