В настоящее время торговля является крупным сектором российской экономики, в котором трудится большая часть населения страны. Торговля представлена множеством крупных, средних и мелких предприятий. Настоящая работа посвящена анализу оборота розничной торговли торгового предприятия.
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является оборот розничной торговли. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Розничная торговая деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции направлена на максимальное удовлетворение спроса населения на товары для личных нужд. В этой связи величина розничного оборота, его состав и структура объективно отражает предпочтения потребителей и их уровень покупательской способности.
Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля России претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями и, конечно же, финансовым экономическим кризисом.
В период формирования рыночных отношений предпринимательство в России столкнулось с массой проблем. Решить их все разом оказалось большинству из предпринимателей не под силу. Такое положение привело к сильнейшему спаду производства, экономическому, финансовому и управленческому кризису. Проблема, как работать в условиях рынка, как управлять организацией и принимать решения, останется актуальной еще долгое время. Все дело в том, что отечественные предприниматели имеют небольшой опыт работы в условиях рыночной экономики. В связи с этим отсутствует системный подход к использованию и обработке полученной и необходимой им информации для принятия управленческих решений. Все это в полной мере касается информации о прибыли коммерческих организаций, сформированной по данным бухгалтерского учета.
Актуальность проблемы обусловлена назревшей необходимостью совершенствования теоретических и методологических основ и положений, разработки новых подходов и методов организации и повышения объема оборота розничной торговли в соответствии с требованиями рынка и дороговизной жизни. Тема представляется автору особенно актуальной в современной ситуации развития российской экономики. Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации в настоящее время ставят перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, влияющих на конечные показатели деятельности, к которым для торговли относится и оборот розничной торговли.
Цель настоящей работы – выявить резервы оптимизации показателей оборота розничной торговли и повышения эффективности деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и методологию анализа оборот розничной торговли а;
- осуществить анализ динамики абсолютных и относительных показателей оборот розничной торговли а;
- представить систему факторов, влияющих на оборот розничной торговли;
- выявить резервы повышения эффективности деятельности.
В работе рассматривается деятельность торгового предприятия за последние два года. В качестве источника информации используются показатели бухгалтерской отчетности.
-
Экономическая сущность оборота розничной торговли
1.1 Значение и сущность оборота розничной торговли в рыночных условиях, его содержание
Розничный товарооборот – это продажа потребительских товаров за наличный расчет населению, независимо от каналов реализации. [9, с. 68]
В составе розничного товарооборота выделяется оборот розничной торговли (оборот розничных торговых предприятий) и оборот общественного питания. Оборот розничной торговли – это стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков. [9, с. 68]
В состав оборота розничной торговли может быть включена продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Включается в оборот розничной торговли в полном объеме стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой. Также при отпуске потребительских товаров непосредственно населению в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям организаций розничной торговли их стоимость включается в оборот розничной торговли. При таком отпуске осуществляется последующее возмещение продажной стоимости отпущенных населению товаров организации – продавцу, что реально создает оборот этой организации.
В состав товарооборота розничного торгового предприятия включается:
- стоимость потребительских товаров, проданных населению за наличный расчет;
- стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
- стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
- продажу товаров длительного пользования по образцам (по полной продажной стоимости на момент передачи товара покупателю);
- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара;
- стоимость проданной порожней тары. [25]
Не включается в оборот розничной торговли:
- стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
- стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Также не включается в оборот розничной торговли:
- стоимость спецодежды, выданной своим работникам; продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и др.);
- продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и др.);
- стоимость возвращенных покупателями товаров, а также стоимость порожней стеклянной посуды, возвращенной в торговую сеть или принятой в обмен на товар;
- отпуск товаров в счет взаиморасчетов или в порядке товарообмена между магазинами и другими организациями (кроме организаций социального назначения);
- стоимость входных билетов на рынки, ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.
Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения устанавливается в розничных ценах – фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.
Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета).
Следовательно, обязательным признаком операции относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека (счета).
Показатель оборота розничной торговли используется в качестве структурного показателя соотношения основного и не основных видов деятельности торговой организации. Общая стоимость оборота организаций розничной торговли устанавливается без учета налогов и обязательных платежей (НДС, акциз, экспортная пошлина, таможенные сборы). Оборот розничной торговли измеряется стоимостными и натуральными показателями. Как любой стоимостной показатель, оборот розничной торговли имеет некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияют цены, и он может увеличиваться за счет реализации дорогих товаров, а не товаров, имеющих доступные для массового потребления цены. Это необходимо учитывать при оценке эффективности работы торгового предприятия. [22, с. 215]
- По составу покупателей оборот розничной торговли подразделяется на продажу товаров:
- Населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена: юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, для которых торговая деятельность является основной (магазины, универмаги, палатки и др.); юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (магазины при промышленных предприятиях и др.); физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (баз регистрации юридического лица).
Объемы продажи населению товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках осуществляются на основе специальных обследований, осуществляемых региональными статистическими органами в соответствии со статистическим инструментарием.
- Юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.
Товарная структура оборота розничной торговли включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы в соответствии со статистической ф. № 1 – торговля.
Значение оборота розничной торговли выражается в следующем:
- Характеризует объем деятельности розничного торгового предприятия;
- Является основой планирования других экономических показателей;
- Способствует возмещению всех затрат общества на производство и обращение товаров;
- Обеспечивает реализацию денежных доходов, полученных в соответствии с количеством и качеством затраченного труда;
- Существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты;
- Отражает пропорции между спросом и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением;
- Отражает конечный результат деятельности розничных торговых предприятий;
- Характеризует уровень жизни населения. [9, с. 77]
Таким образом, сущность оборота розничной торговли выражают экономические отношения, связанные с обменном наличных денежных средств населения на приобретенные товары в порядке купли-продажи. Далее рассмотрим тенденции развития оборота розничной торговли в современных условиях.