Введение
1. Фалес
2. Анаксимандр
3. Анаксимен
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Философия
Авторство: diplomstud
Год: 2014 | Страниц: 15
Введение
1. Фалес
2. Анаксимандр
3. Анаксимен
Заключение
Список использованной литературы
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет - с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно - она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.
Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.
Первые философы и ученые того периода времени были одновременно политиками и купцами. Материализм VI века до н. э. представлял собой мировоззрение передовой торгово-промышленной части рабовладельческого класса. Это был период становления рабовладельческого общества, период борьбы класса рабовладельцев против родовой аристократии.
Первыми материалистами считают Фалеса (694-546), Анаксимандра (610-546) и Анаксимена (585-528) из города Милета. Отсюда принято называть этот материализм милетским.
Милетский материализм выступает в теснейшей связи с естествознанием своего времени. Фалес был геометром, занимался астрономией, предсказывал солнечное затмение; Анаксимандр занимался астрономией и географией; Анаксимен занимался математикой и астрономией. «Древнейшие греческие философы, - пишет Энгельс, - были одновременно и естествоиспытателями».
Общим для всех материалистов из Милета было, во-первых, связь их философии с естествознанием, во-вторых, признание единой материальной основы мира, в-третьих, выведение из этой единой материальной основы мира всех форм материи, в-четвертых, признание целостности, нерасчлененности природы и, в-пятых, наивный диалектический взгляд на природу.
Милетский материализм отражал в своем содержании исторически прогрессивные взгляды торгово-промышленной части класса рабовладельцев.
Обратимся к характеристике взглядов первых стихийных материалистов Древней Греции.
1. Фалес
Фалес из Милета (ок. 625-547 до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астрономом и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять на практике. Он - автор многих технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте.
Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Он - первый математик и физик в Ионии. Существовало даже предание, что Фалес был финикийцем, ставшим гражданином Милета. Более правдоподобна версия о финикпйских предках Фалеса. Фалес жил в самом конце 7 - первой половине 6 в. до н. э. Он предсказал год полного для Ионии солнечного затмения, которое, как определила современная астрономия, имело место 28 мая 585 г. до н. э. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов» в 582 г. до н. э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом Ионии. Фалес настоятельно советовал ионийским полисам объединиться перед лицом угрозы сперва против Лидии, а затем против Персии. Но советам философа, как это будет потом часто, не вняли. В борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия более опасный враг, чем Лидия, помогал ей как инженер. Он помог Крезу перейти через реку Галие, приказав вырыть водоотводный канал, понизивший уровень воды в реке.
Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Хотя идея Фалеса о «первосущности» представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников... Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма - воззрения, по которому жизнь - имманентное свойство материи, сущее - само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. По сообщению Аристотеля, Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Согласно Плутарху, Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира .
Итак, Фалес считал, что в основе природы находится первовещество - вода. Начало всему, учил он, есть вода; все начинается от воды и все возвращается в нее. Испарения воды питают солнце и другие небесные светила. Вода возвращается на землю в виде дождя, в форме тумана, росы, подземных ключей и проч. Материя (вода) бесконечна. Из нее путем уплотнения образуются все вещи природы. Воде, как первовеществу, присущи внутренние материальные силы, являющиеся источником развития и изменения в природе.
Земля, согласно мнению Фалеса, находится в центре мира, в середине водной стихии; она плавает, подобно куску дерева. Природа представляет собой непрерывный процесс изменений вещей, круговорот вещества, превращение одних форм материи в другие.
Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз первого древнезападного философа, его философское завещание .
1. История философии/Под ред. М.Д. Коршунова. СПб.: Тригон, 2006. 565 с.
2. Маевский И.В. Античная философия. М.: Мир, 2006. 546 с.
3. Огарков Ю.Э. Курс лекций по философии. М.: Прогресс, 2005. 328 с.
4. Розуван И.Б. Философия. М.: Зерцало, 2003. 532 с.
5. Савельев К.С. Философы античности. М.: Высшая школа, 2005. 329 с.
6. Фильченко Н.Т. Философия. М.: Экзамен, 2007. 325 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!